Текущий лидер чемпионата, AP
Например, над тем, так что же все-таки принесло одно из самых серьезных изменений в правилах – увеличение очковой зоны и начисляемых за занятые места очков.
Для начала напомню вам нынешнее положение вещей в чемпионате.
1. Уэббер - 161
2. Хэмилтон – 157
3. Феттель – 151
4. Баттон – 147
5. Алонсо – 141
6. Масса – 97
7. Росберг – 94
8. Кубица – 89
9. Шумахер – 38
10. Сутил – 35
11. Баррикелло – 30
12. Петров – 17
13. Кобаяси – 17
14. Льюцци – 12
15. Хюлькенберг – 10
16. Буэми – 7
17. де ла Роса – 6
18. Альгерсуари – 3
Очки в нынешнем сезоне начисляются за первые десять мест по следующей схеме: 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1.
А теперь проведем небольшой эксперимент. Пересчитаем весь личный зачет по двум предыдущим схемам и третьей, которую так и не внедрили.
Итак, система начисления очков, действовавшая с 2003-й по 2009-й включительно: 10-8-6-5-4-3-2-1. Согласно ей, в чемпионате сейчас было бы следующее положение вещей.
1. Хэмилтон - 65
2. Уэббер - 63
3. Феттель - 61
4. Баттон - 59
5. Алонсо - 57
6. Масса - 39
7. Росберг - 36
8. Кубица - 35
9. Шумахер - 13
10. Сутил - 11
11. Баррикелло - 10
12. Петров - 6
13. Кобаяси - 5
14. Хюлькенберг - 3
15. Льюцци - 2
16. де ла Роса - 2
17. Буэми - 1
Как видим, изменения есть. Например, отпал Альгерсуари. Льюцци оказался ниже Хюлькенберга, а Буэми ниже всех. Ну, и самое главное – у нас был бы другой лидер чемпионата.
Продолжаем экспериментировать. Система, действовавшая с 1991-го по 2002-й включительно: 10-6-4-3-2-1.
1. Уэббер - 53
2. Хэмилтон - 49
3. Феттель - 45
4. Баттон - 43
5. Алонсо - 43
6. Масса - 23
7. Росберг - 19
8. Кубица - 18
9. Шумахер - 7
10. Баррикелло - 5
11. Сутил - 3
12. Петров - 2
13. Кобаяси - 1
14. Хюлькенберг – 1
Здесь мы теряем еще троих – Льюцци, де ла Росу и Буэми. Баррикелло обходит Сутила. И все. И больше никаких серьезных изменений по сравнению с ныне действующей таблицей.
И третий вариант, который не так давно предлагало руководство мирового автоспорта – определять чемпиона по количеству побед.
1. Уэббер - 4
2. Хэмилтон, Феттель, Баттон, Алонсо – 2
Вот такие получились у нас таблицы. А теперь давайте посмотрим, что же все это означает.
Начнем с восьмиступенчатой, принятой во времена безраздельного царствования Михаэля Шумахера. Мы все прекрасно помним, с какой целью было увеличено количество очков за второе-третье места – дабы первый пилот Скудерии своими перманентными победами не убивал интригу в чемпионате задолго до его формального завершения.
И что же мы наблюдаем? Да то, что схема-то эта как раз работает! Точнее, работала бы – будь она ныне действующей. Ведь, останься начисление очков таким, как и в прошлом году, то Марк Уэббер, выигравший наибольшее количество гонок, проигрывал бы в таблице Хэмилтону – у которого побед на целых две меньше.
В остальном среди лидеров было бы то же самое – между первым и пятым местом было бы меньше одной победы. Выходит, предыдущая система была на руку (да это так и задумывалось, в общем-то) тем, кому побеждать по тем или иным причинам не удавалось. А бороться за чемпионство ой как хотелось.
А вот схема 90-х, шестиступенчатая. Согласно ей, Уэббер не только оставался бы на первом месте, но и получал даже немного больше преимущества – ведь между ним и пятым (а также четвертым) местом было бы не немного меньше победы, а эта самая победа целиком. Что несколько меняет дело в определенных ситуациях.
