Легендарные гонки: Ралли Дакар

30 декабря 2009, 07:41
| Дмитрий Левчук, iSport.ua
iSport.ua представляет историю знаменитого ралли-рейда.
Легендарные гонки: Ралли Дакар iSport.ua представляет историю знаменитого ралли-рейда.
Фото Getty Images
Дакар - это не только столица Сенегала, о которой люди обычно узнают в школьные годы и потом забывают. Дакар сейчас является всемирно известным брэндом и причиной этому является одна из интереснейших гонок в календарном году. Много по миру разбросано гонок на выживание и в разных вариациях, но верхушку этого айсберга занимает ралли-рейд Дакар. Эта гонка стартует в Новогодние праздники, но она дает не старт сезону, а его завершению. Именно к этой гонке на протяжении всего года готовятся спортсмены, автоконцерны, спонсоры, представители СМИ. И только после прохождения последнего этапа ралли-рейда начинается следующий "год". Для всех участников можно наряду с "Новым годом", "Старым Новым годом" и "Китайским Новым годом" вводить свой отдельный праздник.

Это может и не совсем реально, но 1 января 2010 года в Буенос-Айресе стартует 31-й по счету Дакар - куда тут до бурного празднования? Кстати, про Буенос-Айрес. Интересно, но между столицами Аргентины и Сенегала удобно расположился Атлантический океан. Нет, в воде машины пока еще не умеют плавать, просто уже второй сезон подряд носитель имени гонки не принимает ни один этап. Причиной тому послужило проблемы безопасностью гонки, которые преследовали организаторов долгое время, но в 2008 году они вышли на свой пик. Но, обо всем по-порядку.

Пострадал я - пострадай и ты

История Ралли Дакар началась в 1977 году. Тогда во время Ралли Абиджан (Кот д'Ивуар) - Ницца французский мотогонщик Тьерри Сабин заблудился в ливийской пустыне и провел несколько незабываемых часов в своей жизни. Единственным приятным моментом стали великолепные пейзажи пустыни, но это он совмещал с начавшимся истощением. Его случайно нашли кочевники, которые помогли французу выбраться с бесконечной западни. Именно это событие и вдохновило Тьерри на проведение еще одной гонки, которая впоследствии затмит собой всех и вся. Официальным помощником для Сабина стала компания Amaury Sport, которая сохраняет отношение с ралли-рейдом и в наши дни. Удивительно, но много сложных организационных вопросов было решено в довольно сжатые сроки и 26 декабря 1978 года был дан первый старт гонки. Отправной точкой стал Париж, который сохранит за собой этот статус до 1994 года и даст второе ассоциативное имя для гонки - "Париж - Дакар".

С площади Трукадеро взяли старт 80 мотоциклистов, 90 автомобилей и 12 грузовиков. Пунктом назначения стал Дакар, но первый этап прошел по непривычной схеме (если смотреть на схему маршрута сегодня, а не в 1978 году). Гонщики направились к порту Марсель и два дня на паромах их перебрасывали в Алжир. Далее все экипажи направлялись на юг в Нигер, а уж затем двигались на запад к долгожданному побережью океана.

Несмотря на большое представительство разных класов экипажей (мото, авто и грузовики), победитель был один на всех - мотоциклист Сирил Неве. Также стоит отметить, что треть участников сумели добраться до финиша. Этот показатель достоин уважения потому, что в те времена уровень технической оснащенности участников не шло и в близкое сравнение с сегодняшними реалиями. А одной из наград для победителя стал проливной дождь в Дакаре, который стал контрастом по сравнению с погодой в сердце Сахары.

Изучение Африки

Маршрут Дакара за его кратковременную историю изменялся практически постоянно. И дело не только в мелких доработках, но все новых и новых трансферных городов. Это стало одной из причин, почему в титульном названии гонки между "Парижем" и "Дакаром" возникал еще один город. Так на стыке последних десятилетий прошлого века были проведены "Париж-Тунис-Дакар", "Париж-Триполи-Дакар" и "Париж-Алжир-Дакар". С начала 90-ых маршрут начал менять стартовые и финишные города. Так в 1992 году была проведена самая длинная гонка Париж-Кейптаун. Гонка тогда прошла с севера на юг всего черного континента - гонщикам предстояла возможность попробовать две пустыни на вкус и джунгли экваториальной Африки.

