Наконец-то появилась возможность сообщить долгожданную новость: Формула-1 возвращается! Сначала две недели команды полностью отдыхали от работы, затем такой же срок работали на базе над новыми техническими решениями - посмотрим, как изменятся (или изменятся вообще) расклады сил в чемпионате. Пока фаворитом по-прежнему ходит Ред Булл, но перед Бельгией они должны внести важные изменения в конструкцию болида - на Гран-при Венгрии было заметно, как переднее антикрыло неестественно изгибается. Впрочем, это лишь один из вопросов, ответ на который мы узнаем в легендарном Спа-Франкоршамп - любимейшей трассе для многих пилотов, болельщиков, механиков, менеджеров и простых людей, которые проходят мимо Формулы-1.
В прошлом году именно гонка в Спа позволила наблюдателям сделать глоток свежего воздуха - сезон был скучен благодаря стартовому рывку Баттона и беспомощности его конкурентов, но в Бельгии зрители увидели шоу. Во-первых, впервые в сезоне победила Феррари - красные слишком долго шли к тому успеху и добились его в тот момент, когда сезон для Конюшни был фактически закончен. Во-вторых, блеснула Форс Индия, и за борьбой между Физикеллой и Райкконеном было очень интересно наблюдать. К слову, Форс Индия может преподнести сюрприз и в этом году - у них осталась та уникальная аэродинамическая модификация, которая позволила им добиться минимального лобового сопротивления. В Монреале команда Виджея Мальи это доказала, так что тут будет очень хороший шанс не только на очки, а и, возможно, на подиум - посмотрим.
Если гонка в 2009 году оживила чемпионат, то сейчас будем надеяться, что она не погаснет ту жару, которая образовалась в чемпионате - о чем приходится еще мечтать? Та и не может она превратиться в скучное зрелище. Даже если у будет явный фаворит в гонке, то позади него уж точно будет интересно. И история Гран-при Бельгии это доказывает.
Первые страницы истории Легенды
Гонка в Спа - одна из старейших на европейском континенте. Более подробно о начале эпохи мы писали
здесь,
а сейчас вспомним лишь основные факты. Все началось в первой половине 20-х годов прошлого века. Бельгийцы видели, что популяризация автоспорта набирает обороты после Первой Мировой войны и решили организовать гонку на своей территории. Тогда было принято популярное решение: трасса была проложена на дорогах общего пользования между тремя городами, "вершиной" из которых был Франкоршамп, а Спа - эта название региона страны. Вот так и образовалось это известное многим название.
В 1950 году Спа удостоился чести принять этап первого чемпионата мира и внес важную лепту в определение чемпиона. В те годы одним из важных факторов была надежность техники, и именно она могла подвести Фарину. Он шел позади Фанхио, но за несколько кругов до финиша коробка передач забарахлила, и итальянец вынужден был считать километры до завершения гонки. Одно дело - проехать два круга в Монако, но совсем другое - сделать это на 14-километровом кольце в Спа. В итоге Фарина несколько десятков километров ехал на неполноценном болиде, но смог зацепится за четвертое место - таково было преимущество Альфа-Ромео в те недолгие времена.
Трагедии и триумф
Судьбу гонки часто решал износ техники, но отдельной статьей здесь была безопасность. Если пилот попадал в передряги, то не всегда медицинский персонал мог добраться до него в кратчайшие сроки. Пиковым на трагедии стал Гран-при в 1960 году. Еще до гонки в серьезнейшие аварии попали Майк Тейлор и Стирлинг Мосс. Первый был не очень активным гонщиком и проводил свой второй Гран-при в карьере - он же стал и последним, поскольку после столкновения с деревом его парализовало, а Стирлинг сломал обе ноги и пропустил половину сезона. Это было лишь начало того страшного этапа - по ходу гонки разбились два пилота: Алан Стейси и Крис Бристоу. Все они бы очень неопытны - до гонки в Спа они провели всего лишь несколько гонок, а такую трассу им покорить не удалось.
Начиная с 1962 года четыре года подряд не было равных Джиму Кларку. Он в открытую говорил о безумности этой трассы и не разделял общего мнения. В 1966 году он отдал пальму первенства в Спа Джону Сертизу, но совсем не это стало главным событием в той гонке. Можно сказать, что события 12 июня 1966 года серьезным образом повлияли на безопасность в Формуле-1.
