Айртон Сенна, Getty Images
С чем пришли?
По завершению сезона 1985 года, где Ален Прост на Макларене сумел добыть первый титул, в четырех командах из Топ-5 произошли серьезные изменения в составах.
После очередного завершения карьеры (на этот раз - окончательного) Ники Лауды пришлось искать нового напарника для Алена Проста. Таким человеком стал Кеке Росберг, но в следствии этого осталось вакантным одно место в Уильямсе. Туда прыгнул Нельсон Пике, который покинул практически затонувший корабль Берни Экклстоуна - лучшие дни команды Брэбхем были позади.
После этого Берни не имел шансов найти достойную замену, но ему вызвались помочь другие прекрасные пилоты: Рикардо Патрезе и Элио де Анджелис. Правда, история последнего напрямую зависела от Айртона Сенны, который по окончанию прошлого сезона не хотел видеть в "своей" команде сильного второго номера. Так Элио "ушли" из Лотус в Брэбхем (он погибнет в середине мая на тестах во Франции), а напарником Сенны стал Джонни Дамфриз - он начал свой первый и последний сезон в Формуле-1.
Нетронутыми остались два места в Феррари, но тяжело было ожидать от них повторения прошлогоднего успеха, когда Альборето стал вторым в чемпионате. Конечно, Феррари оставалось Феррари, но Макларен, Уильямс и Лотус были явно на ходу, что и подтвердилось на первых этапах нового чемпионата.
Перед отчетным этапом в Испании состоялся лишь один этап в Бразилии. На родном для себя этапе Айртон Сенна добыл поул, выжав из своего Лотуса максимум возможно, а вот в гонке в чистую проиграл Пике. Нельсон добыл важную психологическую победу для своей команды, так как за несколько дней до гонки Френк Уильямс попал в ужасную аварию остался навсегда прикованным к креслу. Патрик Хэд стал у руля команды и победа в Бразилии говорила о том, что все сделано правильно и будет шанс побороться за чемпионский титул.
Второй этап в чемпионате должен был состояться в Испании. Это была первая гонка на этой территории после пятилетнего перерыва. На это вынуждены были пойти в ФИА, так как из года в год требования к трассам Формулы-1 ужесточались и после 1981 года трасса Харама, которая была построена близ Мадрида, больше не могла принимать гонки. После этого были попытки вернуть гонку к подножию Монтжуика, но все закончилось более разумно - была построена трасса в Хересе, которая до сих пор считается одной из лучших формулических трасс.
На новой трассе Уильямсы выглядели быстрее Макларенов на несколько десятых, но все это было неважно - комбинация "Сенна+Лотус" нанесла сокрушительное поражение этим командам в квалификации. Бразилец выдал очередной потрясающий круг и опередил Нельсона Пике, который должен был стартовать вторым, на восемь десятых секунды! Но, как и тремя неделями ранее в Рио, в гонке расклад сил должен был быть совсем иным.
Стартовая решетка: 1. А. Сенна (Лотус), 2. Н. Пике (Уильямс), 3. Н. Мэнселл (Уильямс), 4. А. Прост (Макларен), 5. К. Росберг (Макларен), 6. Р. Арну (Лижье), 7. Г. Бергер (Бенеттон), 8. Ж. Лаффит (Лижье), 9. Т. Фаби (Бенеттон), 10. Дж. Дамфриз (Лотус), 11. С. Йоханссон (Феррари), 12. М. Брандл (Тиррелл), 13. М. Альборето (Феррари), 14. Р. Патрезе (Брэбхем), 15. Э. де Анджелис (Брэбхем), 16. Дж. Палмер (Закспид), 17. А. Джонс (Лола), 18. П. Тамбе (Лола), 19. Т. Бутсен (Эрроуз), 20. Ф. Штрейф (Тиррелл), 21. П. Гиндзани (Озелла), 22. М. Сурер (Эрроуз), 23. К. Даннер (Озелла), 24. А. де Чезариз (Минарди), 25. А. Наннини (Минарди).
Гонка:
На самом старте гонки тройка лидеров сохранила свои позиции, а вот а рядах Макларен произошла рокировка - Росберг перед первым поворотом опередил Проста. Более того, Кеке на этом не остановился и очень скоро одолел Найджела Мэнселла, который на первых кругах чувствовал себя очень неуверенно. В результате прошло еще пару кругов и британца одолел и Прост.
