28 сентября 2008 года состоялся первый в истории ночной этап Формулы-1. Завершился он победой Алонсо, но она была бы не возможна, если бы на 14-м круге дистанции его коллега по команде, Нелсиньо Пике, не попал бы в аварию, и трассу была выпущена машина безопасности. Это был удачный момент для испанца, поскольку перед этим он сделал пит-стоп и получил заметное преимущество. Злые языки утверждали после гонки, что это была отличная командная стратегия - команда долгое время не могла выиграть гонку и вот тут, в не самой обнадеживающей ситуации, Фернандо выиграл. Конечно, шутку тогда оценили. Советовали даже придерживаться той же тактики... Но время прошло и все забылось - Рено вернулось к старым проблемам.
Сезон 2009 года был неудачным для многих команд. В том числе и для Рено, которые перед сезоном построили «утконос». Тогда к машинам было сложно привыкнуть из-за кардинального изменения регламента, но некоторые порадовали особенно. Долго смеялись над специфическим носом Рено, но когда сезон стартовал, было не до смеха - результатов не было.
Если Алонсо в сложнейшей борьбе умудрялся набирать хоть какие-то очки, то у Пике не складывалось совершенно. Максимальный результат бразильца в первых десяти гонках - десятое место. Флавио Бриаторе это совершенно не устраивало. Пускай Нелсиньо был сыном трехкратного чемпиона мира, но он выступал за команду уже второй год, и "0" в графе очков не радовал. 26 июля 2009 года Нельсон Пике провел очередную неудачную гонку в Венгрии. Наступил летний перерыв, который перевернул все представление о Формуле-1, о Рено, о Пике, о Флавио Бриаторе...
После гонки в Будапеште Нельсон Пике-старший связался с Максом Мосли и сообщил, что его сын преднамеренно разбил машину на Гран-при Сингапура и готов дать показания. В интересах правды ФИА предоставила Нельсиньо Пике иммунитет от последующих личных наказаний - пилот в обмен на информацию получал неприкосновенность. Как было сказано ФИА, это было только плюсом, поскольку худшим было то, что все детали так и не были бы раскрыты.
Тем не менее, эта информация в августе была закрыта. Первое упоминание об этом деле было на бразильском телевидении 30 августа 2009 года. ФИА тут же отреагировала - она начинает рассмотрение дела, поскольку у нее появился анонимный источник нужной информации. Этим источником был сам Пике, который ранее обратился в ФИА и дал следующие показания (тезисно):
- Перед стартом воскресной гонки он был вызван в комнату для переговоров Рено, где состоялась встреча с Флавио Бриаторе (руководитель команды) и Пэтом Симондсом (технический директор);
- На встрече Нелсиньо Пике попросили подстроить аварию на 14-м круге дистанции, чтобы на трассу была выпущена машина безопасности. Т.е. авария должна была быть довольно серьезной;
- Бразилец понимал, что авария может помочь Фернандо Алонсо, и если все пройдет гладко, то это поможет ему сохранить контракт с командой Рено;
- После встречи состоялась личная встреча Пике с Симондсом, где Пэт продемонстрировал пилоту лучшее место для аварии - 17-й поворот. Это было связано с тем, что в том месте не было зон безопасности, а технические средства, которые должны были убрать последствия аварии, находились очень далеко. Таким образом, выезд машины безопасности был гарантирован;
- Пике разбил свою машину на 14-и круге, в 17-м повороте, после чего на трассу была выпущена машина безопасности и Алонсо уехал за победой в гонке.
4 сентября 2009 года ФИА вызвала Рено на внеочередное заседание Мирового Совета, которое было назначено на 21 сентября. Уже тогда было известно, что все не просто так и полетят головы. Шутки шутками, но когда "появляются претензии к команде", то это уже плохо пахнет. Но Флавио Бриаторе предпочел упираться до последнего и подал встречный иск в связи со лжесвидетельством и попыткой шантажа. Парочка Пике на это не повелась и младший из них тут же говорит о том, что он говорит правду и ему нечего бояться.
И он был по сути прав, поскольку на заседании ФИА были раскрыты интересные подробности. Первый серьезный допрос главных действующих лиц Рено был проведен еще в конце августа на Гран-при Бельгии. Именно в те дни ФИА и сделало свое заявление, что у них появились претензии в Рено, а, по сути, - обвинения.
