Международная федерация автоспорта находится в постоянном поиске наиболее правильных решений. Иногда чиновники выбирают правильный вектор развития автомобильного спорта, иногда нет. В любом случае изменения происходят регулярно. И это хорошо. Это не дает прогрессу остановиться, ведь если бы технический регламент и правила гонок не менялись никогда, это могло бы привести к тому, что рано или поздно все машины показали бы одинаковое время в квалификации. Болиды были бы идеально быстрыми в пределах одного регламента, а гонщики исполняли бы роль обыкновенных устройств по управлению автомобилем.
Возможно, тогда мы бы наблюдали за борьбой непосредственно пилотов, скажете вы. Но это не так. Это бы убило главный принцип Формулы-1: пилот – всего лишь 40% успеха, машина и команда – важнее всего. Для противников есть различные "кубки равных возможностей".
Вот добрались чиновники до системы FRIC. Front and Rear-Interconnected впервые появилась на машинах Лотус и Мерседес пару лет назад. Данная система соединяла переднюю и заднюю части подвески и помогала добиться лучшей стабильности и контроля над автомобилем. Также в 2013-м году эта система было очень важна, поскольку давала пилотам возможность лучше справляться с износом резины.
FRIC помогает создать более устойчивое положение, а это конвертируется в дополнительную скорость, которая может дать пару тысячных секунд на круге. Система не нуждается в дополнительных действиях пилота, работает абсолютно автоматически
В Формуле-1 придумали очень дорогую деталь автомобиля, которая с помощью гидравлических жидкостей контролирует дорожный просвет в моменты, когда он изменяется. Например, во время сильного торможения машина немного "клюет" вперед, или в повороте наклоняется по направлению виража - FRIC помогает создать более устойчивое положение, а это конвертируется в дополнительную скорость, которая может дать пару тысячных секунд на круге. Система не нуждается в дополнительных действиях пилота, работает абсолютно автоматически.
По слухам, у одной из команд устройство работает не так, как у соперников. И эти "шестерки" подали жалобу в ФИА, чтобы оспорить законность действий конкурентов. Мол, у некоторых коллективов система подпадает под пункт 3.15 Технического Регламента, который запрещает "подвижные аэродинамические элементы". В конечном итоге Чарли Уайтинг сослался на то, что команды используют не идентичные механизмы, а это дает кому-то преимущество. Узнать у кого честно, а у кого нет – долгий процесс, проще запретить всем. Плюс - FRIC система сложная и дорогая, а Формула-1 сейчас идет по пути снижения расходов, поэтому было принято решение поставить вопрос по отказу от замудренной штуковины на голосование.
На этот раз команды не стали вести войну с Федерацией и практически единогласно поддержали инициативу об отказе от FRIC. По неофициальным данным семь команд поддержали идею отменить систему в конце сезона, но четыре были с ними не согласны. Все демонтировали FRIC уже к Хоккенхайму, поскольку формальное большинство банально боялось судовых исков от тех, кто готов снять механизм незамедлительно. Интересно, что две команды Дитриха Матешица якобы оказались по разные стороны баррикады. На этот раз команды не стали вести войну с Федерацией и практически единогласно поддержали инициативу об отказе от FRIC
То, что изменение произошло в середине сезона – правильно. Это упростит работу команд над машинами будущего сезона, в которых явно планировали использовать гидравлическую систему.
Технический директор Феррари Джеймс Эллисон с пониманием относится к решениям ФИА: "Перед началом уик-энда у нас не было уверенности в том, как поступить, но когда представитель одной из команд заявил, что они откажутся от подвески FRIC, стало очевидно, как поступят другие.
Да, в итоге у всех машин увеличилась склонность к недостаточной поворачиваемости, поскольку немного увеличилась высота подвески по сравнению с той, что была прежде. Слишком рано судить о том, как это повлияет на расстановку сил, и будет ли вообще такое влияние – команды очень быстро адаптируются и найдут способ добиваться эффективных настроек без FRIC.
Мне понятна позиция ФИА. Они твёрдо решили запретить эту систему для машин следующего года и очень правильно выбрали момент, чтобы объявить об этом. Теперь все знают, что при разработке машин для 2015 года использовать её нельзя. Они приняли решение заранее, в итоге возникла ситуация, которую мы видим в этот уик-энд".
В Мерседесе начали разрабатывать систему еще в 2011 году, именно благодаря этому они преуспели в этой части лучше остальных. Но есть огромные сомнения, что это действительно может повлиять на их преимущество в скорости
Насколько это повлияет на гонки? Вряд ли все поменяется слишком ощутимо. Но, например Ромен Грожан еще до гонки жалуется на изменения: "Конечно, мы занимаем не те позиции, на которых хотим быть – мало приятного в том, что мы оказались за пределами первой десятки, но машина не так уж плоха. Наша команда стала одной из первых, кто стал использовать подвеску FRIC, так что отказ от нее заметно отразился на машине – она потеряла в прижимной силе".
В Мерседесе начали разрабатывать систему еще в 2011 году, именно благодаря этому они преуспели в этой части лучше остальных. Но есть огромные сомнения, что это действительно может повлиять на их преимущество в скорости. Особенно если учесть с какой легкостью Росберг взял поул в субботу. Да, отрыв от Боттаса составил всего 2 десятые секунды, но победа в квалификации была более чем уверенной. Под конец Нико проехал еще один быстрый круг, свое время он не улучшил, но и Валттери не проиграл. Если добавить, что от FRIC отказались все, то и в скорости потеряют все, а кто больше, кто меньше – не очень принципиально.
ФИА уже не впервые вносит изменения, касательно подвижности подвески автомобилей. Напомню, что в 1994-м году Федерация уже заставляла команды отказаться от движущихся элементов болида. Но инженеры работают, постоянно что-то изобретают, вот придумали FRIC. Некоторые идеи подходят под регламент, а некоторые нет. В данном случае возникло противоречие. Как видим, Уайтинг разобрался с ситуацией без лишних споров. В будущем подобные ситуации будут возникать чаще, это нормально для прогрессирующего спорта. Это позволяет инженерам никогда не отдыхать, а постоянно находиться в поиске гениальных технических решений, двигать прогресс.