В схеме "победитель – по победам" у Уэббера было бы вообще двукратное преимущество. Хотя неизвестно, как бы вели себя боссы команд, того же Ред Булла. Не заставили бы они в памятной всем гонке Марка пропустить Себастьяна к победе? Кто знает…
Итак, нынешняя схема была придумана вроде бы как с целью увеличить борьбу за победу в гонке. То есть по сути руководство ФИА расписалось в том, что в 2003-м поломало привычную систему в году сиюминутной целесообразности. Причем сделало это совершенно глупо – ведь эра безраздельного царствования Шумахера завершилась уже после второго сезона по новой системе.
Теперь вроде бы как исправили положение. Но! При этом разом перечеркнули все статистические выкладки по набранным очкам – ведь теперь нет никакого смысла подсчитывать общее количество. Любой средненький пилот за десяток лет наберет столько же очков, сколько великий Прост за всю свою карьеру. И о чем это будет говорить? Только лишь о скудоумии тех, кто все это придумал.
Ведь мы видим, что возвращение к старой (10-6-4 на подиуме) системе дало бы точно такой же результат. Уэббер, то есть пилот, чаще всех побеждавший, имеет преимущество – причем даже чуть больше, чем сейчас. Посмотрите еще раз на виртуальную таблицу, сделанную по этой системе. Не правда ли, гораздо приятнее и привычнее глазу, чем вот эти сумасшедшие сотни?
Да, разумеется, отличия есть. Вот они, вот их имена – Витантонио, Себастьян, Педро, Хайме. Именно эти четыре пилота не попали бы в очковую зону, будь она старой, из 90-х. Так что, выходит ФИА на самом деле заботилась во время внедрения "25-ки" не о борьбе среди лидеров, а об аутсайдерах второго эшелона? Дабы им не было скучно ездить по трассе с нулем, а получить хоть какие-то очки?
Мне кажется, ответ очевиден. Ведь именно их, Торо Россо, Форс Индию, Заубер, коснулись эти изменения в первую очередь. Новички даже сейчас не попадают в очки, что уж говорить о шестиступенчатой схеме. У лидеров, как мы видим, при возвращении к дошумахеровской системе начисления очков, тоже ничего бы не изменилось – только немного упрочилось положение самого побеждающего гонщика. Лидеры второго эшелона так же попадали бы в очки, и набирали бы их (в борьбе между собой) примерно в той же пропорции.
А вот Альгесуари, де ла Роса, Буэми и Льюцци остались бы без очков. Теперь же, стараниями ФИА, они имеют такую возможность – покрасоваться в очковой зоне. И плевать, что в каком-нибудь 1997-м Ральфу Шумахеру, дабы набрать почти те же самые 12 очков Льюцци, надо было доехать даже до подиума. Витантонио для такого же результата хватает максимум седьмого (в те годы – даже не зачетного) места.
И это еще в неполном сезоне. Глядишь, за последние семь этапов Льюцци даже до тогдашнего результата Микки Хаккинена дотянется. К слову, Мике тогда для суммарных 27 очков пришлось трижды оказаться на подиуме, однажды даже победив. Сколько раз Витантонио хотя бы приблизиться к третьему месту? Вопрос считать риторическим.
И даже то, что количество команд в пелотоне постепенно увеличивается, ну никак не спасает положение. В сезоне-1991, первом при системе 10-6-4-3-2-1, очки набирали 24 гонщика. То есть тогда в первую шестерку хотя бы раз попадало больше, чем сейчас вообще выходит на старт. А еще 17 либо финишировали ниже, либо даже не проходили квалификацию. И ничего, команды-аутсайдеры не снимались (потому что им якобы было скучно), а участвовали, причем не пару-тройку лет, как это было в 2000-х, а десятилетиями – вспомните хотя бы Минарди.
А теперь… Дай Бог, чтобы в 2011-м не ввели новую схему, рассчитанную на 14-16 мест в очковой зоне. Как же, надо Лотусу с Вирджином приятное сделать. Сами-то они даже до десятки не дотягивают…