Пэт Симондс отвечал на вопросы очень сдержанно, пытаясь не проронить лишнего слова. На прямой вопрос, давал ли он указания Пике подстроить аварию или показывал ли он место на трассе, где эту аварию лучше всего сделать, технический директор Рено не дал ответа. "Я не могу ответить на этот вопрос", - именно так очень часто говорил Пэт. Но, одну интересную деталь он раскрыл.
Представитель ФИА: Нельсон Пике-мл. говорит, что Вы попросили его подстроить аварию. Это правда?
Симондс: Нельсон разговаривал со мной за день до гонки и сам предложил эту идею. Это все, что я могу сказать
После допроса Симондса оставалось много пробелов, поскольку тот ничего по сути не признал или не сообщил. Получилось так, что он сообщил о том, что Нельсон предложил ему идею, а что было дальше - загадка. Единственное, что подтвердил Пэт, было то, что встреча в воскресенье таки состоялась. Конечно же, он не сообщил, о чем там шла речь, вновь уклонившись от прямого ответа.
Также Симондсу были представлены расшифровки телеметрии. Занимая такой пост, Пэт не мог валять дурака и согласился, что поведение машины Пике (нелогичное нажатие на газ перед поворотом и после того, как машину понесло в занос - неестественное поведение пилота в такой ситуации) "выглядело странным", но вновь не признал то, что сделал это Пике нарочно.
После этих "показаний" Симондсу был предложен иммунитет. В ФИА надеялись, что это развяжет язык Пэту, но тот не согласился принять условия и отмалчивался дальше. Какие же разные бывают люди... А Флав и вовсе в молчанку играл. Итальянец только признал, что была встреча перед гонкой, но ничего особенного там не происходило.
Но Пэтом и Флавио количество допрашиваемых не ограничилось. Одним из самых главных в деле лиц был "Свидетель Икс". Этот представитель Рено пожелал остаться неизвестным, и команда поддержала эту идею, ссылаясь на то, что пресса сразу же свалит его с ног. Этот свидетель (самая популярная догадка - это был Алан Пермейн, но никто не мог и не может до сих пор этого подтвердить) сообщил следствию, что в субботу после квалификации Симондс общался с Бриаторе и рассматривали варианты аварии. Это свидетельство и стало ключевым. Главным в этом деле был тот факт, что авария была преднамеренной, и не имело особого значения, кто стал автором идеи.
Перед самым заседанием Пэт Симондс сделал ход навстречу следствию и написал чистосердечное признание. Он признал, что знал о подстроенной аварии и "должен был отбросить идею, как только о ней сообщил Пике". Вся хитрость была в том, что Пэт написал это признание в целях смягчения наказания, но поскольку дело было на финише и практически все было понятно и без этого, то никаких поблажек Симондсу не сделали - его отстранили от работы под эгидой ФИА на 5 лет.
Флавио Бриаторе не писал никаких писем и даже не признавал частичную вину. Сыграть на этом не получилось - пожизненная дисквалификация. Статус Флава в команде подразумевал, что именно ему грозит больший срок, поскольку его слово было бы решающим. Но в нужный момент Флав не сказал слова "нет", и ФИА его жестоко наказала.
Что касается Нелсиньо, то у него был иммунитет. Не повлияли на него даже показания Симондса, который говорил, что именно Пике принадлежит идея. Конечно же, бразилец это отрицал, а свидетелей, которые могли бы подтвердить, что прав тот или другой, не оказалось. ФИА сделало акцент на этом, но вновь признала, что главным в этом деле было вовсе не это, а признание самого факта умышленной аварии.
Фернандо Алонсо не был наказан, поскольку не нашлось доказательств его вины. Мировой Совет понимал, что испанец выбрал нетрадиционную тактику пит-стопов и должен был знать об аварии, но это были лишь догадки. На допросе Нандо говорил, что никаким образом не знал о преднамеренности действий Пике, а другие этого не могли ни опровергнуть, ни подтвердить. Может быть, Бриаторе что-то знал или Симондс, но на многие вопросы они просто не давали ответ. Возможно, правильно.
Но на этом разбирательство не закончилось. 19 октября Флавио Бриаторе и Пэт Симондс подали апелляцию, а 5 января следующего года она было удовлетворена. ФИА не сдавалась - 11 января поступила апелляция с их стороны... Официально дело закрылось 12 апреля этого года, когда было объявлено, что стороны сумели договориться. Флавио и Пэт признали свою вину, и им был дан запрет на участие автоспорте под эгидой ФИА до конца 2011-го года и в Формуле-1 до конца 2012 года.
В материале были использованы данные с официального пресс-релиза ФИА, датированного 22 сентября 2009 года. Полная версия находится здесь.