26 октября 1997 года вошло в историю Формулы-1 навсегда. О той гонке до сих пор вспоминают очевидцы (те, которые собрались на трибунах, у экранов телевизоров, в пресс-центре и на пит-лейн), и через определенное время о ней будут складываться легенды. "Гвоздем программы" стал 48-й круг гоночной дистанции, но это была вершина айсберга того, что произошло по ходу того блестящего сезона и того великолепнейшего уик-энда. Эмоции до сих пор не утихли. На многие вопросы уже дан ответ, но на некоторые не будет дан ответ никогда. Перефразирую немного Мюррея Уокера и опишу эту гонку так: "The greatest day for Grand Prix racing that I can remember"...
С чем пришли?
Сезон-97, по сути, начался годом ранее. Команда Феррари заключила рекордный по сумме контракт с Михаэлем Шумахером. Тогда двукратный чемпион мира бросил вызов и себе - сможет ли он подарить Феррари такой долгожданный чемпионский титул? Задание было сложное и не все складывалось поначалу гладко. В его напарники записали Эдди Ирвайна, который подписал контракт "второго номера". Уже все знают, что это такое (бедный Росберг!), но Эдди было совсем не жаль - он сам подписал его и получил дополнительную денежную компенсацию за "моральный ущерб".
В команде Уильямс в 1996 году также произошло серьезное изменение. На помощь Дэймону Хиллу пришел чемпион американской серии (и автор блестящей победы в Индианаполисе) Жак Вильнёв. Вильнёв и Шумахер проиграли титул Хиллу, который наконец-то поймал свой шанс и тут же перешел в Эрроуз - взаимоотношения между ним и Фрэнком Уильямсом был не более чем деловыми. И вот канадец и немец остались наедине - именно они должны были разыграть титул чемпиона. Наедине? Простите, я оговорился. Уже в первом повороте на первой гонке сезона в Австралии Эдди Ирвайн в красивой аварии вынес канадца за пределы трассы. Так начался сезон.
Были у Шумахера и еще одни помощники. В конце 1996 года в Маранелло пожаловали Росс Браун и Рори Бёрн. Последнего вообще пришлось вытаскивать из беззаботной жизни - один из лучших конструкторов собирался открыть школу дайвинга, но в итоге отложил осуществление своей мечты. Но с чистого листа Бёрну не удалось взяться за дело. В тот момент, когда он оказался в Эмилье-Романье, у Феррари уже была машина, сконструированная Джоном Барнардом. Его логика построения авто очень сильно отличалась от "бёрновской" и тогда стало ясно, что предстоит работать на следующий сезон. Лука ди Монтедземоло скрыто об этом намекнул и пожелал, чтобы команда выиграла больше гонок, чем в прошлом году. Цели были поставлены не заоблачные, но тогда мир еще не знал, что вокруг Михаэля сформировалась такая нужная ему команда. Возможно, самая великая команда в истории.
А у Вильнёва был помощником Френтцен. Интереснейший персонаж, если учесть историю его противостояний с Шумахером в младших гоночных сериях и... личную обиду Хайнца-Харальда - Михаэль в 1995 году женился на Карине, которая несколько лет назад была девушкой "второго немца". Ну и команда Уильямс оставалась сплоченной, и ей обязательно должен был помочь опыт борьбы за титул в последнее десятилетие.
По ходу сезона не было явного фаворита - Шумахер и Вильнёв шли очень плотно. До ГП Европы прошло 16 гонок, и нужно сейчас акцентировать внимание на двух (хотя внимания достоин чуть ли не каждый этап) - Гран-при Канады и Гран-при Японии. В первом случае по Вильнёву был дан сильный психологический удар. Перед уик-эндом Федерация решила спросить его, почему он в грубой форме отреагировал на некоторые возможные изменения в правилах. Когда пилот позволяет себе такое, то такое нельзя оставлять незамеченным, но это не означает, что его перед гонкой в Монреале нужно зазывать в... Париж. Дополнительный перелет плохо повлиял на Жака, и он закончил гонку в "стене чемпионов" уже на втором круге.
