Что ни говори, а новая система начисления очков повергла в шок любителей статистики. Да и обычным, не фанатеющим от цифр болельщикам королевы автоспорта стало сложнее сравнивать достижения нынешних пилотов с их предшественниками. Давайте же посмотрим на сезон-2010 сквозь призму старой доброй системы 10-6-4-3-2-1, которая применялась в Формуле-1 целую эпоху, с 1991-го по 2002-й.
Почему не 10-8-6, которая применялась в 2003-2009-х? Да потому что то уже был неправильный и ошибочный шаг – ведь увеличение количества очков за второе-третье место, оно серьезно уменьшило ценность победы. Да и чего греха таить, система эта восьмиместная писалась конкретно под Шумахера. Точнее, под его конкурентов, которые хоть так могли приблизиться к грозной Феррари начала 2000-х.
И схема 25-18-15 только подтвердила ошибочность предыдущего исчисления. Вот только уж больно диковатые получились итоговые результаты. Так что мы заодно и посмотрим, стоило ли настолько увеличивать очковую систему, и не лучше ли было просто вернуться к старой доброй 10-6-4. Итак, что было, если бы…
1. Гран-при Бахрейна
Стартовый этап стал провальным для фаворитов чемпионата – Уэббер вообще остался без очков, а Феттель не попал на подиум. Зато Феррари финишировали дублем и захватили лидерство в чемпионате. Набрал свое первое очко после возвращения и Михаэль Шумахер, оставив за бортом Баттона и Уэббера, которые финишировали очень близко к семикратному чемпиону.
1. Алонсо, 2. Масса, 3. Хэмилтон, 4. Феттель, 5. Росберг, 6. Шумахер
Зачет чемпионата:
1. Алонсо – 10
2. Масса – 6
3. Хэмилтон – 4
4. Феттель – 3
5. Росберг – 2
6. Шумахер – 1
2. Гран-при Австралии
И снова РБР провалили гонку. В этот раз «Быки» остались вообще без очков! Феттеля подвели тормоза, а Уэббер финишировал далеко за очковой зоной. А уверенную победу одержал аккуратный действующий чемпион.
1. Баттон, 2. Кубица, 3. Масса, 4. Алонсо, 5. Росберг, 6. Хэмилтон
Зачет чемпионата:
1. Алонсо – 13
2. Баттон - 10
3. Масса – 10
4. Кубица - 6
5. Хэмилтон – 5
6. Росберг – 4
7. Феттель – 3
8. Шумахер – 1
3. Гран-при Малайзии
Ред Булл и Феррари поменялись ролями – первые финишировали дублем на подиуме, вторые остались без очков. Не набрал ни одного пункта и Баттон, а вот Хэмилтон, как курочка по зернышку, привез Макларену еще одно очко. Ну, и стоит отметить Росберга, который финишировал в очках в третьей гонке кряду. Шумахер о таком мог только мечтать. Первые очки набрала Форс Индия.
1. Феттель, 2. Уэббер, 3. Росберг, 4. Кубица, 5. Сутиль, 6. Хэмилтон
Зачет чемпионата:
1. Алонсо – 13
2. Феттель – 13
3. Баттон - 10
4. Масса – 10
5. Кубица – 9
6. Росберг – 8
7. Уэббер - 6
8. Хэмилтон – 6
9. Сутиль - 2
10. Шумахер – 1
4. Гран-при Китая
И снова дубль – на этот раз Макларенов. Уэббер без очков, Феттель на последнем зачетном месте – крайне неудачная гонка для Ред Булл. Впервые приблизился к очкам Виталий Петров, финишировавший седьмым. А Нико Росберг продолжил свою уникальную (как для Мерседес ГП) серию из финишей в очках. Шумахер же отстал от очковой зоны на 40 секунд.
1. Баттон, 2. Хэмилтон, 3. Росберг, 4. Алонсо, 5. Кубица, 6. Феттель
Зачет чемпионата:
1. Баттон - 20
2. Алонсо – 16
3. Феттель – 14
4. Хэмилтон – 12
5. Росберг – 12
6. Кубица – 11
7. Масса – 10
8. Уэббер - 6
9. Сутиль - 2
10. Шумахер – 1
5. Гран-при Испании
И снова очки набрали знакомые все лица. Первую победу одержал Уэббер. Шумахер наконец-то продемонстрировал приличный результат. А Форс Индия продолжила лидировать а зачете середняков-аутсайдеров – из команды вне первой пятерки никто больше очков не набирал.
