Естественно, потому что все решают деньги. Легендарность трассы и ее история не имеют никакого значения, если на банковские счета Экклстоуна не переведена нужная сумма. Об этом знают абсолютно все в мире Формулы-1, но почему-то забыли на Нюрбургринге. С британским миллиардером шутки, касающиеся денег, очень плохи. Много легендарных автодромов ушло в небытие из-за того, что вовремя не смогли перечислить валюту. На сегодняшний момент на Нюрбурге прошло 40 этапов Формулы-1, хоть и назывались они время от времени по-разному. Казалось, что это внушительный факт, который должен помочь автодрому спастись, но на самом деле нет.
На голландском Зандвоорте в свое время прошло 30 гонок, но с автодромом попрощались, не моргнув и глазом. Нынешнее поколение болельщиков, которое примкнуло в последние 7-8 лет, и слышать не слышали о такой трассе. А ведь когда-то там выступали великие. Нечто подобное касается многих легендарных автодромов, которые закончили принимать участие в главных гонках планеты: Маньи-Кур, Поль Рикар, Кьялами, Автодром Оскара Альфредо Гальвеса в Буэнос-Айресе. Все эти великолепные архитектурные сооружения – лишь страница великой истории Королевских гонок. Из-за денег на их место пришли великолепные трассы из Азии и Ближнего Востока, которые тоже с годами станут легендарными.
Этот процесс стал нормальным для Формулы, но есть некоторые трассы, которые, кажется, будут в календаре вечно. Так называемая, "великая четверка": Сильверстоун, Монако, Монца и Спа. Какую трассу по исторической значимости вы считаете пятой? Случайно не Нюрбургинг? А ведь именно это легендарное кольцо сейчас стоит "на вылет". "Следующее Гран-при Германии пройдет в Хоккенхайме", - это неофициальная информация, но это слова главного промоутера Формулы-1. Экклстоун сказал: "там (Нюрбург) не с кем вести переговоры, а поскольку у нас есть действующий контракт с Хоккенхаймом, мы просто поменяем в нем даты, с этим не будет проблем".
Подобные заявления не могут проходить мимо, пускай и не носят официального статуса. У Нюрнбургринга серьезные финансовые трудности, и начались они не сегодня. Чуть меньше года назад автодром стал банкротом, и временное правление начало искать покупателей. Такие нашлись, контрольный пакет акций выкупила немецкая компания Capricorn. Это большая торговая марка из Дюссельдорфа, которая занимается производством автомобильных деталей, которые потом автогиганты складывают как конструктор на своем заводе. Компания с большими деньгами и с серьезным интересом к автоспорту, но было допущено несколько ошибок. Главная – директоры не рассчитали, что стоимость проведения одной гонки Формулы-1 для современного автодрома стоит "всего лишь" в 2,5 раза меньше общей стоимости Нюрбургринга. Гонка возле "Северной петли" стоит дешевле, пока Берни идет на уступки старым автодромам, но как он сам говорит, это не может длиться вечно, им нужно конкурировать с новыми трассами.
"Да, я допустил ошибку, – заявил в интервью газете Rhein-Zeitung Робертино Вильд, глава Capricorn. – Я надеялся, что всё в итоге уладится, но, в любом случае, я должен нести ответственность за свои ошибки". Это было опубликовано в середине октября 2014. Именно до конца того месяца компания была обязана внести дополнительные 5 млн. евро для подписания контракта с Экклстоуном. Время истекло, и из-за своих личных финансовых проблем Capricorn потерял автодром. Покупатели тут же нашлись, новым хозяином стал русский миллиардер Виктор Харитонин, председатель совета правления "Фармстандарт".
Но платить за гонку, по-прежнему никто не собирается. На днях исполнительный директор автодрома Карстен Шумахер сказал, что цена слишком высока. Берни Экклстоун моментально нашел выход из ситуации – заявил об исключении автодрома. На самом деле это нужно воспринимать как чистый шантаж, к которому уже давно должны привыкнуть руководители старых трасс. История с Сильверстоуном пятилетней давности еще не забыта. Тогда Берни припугнул одну из четырех глыб автоспорта. То ли всерьез, то ли нет – неизвестно, но экономные британцы тут же нашли необходимые деньги для серьезной реконструкции автодрома и построили новый паддок The Silverstone Wing. Сам Берни Экклстоун не раз говорил, что ему плевать на историю трассы, будь она хоть трижды Сильверстоуном, платить должны все.
Другая ситуация только со Спа. Бельгийцы не платят взнос за проведение Гран-при, зато отдают все доходы непосредственно Берни, который выступает там неофициальным организатором гонки. Экклстоун, по его словам, предлагал подобную модель проведения гонки Нюрбургрингу, но те отказались. Год назад британец даже сам планировал выкупить трассу полностью, но его цену посчитали заниженной. Это, несомненно, задело Бернарда, поэтому рассчитывать на снисходительность главы Формулы-1 Карстену Шумахеру явно не стоит.
На данный момент контракта у любимой трассы Джеймса Мэя с Экклстоуном нет. Владельцы Нюрбургринга ждут, что британец пойдет на уступки, но тот уже давно нашел выход из ситуации. Да и зачем играть с человеком, который однажды сказал, что Формула-1 может обойтись и без Монако.
Стоит ли немецким, и не только, болельщикам переживать по поводу этой ситуации? Да. Наличие Хоккенхайма, конечно, немного сглаживает панику, но и у второго автодрома тоже не все гладко с деньгами. Немцы не шейхи, которые готовы разбрасывать купюры любого номинала с надобностью и без. Они попытаются максимально экономить на проектах подобного типа, а Формула-1 – антоним к слову экономия. По крайней мере, пока всем руководит гнусный, но талантливый Экклстоун.
Тут вполне может повториться грустный сценарий Франции. Поль Рикар и Маньи-Кур – особенные автодромы для Формулы-1, но у них были финансовые проблемы, и с ними попрощались. Даже политическая власть Жана Тодта, президента ФИА и француза по совместительству, ничем не может помочь ситуации. А поскольку дорогие и шикарные этапы в Азии и на Ближнем Востоке растут как грибы после дождя, про легендарную автоспортивную страну в контексте Формулы-1 уже практически никто не вспоминает. Почему все уверенны, что Германия в целом и Нюрбургринг в частности застрахованы от подобного? Или всем все равно?