На Гран-при Японии Вильнёв приехал лидером чемпионата, опережая на целых девять очков Шумахера! На Сузуке могло стать известно имя нового чемпиона мира, но все сложилось по совершенно иному сценарию. На практике Жак проехал свой быстрый круг, когда маршалы гонки размахивали желтыми флагами и за этот поступок на канадца дисквалифицировали.
Факт: В памяти еще осталась квалификация на Гран-при Японии в прошлом (2009-м) году. Тогда долго смеялись над судьями и было почему. Сразу несколько пилотов (более пяти) не снизили свою скорость во время прохождения своего быстрого круга и были оштрафованы на пять стартовых позиций. А потом стюарды принялись считать, кто нарушил правила ранее и стартовая решетка уж очень сильно преобразилась. Но, такое наказание не идет ни в какое сравнение со штрафом Жака 12-ю годами ранее...
Последняя надежда команды Уильямс - апелляция. Жак Вильнёв был допущен к старту, но тогда стало ясно - много должно было измениться в Париже на площади Согласия через четыре дня после гонки в Японии. Канадец финишировал лишь на пятом месте. По сути его задачей было помешать Михаэлю Шумахеру набрать дополнительные очки, но план провалился - двукратный увез из Сузуки 10 баллов.
Что делать Уильямс? Суд в Париже мог осложнить положение, ведь Вильнёва могли дисквалифицировать и на последнюю гонку в Хересе. Нельзя сказать, что это было бы нелогично - команда подает протест, но при этом понимает, что она очевидно неправа... Было решено отозвать апелляцию и потерять те самые заработанные два очка в Японии. Вот это было правильно, поскольку в любом случае или Жаку или Михаэлю нужно было опередить своего соперника на Гран-при Европы. Лидером в Андалусию приехал Шумахер. В его активе было 78 очков, а у основного конкурента на одно меньше.
Предгоночные заезды:
На пятничные результаты лидеров можно было смело не обращать внимания. О чем можно говорить, если Михаэль Шумахер на первой тренировке проехал всего-навсего четыре круга и показал итоговое второе время? Складывается ощущение, что он просто выехал размять косточки. Не те были времена, когда на тесты был наложен жесткий запрет. В те годы каждая из команд наматывала по несколько тысяч километров, чтобы открыть для себя технические новшества - вот и позволяли себе чемпионы мира такое отношение к практикам.
На второй практике лучшими оказались Оливье Пани из команды Алена Проста (несколько месяцев назад он сломал две ноги в Канаде, и его карьера оказалась под большим вопросом) и Дэймон Хилл из очень скромного Эрроуз. Как они могли быть на первых позициях? Ответ был в шинах - на Гран-при Европы команды Прост, Стюарт и Эрроуз использовали Бриджстоун (Гудиер был основным поставщиком). Эти шины очень сильно подходили для этой техничной и требовательной к шинам трассы, и это же подтвердится в квалификации, но на это мало кто обратит внимание.
В общем, пятница прошла очень спокойно, но уже в субботу сиесту как рукой сняло. Субботнюю практику выиграл Дэвид Култхард, но это было совсем неважно, поскольку роль первого плана исполнил ни кто иной, как Эдди Ирвайн. Ирландец начал выполнять негласные пункты своего контракта и просто взбесил претендента на чемпионство из команды Уильямс. Жак был на быстром круге и наткнулся на ирландца, который дважды жестко заблокировал ему дорогу. Оба пилота поехали на пит-лейн на том же круге, и канадец не собирался сдерживать своих эмоций. Он подбежал к Эдди, который еще не успел выйти из машины, и сказал ему несколько "теплых" слов о его поведении. Ирвайн тоже не стал скрывать своих эмоций и после ухода Вильнёва засмеялся. А затем его искренне поблагодарил Жан Тодт... Война началась. Или, если сказать более точно, - продолжилась.
Но Жак понимал, что Феррари от него добивается одного - потери самообладания. Такого подарка канадец предпочел не делать и быстро потушил свой внутренний огонь, чтобы к квалификации подойти во всеоружии. Так и случилось. Именно Вильнёв задал квалификационный темп и в первой же попытке, которую он сделал на 10-й минуте сессии, установил замечательное время - 1:21,072. Это было чуть медленнее от утреннего времени Култхарда, так что все предполагали, что это время будет в итоге побито. Через несколько минут Шумахер и Френтцен выполнили свою первую попытку, но сильно отстали от канадца.