1. Уэббер, 2. Алонсо, 3. Феттель, 4. Шумахер, 5. Баттон, 6. Масса
Зачет чемпионата:
1. Баттон - 22
2. Алонсо – 22
3. Феттель – 18
4. Уэббер – 16
5. Хэмилтон – 12
6. Росберг – 12
7. Масса – 11
8. Кубица – 11
9. Шумахер – 4
10. Сутиль - 2
6. Гран-при Монако
Всего 0,22 секунды не хватило Росбергу, чтобы попасть в очки. А на вершине, как в гонке, так и в чемпионате оказались Ред Булл. Кубица продолжил собирать очки за себя и за того парня из Выборга. Плотность в группе лидеров просто сумасшедшая – между первым и четвертым местом всего 4 очка!
1. Уэббер, 2. Феттель, 3. Кубица, 4. Масса, 5. Хэмилтон, 6. Алонсо
Зачет чемпионата:
1. Уэббер – 26
2. Феттель – 24
3. Алонсо – 23
4. Баттон - 22
5. Кубица – 15
6. Масса – 14
7. Хэмилтон – 14
8. Росберг – 12
9. Шумахер – 4
10. Сутиль - 2
7. Гран-при Турции
Таран Феттеля привел к тому, что Ред Булл набрали вместо 16 очков всего 4. А очередной дубль в сезоне в это раз записали в свой актив гонщики Мартина Уитмарша. Оба Мерседеса пришли в очках (второй раз в сезоне), а обе Феррари – вне очковой зоны.
1. Хэмилтон, 2. Баттон, 3. Уэббер, 4. Шумахер, 5. Росберг, 6. Кубица
Зачет чемпионата:
1. Уэббер – 30
2. Баттон - 28
3. Феттель – 24
4. Хэмилтон –24
5. Алонсо – 23
6. Кубица – 16
7. Масса – 14
8. Росберг – 14
9. Шумахер – 7
10. Сутиль – 2
8. Гран-при Канады
И снова – дубль Макларена. Уэббер потерял второе место на старте из-за замены коробки передач, но таки финишировал в очках. А вот Кубице не хватило секунды, чтобы набрать хотя бы один зачетный пункт. В очередной
раз сменился лидер, им снова стал Баттон, опередивший своего партнера по дополнительным показателям. А Алонсо и Феттеля вообще только незачетное восьмое место испанца и разделило!
1. Хэмилтон, 2. Баттон, 3. Алонсо, 4. Феттель, 5. Уэббер, 6. Росберг
Зачет чемпионата:
1. Баттон - 34
2. Хэмилтон –34
3. Уэббер – 32
4. Алонсо – 27
5. Феттель – 27
6. Кубица – 16
7. Росберг – 15
8. Масса – 14
9. Шумахер – 7
10. Сутиль – 2
9. Гран-при Европы
Праздник для середняков – пилоты сразу двух команд приехали в очках! А для Уильямса и Баррикелло это вообще был очковый дебют в чемпионате! Макларены продолжили лидировать (поменявшись местами – Хэмилтон впервые вышел в лидеры!), но явственно подтянулся Феттель. Впрочем, плотность в таблице позволяла изменить расстановку сил буквально одной победой.
1. Феттель, 2. Хэмилтон, 3. Баттон, 4. Баррикелло, 5. Кубица, 6. Сутиль
Зачет чемпионата:
1. Хэмилтон –40
2. Баттон - 38
3. Феттель – 37
4. Уэббер – 32
5. Алонсо – 27
6. Кубица – 18
7. Росберг – 15
8. Масса – 14
9. Шумахер – 7
10. Баррикелло - 3
11. Сутиль – 3
10. Гран-при Великобритании
Отобранное у Уэббера антикрыло не помогло Феттелю набрать хотя бы очко – прокол на старте, потерянное время и итоговое седьмое место. Зато продолжил ехать в очках Баррикелло, и первые зачетные пункты для себя и команды привез пилот BMW Заубер Камуи Кобаяси.
1. Уэббер, 2. Хэмилтон, 3. Росберг, 4. Баттон, 5. Баррикелло, 6. Кобаяси
Зачет чемпионата:
1. Хэмилтон –46
2. Уэббер – 42
3. Баттон - 41
4. Феттель – 37
5. Алонсо – 27
6. Росберг – 19
7. Кубица – 18
8. Масса – 14
9. Шумахер – 7
10. Баррикелло - 5
11. Сутиль – 3
12. Кобаяси – 1
11. Гран-при Германии
«Фернандо быстрее тебя» - этой фразой Алонсо набрал на четыре очка больше, чем должен был, и подтянулся к лидерам практически на расстояние одной победы. Очки набирали исключительно представители большой тройки.
