Не спешите обвинять автора в сумасшествии. Разумеется, пилот Заубера никоим образом не вмешается в борьбу за титул-2010 (да и в ближайшем будущем, скорее всего, тоже). Но я предлагаю поговорить о Кобаяси не как о конкретном пилоте, а как о явлении в современной Формуле-1.
Он запомнился первыми же своими километрами на формулической трассе. Попав в кокпит Тойоты из-за несчастного случая партнера, японец продемонстрировал, что он не случайный гость на этом празднике жизни. И в отличие от многих своих коллег, еще не забыл, как это – гоняться, а не просто ездить.
К сожалению, в современных Королевских гонках пилоты все больше начинают походить на водителей. Водителей, которые садятся за руль и едут до финиша, иногда заезжая за сменой шин. Красивых гоночных эпизодов становится все меньше и меньше. При этом любые ухищрения "извне" не дают никакого эффекта. Убрали дозаправки – в том числе и чтобы увеличить количество обгонов. Не помогло. Изменили систему начисления очков – в том числе и для увеличения борьбы за победу, ведь ранее расстояние между первым и вторым местом составляло 1/5-ю от победы, теперь же почти треть. Почти ничего не дало. Планируют внести соответствующие изменения в аэродинамику. Посмотрим, что это даст, но уже сейчас по этому поводу много скептиков.
Можно возразить – так ведь в последних чемпионатах какая ожесточенная борьба за чемпионство! Действительно, сезоны 2007 и 2008 в этом плане не подкачали. Но – это была борьба «на бумаге», в таблице личного зачета. Но не на трассе. Вспомните, как выиграл свой титул Райкконен и кого обогнал на пути к победе Хэмилтон. Сравните с триумфом Вильнева в 1997-м. Разница очевидна.
Формула-1 по своей природе – телевизионный вид спорта. А телезритель в последние годы зачастую скучает у экранов и мониторов. В борьбе за надежность и безопасность ФИА давно переступила грань, на которой сохранялось некое равновесие между опасностью и зрелищностью. При этом прошлогодние инциденты с Массой и Сертисом продемонстрировали всю тщетность усилий. Автогонки в любом случае остаются опасным занятием, и фактор риска нельзя исключить целиком и полностью. Это все равно если попытаться исключить в футболе столкновения после смерти Сергея Перхуна – ввести правило обязательного ношения шлемов всеми футболистами?
Жак Вильнев, кажется, когда-то сказал – мы должны понимать, что садясь в кокпит болида, кое-чем рискуем. При всем при этом канадец, который гонялся на трассе не в пример нынешним звездам, ни разу не попал в серьезную аварию. Да и гибель Сенны, она была вызвана не только и не столько тогдашним состоянием Формулы-1 во всех ее проявлениях, но и цепью случайностей, которые имели место быть именно там и именно тогда. Ну вот причем слабый уровень общей безопасности к халатной работе механиков Уильямса по укреплению рулевой колонки? Так можно дойти до того, что современная Формула-1 до ужаса опасна – вон как Массу пружиной отоварило…
Как бы то ни было, а Королевские Гонки здорово поскучнели. Поэтому и выскочки вроде Кобаяси вызывают такой ажиотаж. На авторитетном формулическом ресурсе f1fanatic.co.uk именно Камуи побеждает в голосовании "Лучший пилот Гран-при Японии 2010", причем с просто-таки огромным преимуществом. И это лишний раз подчеркивает, что именно хотят видеть зрители в Формуле-1.
И о победе "Кобаяси" в чемпионате. Так уж получается, что историю (вообще и Формулы-1 в частности) творят личности. От того, кто в тот или иной момент времени оказывается на вершине, зависит и то, какой путь, какое направление развития будет избран в дальнейшем. Ярчайший пример в нашем случае – это Михаэль Шумахер, своей стратегией побед на пит-стопах повлиявший на кардинальный поворот Королевских гонок в сторону внегоночной стратегии. Уже выросло не одно поколение, которое Формулу-1 так и воспринимает – главное правильно дозаправиться или быстро поменять резину. Еще в начале 2000-х в пелотоне были Ральф Шумахер и Хуан-Пабло Монтойя (наверное, последний из старой, романтической школы), устраивавшие настоящий праздник на трассе, а сейчас не осталось практически никого. Вот разве что Кобаяси появился.
Поэтому я считаю, что было бы правильно – для нас с вами, тех, кому интересны гонки, а не доезды до финиша – увидеть в конце сезона-2010 победу кого-то из "гонщиков", точнее, приближенных к этому понятию. Из пятерки лидеров к ним можно отнести Хэмилтона и Уэббера. Они больше других претендентов именно что гонялись на трассе. Да, ошибались, да, вылетали – но это тоже неотъемлемая часть гонок, от этого никуда не деться в нормальных гоночных условиях.
А вот Феттель или Алонсо своим триумфом, как мне кажется, только усугубили бы положение. Ведь, по большому счету, они не сделали ничего особенного для того, чтобы победить. Ехали себе и ехали, с поула да к финишу. Алонсо по старой доброй феррарийной традиции вообще обнаглел до требования уступить ему дорогу. А ведь когда-то, в 80-х, Жиль Вильнев за рулем алого болида Скудерии пытался обойти партнера самостоятельно, без помощи из боксов. Да, это закончилось трагически – но вряд ли он, останься жив, изменил бы свое отношение к гонкам… Вот у Феттеля по-алонсовски не получилось – Ред Булл ведь не Феррари, поэтому и протаранил Уэббера. А в остальном их результаты – это следствие достаточно скучных гонок.
Себ, к слову, успел дискредитировать новую систему начисления очков, очень явно продемонстрировав в Сингапуре, что никакого увеличения борьбы за победу в связи с увеличением очкового разрыва между 1 и 2 местами не будет. Позлорадствую, если в итоге те семь пунктов, которые Феттель не попытался отобрать у Алонсо, и решат исход чемпионата.
Никогда не был подвержен ностальгии, считая это чувство вредным по своей сути – поэтому не буду резюмировать все вышесказанное словами "вот бы было, как когда-то". Нет, пусть сейчас будет так, как должно быть сейчас. Только чтобы гонки были гонками, то есть борьбой гонщиков, а не только лишь соревнованием конструкторов. Если для этого нужна победа наиболее отчаянного – то пусть он и победит. Во имя гонок, во имя самой Формулы-1.
P.S. А Кобаяси, даст Бог, за пару сезонов вырастет в серьезного гонщика, и мы увидим его уже в борьбе за самые высокие места. Это ведь мечта – такой пилот в группе лидеров. Скучно не будет никому!