Но не провал Биг Найджа был самым интересным событием. Как и ожидалось, Сенна был не очень быстрым на трассе и вся эта группа из Макларен и Уильямс держалась позади. На протяжении первых 15-ти кругов пилот, идущий пятым, отставал от Айртона не более, чем на три секунды!
Такая плотная борьба продолжалась четверть дистанции, но потом Нельсон Пике начал потихоньку отставать от Сенны. Это было связано с тем, что он начал испытывать технические проблемы - сперва Пике пропустил главных фаворитов, а на 39-м круге вовсе сошел. Так сложилась гонка для Нельсона, а вот его напарник на том же 39-м круге стал лидером!
Биг Найдж, как только у Пике возникли проблемы, быстро прорвал оборону Макларен, потом прошел коллегу по команде и устремился за Сенной. К тому времени Нельсон проигрывал лидеру более трех секунд, но это отставание Найджел съел молниеносно. Ну а обгоном дело так же не постояло - Уильямс под руководством британца стал лидером. Казалось, что теперь никто не сможет помешать Мэнселлу одержать победу, но в гонке произошел следующий оборот.
Британец не смог оторваться от соперников, среди которых были Сенна и Прост - Пике сошел, а Росберг потерял темп и отвалился от лидирующей группы. Этого вполне могло хватить гонщику Уильямс, но под конец гонки на него начали страшно давить соперники. В итоге за десять кругов до конца гонки Сенне удалась результативная атака и он вновь стал лидером, а вот Мэнселл испытал огромные проблемы.
Найджел наехал на обломок чьей-то машины и вынужден был ехать в боксы. Скорость его не сильно упала, но пит-стоп забрал у него 20 секунд, которые за девять оставшихся кругов нереально было отыграть. Тем не менее, свежая резина могла принести ему победу! Биг Найдж проезжал круги на несколько секунд быстрее и за четыре круга до конца гонки был позади Проста! К сожалению для него, Ален сопротивлялся "аж" полкруга и он проиграл Сенне еще одну секунду.
Увы, но кроме этого был потерян один круг, который и лишил британца победы. За два круга до конца гонки гонщик Уильямс проигрывал пять секунд, за один круг - 1,8 секунды, на финишной ленточке - 0,014 секунды! Найджу не хватило не то что одного круга, а нескольких метров, чтобы одержать красивейшую победу. Если говорить красивыми словами, то получится так, что победу Сенне подарил... Прост.
Что же касается Айртона Сенны, то он также одержал по-своему заслуженную победу, ведь у него была гораздо хуже техника. Да, ему повезло немного, но на трассе он не сдавался и чисто прошел Найджела, который пошел на неплановый пит-стоп и - это удивительно - только благодаря этому получил шанс на победу.
Результаты гонки: 1. А. Сенна (Лотус), 2. Н. Мэнселл (Уильямс), 3. А. Прост (Макларен), 4. К. Росберг (Макларен), 5. Т. Фаби (Бенеттон), 6. Г. Бергер (Бенеттон), 7. Т. Бутсен (Эрроуз), 8. П. Тамбе (Лола) Сошли: 9. Дж. Дамфриз (Лотус), 10. М. Брандл (Тиррелл), 11. Ж. Лаффит (Лижье), 12. М. Сурер (Эрроуз), 13. Н. Пике (Уильямс), 14. Э. де Анджелис (Брэбхем), 15. Р. Арну (Лижье), 16. М. Альборето (Феррари), 17. Ф. Штрейф (Тиррелл), 18. К. Даннер (Озелла), 19. С. Йоханссон (Феррари), 20. П. Гиндзани (Озелла), 21. Р. Патрезе (Брэбхем), 22. А. де Чезариз (Минарди), 23. Дж. Палмер (Закспид), 24. А. Джонс (Лола), 25. А. Наннини (Минарди).
А потом...
... был один из самых ярких сезонов в истории Формулы-1. Техника не была такой надежной, как это есть сейчас, и явного преимущества ни у кого не было. Сенна, который был лидером общего зачета после испанской гонки, одержал потом еще шесть поулов (по итогам сезона - 8 из 16-ти возможных), но лишь однажды смог его превратить в победу - у Проста, Мэнселла и Пике была куда более лучшая техника и именно эта троица разыграла титул на последнем этапе в Австралии. Эта гонка стала легендарной и написать о ней в двух предложениях просто невозможно. Да и нужно ли это?