1. Алонсо, 2. Масса, 3. Феттель, 4. Хэмилтон, 5. Баттон, 6. Уэббер
Зачет чемпионата:
1. Хэмилтон –49
2. Уэббер – 43
3. Баттон - 43
4. Феттель – 41
5. Алонсо – 37
6. Масса – 20
7. Росберг – 19
8. Кубица – 18
9. Шумахер – 7
10. Баррикелло - 5
11. Сутиль – 3
12. Кобаяси – 1
12. Гран-при Венгрии
Снова квалификационный дубль Ред Булл – и обе машины на подиуме. Но Феттель финишировал всего лишь третьим, ибо был оштрафован проездом по пит-лэйн за несоблюдение дистанции во время нахождения на трассе пейс-кара. Макларены остались без очков, зато впервые в сезоне финишировали в очках Виталий Петров и Нико Хюлькенберг. Сменился лидер чемпионата – им снова, после Турции, стал Уэббер.
1. Уэббер, 2. Алонсо, 3. Феттель, 4. Масса, 5. Петров, 6. Хюлькенберг
Зачет чемпионата:
1. Уэббер – 53
2. Хэмилтон –49
3. Феттель – 45
4. Алонсо – 43
5. Баттон – 43
6. Масса – 23
7. Росберг – 19
8. Кубица – 18
9. Шумахер – 7
10. Баррикелло - 5
11. Сутиль – 3
12. Петров – 2
13. Кобаяси – 1
14. Хюлькенберг – 1
13. Гран-при Бельгии.
После августовских каникул немного воспряли духом Мерседесы. Росберг приехал на последнем очковом месте, а Шумахер сразу же за ним. Напомнил о себе Сутиль, догнавший в таблице Баррикелло. А Уэббер отстоял свое лидерство только благодаря лишней победе. Двойка лидеров оторвалась от преследователей более чем на одну победу.
1. Хэмилтон, 2. Уэббер, 3. Кубица, 4. Масса, 5. Сутиль, 6. Росберг
Зачет чемпионата:
1. Уэббер – 59
2. Хэмилтон –59
3. Феттель – 45
4. Алонсо – 43
5. Баттон – 43
6. Масса – 26
7. Кубица – 22
8. Росберг – 20
9. Шумахер – 7
10. Баррикелло - 5
11. Сутиль – 5
12. Петров – 2
13. Кобаяси – 1
14. Хюлькенберг – 1
14. Гран-при Италии
Еще бы Алонсо здесь не выиграл! Вместе с ним набрали очки все претенденты на титул, кроме Льюиса Хэмилтона – что не помешало тому остаться на втором месте. А Уэббер вышел на чистую лидерскую позицию, набрав одно очко благодаря секунде преимущества над Хюлькенбергом.
1. Алонсо, 2. Баттон, 3. Масса, 4. Феттель, 5. Росберг, 6. Уэббер
Зачет чемпионата:
1. Уэббер – 60
2. Хэмилтон –59
3. Алонсо – 53
4. Баттон – 49
5. Феттель – 48
6. Масса – 30
7. Кубица – 22
8. Росберг – 22
9. Шумахер – 7
10. Баррикелло - 5
11. Сутиль – 5
12. Петров – 2
13. Кобаяси – 1
14. Хюлькенберг – 1
15. Гран-при Сингапура
Похоже, Хэмилтон потерял шансы на чемпионский титул – и машина во второй половине сезона ехала не самым лучшим образом, и очки он решительно перестал набирать. Вот уже и со второго места его сдвинули. А в борьбе второго эшелона Росберг таки обошел Кубицу. А Баррикелло приблизился к Шумахеру.
1. Алонсо, 2. Феттель, 3. Уэббер, 4. Баттон, 5. Росберг, 6. Баррикелло
Зачет чемпионата:
1. Уэббер – 64
2. Алонсо – 63
3. Хэмилтон –59
4. Феттель – 54
5. Баттон – 52
6. Масса – 30
7. Росберг – 24
8. Кубица – 22
9. Шумахер – 7
10. Баррикелло – 6
11. Сутиль – 5
12. Петров – 2
13. Кобаяси – 1
14. Хюлькенберг – 1
16. Гран-при Японии
Дубль Ред Булл – подзабытое по ходу чемпионата явление. Уэббер укрепил свое лидерство, а Хэмилтон все-таки приехал в очках, несмотря на минус 5 мест на старте. Вспомнил о том, что он семикратный чемпион, Шумахер, в кои-то веки финишировав в очках.