Начиная с 1993 года для переправки между двумя континентами стал использоваться Гибралтарский пролив. Сначала была проведена гонка Париж-Дакар (по такому маршруту гонщики еще пройдут лишь раз в 2001), а затем организаторами было принято решение разместить стартовую и финишную ленточку в Париже с контрольной точкой в самом Дакаре. Но из-за проблем с мерией Парижа старт гонки начало бросать по Франции (Аррас, Клермон-Ферран, Марсель), Испании (Гранада, Барселона) и закончилось все в Португалии - в 2006 и 2007 году старт был дан в Лиссабоне. В конце 2007 года в Мавритании были убиты четыре французских туриста. Ответственность на себя взяла "Аль-Каида", которая угрожала террактами и во время гонки. В целях безопасности организаторам предлагалось исключить мавританские этапы, но было принято совсем кардинальное решение - отмена гонки. Из-за отсутствия решения политического вопроса Ралли-2009 было проведено на территории Аргентины и Чили.

Герои и супер-герои


А кто же был героем гонок? В свое время в каждом классе был свой правитель, но затем появлялись новые конкуренты, которые надолго захватывали лидерство. Так в класе грузовиков изначально в лидерах был Мерседес, но в начале 90-ых появились в конкурентах Перлини, Татра и Камаз. На детище российского автопрома в последние десятилетие нет равных Кабирову и Чагину - все взгляды прикованы к этим двум пилотам.



(Дакар. Грузовики)

А в класе авто в свое время выступали еще более известные имена. Начнем с конца 80-х, когда на гонке был заведующим Пежо. В команде объединились тогда два имени, которые в 2009 году вели борьбу на место президента ФИА. Жан Тодт выступал в качестве конструктора и подарил Ари Ватанену машину для победы. На Пежо Ари побеждал три раза, а затем добавил еще один титул на Ситроене. В конце 90-х лидерство взял на себя Жан-Луи Шлессер. Француз удивил многих по той причине, что выиграл гонку на авто, который сконструировал сам. В новом тысячелетии в класе авто власть захватила Митцубиси Паджеро. Первый титул для трех бриллиантов в новом тысячелетии принесла Юта Кляйншмидт.

На предпоследнем этапе лидерство было у Шлессера, но за неспортивное поведение его оштрафовали судьи на целый час. Таким образом впервые Дакар выиграла девушка. Далее титулы доставались Хироши Масуоке, Люку Альфану и Стефану Петранселю. Последний выиграл три гонки, но в историю он вошел не этим. Он стал всего вторым пилотом, который выигрывал Дакар на двух и четырех колесах. Первый успех на мотоцикле к нему пришел в 1991 году, в впоследствии на своей Ямахе он выигрывал еще пять раз! Если приплюсовать его три титула на Митцубиси, то в итоге получил 9 титулов из 31 в истории Ралли. А победы в двух класах ранее удостаивался лишь Хубер Ориоль - на его счету два титула на мотоцикле BMW и один на Митсубиси Паджеро.



(Дакар. Автомобили)

В класе мотоциклов также правители сменялись из поколение в поколение. Ни Ямаха, ни KTM, ни BMW не имеют большого преимущества в выигранных титулах. Но можно выделить сейчас KTM, которые все свои восемь титулов выиграло за последние восемь гонок.



(Дакар. Мотоциклы)

По ту сторону медали

Но вся изысканность мест на континентах омрачается трагическими историями, которые преследуют Дакар. За всю историю погибло уже 50 человек, а гонщиков среди них было 24 - трагедии постигали и технический персонал, и местных жителей, и журналистов. К этому добавлялась и деятельность местных криминальных группировок. В 1999 году дошло до того, что группа вооруженных людей в Мавритании ограбило 50 участников гонки, забрав весь бензин и деньги. Также был случай в 1989 году, когда один простой житель погиб от пули радикала в Западной Африке - страны без правительства и кордонов. К счастью, случались и спасения. Так в 1982 году потерялся экипаж Марка Тэтчера, сына премьер министра Великобритании Маргарет Тэтчер. Его машина сбилась с курса на 50 километров и потерялась в бескрайних просторах пустыни. В ходе поисковой операции Пежо 504 был обнаружен с самолета - экипаж не пострадал.