Френтцен чуть улучшил время во второй попытке, но его отставание от Жака было все еще велико - шесть десятых. А вот Михаэль поехал быстрее. Он начал свою вторую попытку в тот момент, когда его брат вылетел в гравий на третьем секторе. Желтые флаги? Об этом Шумахер еще не знает и снимает с времени Жака на первом секторе семь сотых. Он едет дальше и делает серьезнейшую заявку на поул - он выигрывал у канадца 0,305 секунды на втором секторе. В этот момент он входит в правый поворот и видит, как машину Ральфа Шумахера только-только поднимает трактор... Но желтые флаги маршалы просто вывесили и не машут ими (очень спорный момент) - немец устремляется к последней отсечке, где секундомер показывает "+0,000". Михаэль оказался на втором месте, поскольку показал такой результат после Жака...
Третью попытку Хайнц-Харальд смазывает и у него остается один шанс, чтобы одолеть Вильнева - а с ним и Шумахера, - или по крайней мере обойти пилотов Макларен, чтобы иметь в гонке более благоприятные расклады. За десять минут до конца сессии "второй немец" начинает круг... Разница со временем Жака на секторах: -0,194; -0,099;... +0,000.
Факт: Если взять скорость 250 км/час, то пилот пройдет за одну тысячную секунды 7 сантиметров. Длина кольца в Хересе - 4428 метров. Предположить такое просто невозможно...
Жак Вильнёв и Михаэль Шумахер не улучшили свои времена в последней попытке. Не помог Михаэлю даже минимальный запас топлива - горючее закончилось на круге возвращения в боксы. Примечательно, что немец проиграл четыре десятые. Либо слишком усердствовал, либо ему вернулась его же хитрость.
Ну а на четвертом месте оказался... Дэймон Хилл. Это было незаметно и очень зря - проиграл он Вильнёву, Шумахеру и Френтцену всего 0,058 секунды! Если бы не одна крошечная помарка, то эта квалификация была бы чуть менее легендарной. А так шины Бриджстоун вновь здорово себя показали.
Очень неудачно выступил Эдди Ирвайн. Сил ему хватило только на блокировку Вильнёва, но от этого было ни холодно, ни жарко - Жак сдержал удар. А седьмое место на старте было провальным. Чем он в этой ситуации мог помочь Михаэлю? Френтцен посоветовал ему отстать на круг и уже тогда начать игру, но это было шуткой. Не могу даже представить, чтобы было, если бы Ирви взял на вооружение совет Хайнца-Харальда... Ну а Вильнёв на пресс-конференции уже открыто оценил действия Эдди: "Все мы знаем, что Ирвайн - клоун".
В воскресенье состоялся традиционный в те годы warm-up. Короткая сессия, во время которой гонщики имеют возможность внести несколько изменений в настройки, закончилась дублем команды Макларен. А третьим оказался Герхард Бергер, который готовился к своей последней гонке в карьере.
Стартовая решетка: 1. Ж. Вильнёв (Уильямс), 2. М. Шумахер (Феррари), 3. Х.-Х. Френтцен (Уильямс), 4. Д. Хилл (Эрроуз), 5. М. Хаккинен (Макларен), 6. Д. Култхард (Макларен), 7. Э. Ирвайн (Феррари), 8. Г. Бергер (Бенеттон), 9. О. Пани (Прост), 10. Ж. Алези (Бенеттон), 11. Я. Магнуссен (Стюарт), 12. Р. Баррикелло (Стюарт), 13. П. Диниц (Эрроуз), 14. Дж. Херберт (Заубер), 15. Ш. Накано (Прост), 16. Р. Шумахер (Джордан), 17. Дж. Физикелла (Джордан), 18. Н. Фонтана (Заубер), 19. У. Катаяма (Минарди), 20. Т. Маркеш (Минарди), 21. М. Сало (Тиррелл), 22. Й. Ферстаппен (Тиррелл)
Окончание следует...