1. Феттель, 2. Уэббер, 3. Алонсо, 4. Баттон, 5. Хэмилтон, 6. Шумахер
Зачет чемпионата:
1. Уэббер – 70
2. Алонсо – 67
3. Феттель – 64
4. Хэмилтон –61
5. Баттон – 55
6. Масса – 30
7. Росберг – 24
8. Кубица – 22
9. Шумахер – 8
10. Баррикелло – 6
11. Сутиль – 5
12. Петров – 2
13. Кобаяси – 1
14. Хюлькенберг – 1
17. Гран-при Кореи
Катастрофа для Ред Булл – два схода, ноль очков, Алонсо на первой строчке общего зачета! Свои первые очки в чемпионате набрал второй пилот Форс Индии Витантонио Льюцци. Теперь из середняков безочковыми остались только Торо Россо. Кубица тем временем вернул себе седьмую, «первый после большой тройки», позицию. И самое главное – Дженсон Баттон уже даже формально попрощался с надеждами повторить прошлогодний успех.
1. Алонсо, 2. Хэмилтон, 3. Масса, 4. Шумахер, 5. Кубица, 6. Льюцци
Зачет чемпионата:
1. Алонсо – 77
2. Уэббер – 70
3. Хэмилтон –67
4. Феттель – 64
5. Баттон – 55
6. Масса – 34
7. Кубица – 24
8. Росберг – 24
9. Шумахер – 11
10. Баррикелло – 6
11. Сутиль – 5
12. Петров – 2
13. Кобаяси – 1
14. Льюцци – 1
15. Хюлькенберг – 1
18. Гран-при Бразилии
Несмотря на поул, Хюлькенберг остался в итоге вообще без очков. Нико Росберг продолжил борьбу за седьмую строчку в таблице, а Алонсо обеспечил себе лидерство на финальный этап. Выпал из борьбы за титул Хэмилтон.
1. Феттель, 2. Уэббер, 3. Алонсо, 4. Хэмилтон, 5. Баттон, 6. Росберг
Зачет чемпионата:
1. Алонсо – 81
2. Уэббер – 76
3. Феттель – 74
4. Хэмилтон –70
5. Баттон – 57
6. Масса – 34
7. Росберг – 25
8. Кубица – 24
9. Шумахер – 11
10. Баррикелло – 6
11. Сутиль – 5
12. Петров – 2
13. Кобаяси – 1
14. Льюцци – 1
15. Хюлькенберг – 1
19. Гран-при Абу Даби
При лидирующем Феттеле и совершенно выпавшем из борьбы Уэббере Алонсо надо было финишировать на третьей позиции. Но Фернандо, стартовав третьим, тут же оказался на четвертой позиции, а после пит-стопа и вовсе откатился назад, уступив Росбергу и Петрову. Россиянин, помня о том, как в Турции именно испанец выбил его из борьбы, проколов колесо, не пропустил Алонсо даже в очковую зону. А Рено впервые в сезоне финишировало вдвоем в очках. Феттель выиграл гонку и чемпионат, впервые оказавшись в роли лидера как раз после последнего этапа.
1. Феттель, 2. Хэмилтон, 3. Баттон, 4. Росберг, 5. Кубица, 6. Петров
Зачет чемпионата:
1. Феттель – 84
2. Алонсо – 81
3. Уэббер – 76
4. Хэмилтон –76
5. Баттон – 61
6. Масса – 34
7. Росберг – 28
8. Кубица – 26
9. Шумахер – 11
10. Баррикелло – 6
11. Сутиль – 5
12. Петров – 3
13. Кобаяси – 1
14. Льюцци – 1
15. Хюлькенберг – 1
Вот таким бы получился наш чемпионат по старой схеме. По большому счету, ничего бы не изменилось. Феттель стал чемпионом, Уэббер занял третье место (пусть и по дополнительным показателям). В первой 11-ке вообще не было бы никаких изменений.
А вот Петров, проигравший Кобаяси, в нашем случае опередил бы японца – и это было бы правильно, ибо Виталий однажды финишировал даже пятым, а Камуи такие результаты и не снились. Льюцци и Хюлькенберг поменялись бы местами, что по большому счету не принципиально (14-е ли, 15-е место).
Тройка новичков и по новой схеме не попадала в очки, поэтому их учитывать не будем. Получается, что от новой системы всерьез выиграли четыре пилота, которые по нашим подсчетам в очки не попадали, а по «двадцатьпятке» что-то там набрали – Де Ла Роса и Хайдфельд (BMW Заубер), Буэми и Альгерсуари (Торо Россо).
И стоило ради этих двух команд такой огород городить? Вопрос, конечно, риторический. Но даже простой математический подсчет говорит о том, что вся эта кутерьма с принципиально новой системой начисления очков была направлена уж никак не на увеличение зрелищности и борьбы в чемпионате. Ведь старая добрая «10-6-4» спокойно бы справилась с этим заданием, более того – в конце чемпионата именно благодаря ей борьба была бы куда упорнее, ведь Алонсо нужно было бы в любом случае финишировать на подиуме.