Но прежде всего Дакар - удивительное многодневное приключение, где находится место и здоровому юмору. Одну из историй поведал Евгений Доронин, многократный участник Дакар в составе технической службы Камаза - однажды экипаж Виктора Московских потерял фотоаппарат. Доронин: "Водитель проголодался и решил отобедать. Роли в экипаже строго распределены – Виктор ест, передает обертки Гире, Гиря передает их Чагину, который в полудреме открывает окно и выкидывает мусор. Схема настолько отработана, что все делается на автомате: водитель ест, передает обертки штурману, штурман механику и так, по конвейеру, то, что осталось от пайка, переходит слева направо и выбрасывается в окно".

"Долго продолжается эта церемония поедания и выкидывания, и тут Московских обращает внимание на прекрасный вид из окна КАМАЗа и решает его запечатлеть на фотоаппарат. Виктор молча достает фотоаппарат, отдает его штурману, штурман также молча отдает фотоаппарат механику Чагину, Чагин, просматривая обрывки сна, но, не изменяя традиции, открывает окно, выкидывает фотоаппарат, закрывает окно и продолжает спать мирным сном... Что остается Московских??? Только сильнее, от злости, наверное, жать на газ, ведь во время гонки дорога каждая секунда!"



(Дакар 1991)
Комментарии
Отобразить: лучшие | последние | первые
Орион6767, iSport.ua
Орион6767
21 августа, 16:08
10
Орион6767, iSport.ua
Орион6767
21 августа, 16:08
1
Орион6767, iSport.ua
Орион6767
21 августа, 16:07
2
Орион6767, iSport.ua
Орион6767
21 августа, 16:07
3
Орион6767, iSport.ua
Орион6767
21 августа, 16:07
4
Орион6767, iSport.ua
Орион6767
21 августа, 16:07
3
Орион6767, iSport.ua
Орион6767
21 августа, 16:07
2
Орион6767, iSport.ua
Орион6767
21 августа, 16:07
1
Гость, iSport.ua
Гость
14 апреля, 19:31
ni6to ne se razbira mn t1po e napraveno :@
Igor_89, iSport.ua
Igor_89
02 января, 07:13
классная подборка видео
Slibo, iSport.ua
Slibo
30 декабря, 19:22
Супер-пупер новая игра, стань диктатором банановой республики, быстрей регистрируйся - только началось!

http://*bananawars.*ru/*?ref=*8606

!убери звёздочки!
Гость, iSport.ua
Гость
30 декабря, 08:49
true статья!
Добавить комментарий

Для участия в обсуждении пожалуйста войдите используя учётную запись iSport.ua или Football.ua. Если у вас ещё нет аккаунта — создайте его, это не займёт много времени.

НОВОСТИ РАЗДЕЛА
все новости iSport.ua - новости



ФУТБОЛТаблоУкраинаЕвропаПрочиеЛЧЛЕСборная УкраиныЕВРО-2012БАСКЕТБОЛТаблоЧМ-2014УкраинаНБАЕвропаМирЕврокубкиЕвробаскетЖенщиныNCAA + школыХОККЕЙТаблоУкраинаНХЛКХЛЕвропаАВТО/МОТОФормула-1РаллиМотоспортПрочиеИстория автоспортаТЕННИСНовостиРейтинг ATPРейтинг WTAКалендарь (муж)Календарь (жен)БОКС+MMAНовости боксаКалендарь боёвНовости ММАКалендарь боёв ММАЗИМНИЕНовостиДРУГИЕВелоспортВодныеВолейболГандболГимнастикаИгровыеЛегкая атлетикаОлимпизмСиловыеФутзалШахматыЭкстримПрочиеОЛИМПИАДА-2014НовостиРасписание и результатыРейтинг странНаши в Сочи

© 2009-2015 ООО «ИД УМХ». Все права защищены.
iSport.ua - оперативные и объективные новости спорта.

Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО «ИД УМХ». Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО «ИД УМХ» − запрещено. При правомерном использовании материалов с данного ресурса, гиперссылка на iSport.ua обязательна.

RSS-ленты: главноевсе новости | футбол | баскетбол | хоккей | авто/мото | теннис | бокс+MMA | другие

Игры: Фентези Футбол

Сервисы: Деньги с карты на карту

Отдел продаж Digital рекламы: reklama@umh.com.ua; Тел: +38 (044) 207-33-05, +38 (044) 207-97-00

Новости Футбола | Новости Украины | Автоновости | КП в Украине | Газета «Команда»

i.ua Rambler's Top100