Над Спа в тот день стоял страшный ливень - наверное, легче перечислить не дождливые гонки, - и пилоты просто уплывали с трассы. В наибольшие неприятности попал Джекки Стюарт. Шотландец неудачно вылетел в канаву, и его заблокировало рулевой колодкой. Джекки просто не мог выбраться самостоятельно и принялся ожидать на помощь. К счастью, неподалеку от него вылетел Грэм Хилл, который подбежал к нему и оказал первую помощь - машина в тот момент была полностью залита топливом. А квалифицированная помощь подоспела через 25 минут - и это были еще не все проколы с безопасностью. Джекки попытались быстро увезти в госпиталь, но машина скорой помощи попала в пробку. Именно начиная с того момента Стюарт возглавил движение за улучшение безопасности и много в этой области смог достичь.
В 1968 году в Бельгии состоялось еще одно знаменательное событие - первую победу одержала команда Макларен. Тогда на первом месте, после серии проблем у лидеров, финишировал Брюс Макларен - создатель команды. К сожалению, тот успех стал последним в жизни Брюса - через два года он погиб и дело продолжили другие люди, которые привели команду к огромному успеху.
Также стоит сказать об еще одной особенности гонки в 1968 году. На ГП Монако перед ней Колин Чепмен впервые опробовал маленькие крылышки к своим машинам и это идею подхватили остальные команды в Спа. В этом году вопрос с аэродинамикой будет также важен - интересно, как выйдут из положения "окрыляемые".
1970 год стал для Спа переломным - после Гран-при трассу закрыли на серьезную реконструкцию. В итоге дистанция сократилась практически вдвое, но своего шарма кольцо не потеряло - все те же красивые Арденны, только вот не приходилось больше посещать два поселка. Все, что было возле Франкоршампа, осталось, но два "луча", которые отходили от этого города, соединили в других местах - была проложена нормальная, современная трасса.
Прощание и новая встреча со Спа
На реконструкцию понадобилось много времени, и необходимо было найти замену. Сначала гонка гостила в Невеле, затем побывала в Зольдере, а потом последний раз в Невеле. Автодром в Невеле был построен в 1971 году, но финансовые проблемы не позволили местным организаторам содержать этап - Гран-при на постоянной основе перебрался в Зольдер.
В Зольдере не было явного фаворита - лишь Ники Лауда смог одержать две победы подряд, а так побеждали все новые и новые лица. За десять этапов проведенных в этом городе, победу здесь праздновали сразу девять пилотов. А ключевым для Зольдера стал 1982 год, когда разбился Жиль Вильнёв. Обновленный Спа принял гонку уже в следующем году, но все же Зольдеру дали последнюю возможность провести этап в 1984 году. Это был последний визит Формулы-1 в этот город - начиная с 1985 года, Гран-при Бельгии принимал только трек в Спа.
С переездом добавился и новый герой Гран-при. В 1985 году гонку выиграл Айртон Сенна, а через два года он начал серию из четырех побед. Пять побед в Бельгии - новый рекорд, но и он был вскоре побит человеком, для которого Спа стало формулической родиной - об особых отношениях Михаэля Шумахера со Спа мы говорили
здесь.
6 побед - показатель, который не так просто побить. Особенно это касается трассы в Спа. Удивительно, но из ныне действующих пилотов здесь побеждали лишь два пилота: Шумахер и Масса. Только Кими Райкконен (четыре победы!) мог пополнить этот список, только вот сейчас занят он другими делами. Да, был перерыв в 2003 (запрет на табачную рекламу дал о себе знать) и 2006 (реконструкция), но не может быть все настолько уникально.
Будет ли новый победитель в Спа? На Шумахера будет наложен штраф в 10 стартовых позиций, так что его и так слабые шансы пошатнулись, а вот у Массы другая проблема - Алонсо. Так что, скорее всего, на высшую ступеньку подиума поднимется новый человек. Ждем нового триумфатора Спа, что сделает его легендой.
Гран-при Бельгии. Статистика:
Количество кругов - 44
Длина круга - 7,004 км
Рекорд круга в гонке - 1:47,263 Себастьян Феттель (2009)
Победители последнего десятилетия:
2000 - Мика Хаккинен (Макларен)
2001 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2002 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2004 - Кими Райкконен (Макларен)
2005 - Кими Райкконен (Макларен)
2007 - Кими Райкконен (Феррари)
2008 - Фелипе Масса (Феррари)
2009 - Кими Райкконен (Феррари)