Возвращение
Сезон-1953 для Фанхио ничего не обещал - аргентинец должен был втянуться в гонки после пропущенного года. К тому же, Альберто Аскари продолжил блестящее выступление прошлого сезона. На первых трех Гран-при Феррари приехала к финишу первой, в то время как Фанхио на своей Мазератти не смог даже набрать очки в этих гонках. На Гран-при Бельгии нашему герою пришлось выступить и в качестве наставника. Мазератти на этап пригласила неопытного бельгийского пилота Джони Клаеса. Когда на квалификации ему не удалось пройти достойный круг, он попросил Фанхио "протестировать" автомобиль на трассе. Фанхио показал схожее со своим время на чужой машине и дал совет новобранцу: "Ты должен давить не на среднюю педаль (тормоз), а на правую (газ)". Клаес закончил квалификацию на 10-ом месте.
Возвращение "Маэстро" случилось во Франции. В Реймсе гегемония Аскари закончилась и борьбу за победу повели Хоторн и Фанхио. До последнего круга гонщики постоянно обменивались местами и в итоге Хоторн опередил Фанхио на полкорпуса.
(Гран-при Франции 1953 года)
Это не было поражением для Хуана Мануэля - это было его возвращением. Безусловно, навязать борьбу Аскари было сложно, но аргентинец выиграл борьбу за вторую строчку, опередив Фарину на все той же Феррари. Жирная точка в сезоне была поставлена в Италии – победа в гонке. Фанхио дал понять, что следующий сезон он проведет в полной боевой готовности.
Смена команды - не помеха!
Уже во второй год после возвращения в строй Фанхио начал свою великолепную серию из четырех чемпионских титулов подряд. На следующие два года он подписал контракт с Мерседесом, но первые две гонки в 1954 он провел на Мазератти, поскольку в его основной команде не был подготовлен болид. Он выиграл две гонки за итальянскую команду и сел за руль Мерседеса лидером чемпионата.
(Фанхио на Гран-при Бельгии 1954)
Смена коня на Гран-при Франции не отобразилась на результате аргентинца, а вот новые разработки Мерседеса в Сильверстоуне доставили немало хлопот. В то время серебристый автомобиль представлял собой подобие кузовного автомобиля - колеса были закрыты. Эту разработку начали рассматривать и другие команды, но на Гран-при Великобритании серьезным образом проявился недостаток - ограниченный обзор. Фанхио стартовал с первой позиции, но несколько раз задевал ограждения и из-за этого не мог проходить повороты в максимальном темпе. Он закончил гонку лишь на четвертом месте, но это место не дало модификациям будущих машин уйти в другое русло - все вернулось на круги своя. Фанхио по итогам чемпионата разгромил соперников и добыл для себя второй титул чемпиона мира.
(Фанхио на Гран-при Италии 1954 года)
Сезон-1955 прошел по укороченной программе. Причиной тому стали трагедии с Аскари и жуткой аварии в Ле Мане, где погибло большое количество зрителей. Из шести проведенных этапов Фанхио выиграл в четырех гонках. Примечательной стала первая гонка в Аргентине. В день проведения гонки стояла сильная жара и гонщикам пришлось пройти через адское испытание. Хуан Мануэль стал одним из всего лишь двух пилотов, кто прошел всю дистанцию. Например, гонщики из команды Феррари на протяжении этапа постоянно менялись местами в машинах. Четырем пилотам команды удалось привести две машины к финишу, но отставание от Фанхио было огромным. А на Гран-при Великобритании, предпоследнем этапе, который проходил в Ливерпуле, Фанхио проявил благодушие к своему напарнику Стирлингу Моссу, позволив ему выиграть домашний заезд. Британец после награждения передал победный венок Хуану Мануэлю в знак благодарности.
Бенефис в Феррари
В конце 1955 года Мерседес ушел из гонок через случившиеся трагедии, и Фанхио перебрался команду Лянча-Феррари (перед сезоном две конторы объединились). На этот раз борьба за титул была очень плотной. После переменных успехов по ходу чемпионата перед последним этапом шансы на титул претендовало три пилота - кроме Фанхио это были Стирлинг Мосс (Мазератти) и Питер Коллинз (Лянча-Феррари). У Фанхио по ходу этапа возникли проблемы с техникой и тут ему свой болид должен был отдать третий пилот команды Луиджи Муссо, но тот этого не сделал, отказавшись выполнить приказ. На помощь аргентинцу пришел... Коллинз. Несмотря на то, что он все еще сохранял теоретические шансы на титул, он отдал машину Фанхио с аргументацией: "Фанхио должен был остаться чемпионом мира еще на один год. Он это заслужил! А мне всего двадцать пять, и у меня впереди еще очень много времени". Фанхио стал чемпионом, а Коллинзом восхищались все болельщики. К сожалению, его мечта не успела сбыться - он погиб через два года.
(Фанхио на 12-часовом марафоне в Себрине, США)
Сезон-1957 года для Фанхио начался более, чем успешно. В первых трех гонках он одержал победы, а в это время его соперников лихорадило. Одним из таких соперников был и Мосс, который перед началом сезона перешел в команду Вануолл. Ставка оказалась для него неудачной, и он смог прервать доминацию Фанхио лишь в Великобритании. Но это не огорчило аргентинца, поскольку его отрыв позволял в случае победы на следующем этапе в Нюрбургринге одержать досрочное чемпионство. В той гонке Хуан Мануэль стартовал с полупустым баком - был расчет на создание отрыва на первой половине дистанции. Это ему удалось, и перед пит-стопом он имел 30 секунд преимущества, но в результате проблем с заменой колеса он потерял огромный кусок времени и вернулся на трассу практически с минутным отставанием...
А далее была самая яркая победа в его истории. С каждым кругом он бил рекорды трассы, проходя 20-километровое кольцо Нюрнбургринга на пределе возможностей. Он не оставил вопрос о титуле на следующий этап - на предпоследнем круге достал лидеров, а затем обошел их. Хоторн: "Если бы я не свернул в сторону, уверен, что старик просто прошел бы через меня." А сам Фанхио скажет, что до этого он так быстро не гнался и вряд ли сможет такое повторить.
(Заезд Фанхио на аэропорте в Модене. Фильм Феррари. 1957 год.)
"Это конец!"
Сезон-1958 стал заключительным для "маэстро". На Гран-при Франции он финишировал четвертым. В тот день у него была совершенно неконкурентноспособная машина, и Майк Хоторн проявил уважение к Великому пилоту, не обогнав его на круг. Когда Фанхио вышел из машины он сказал своим механикам: "Это конец!". Фанхио всегда был на "ты" со своими механиками. Еще со времен своей юношеской работы он понимал значение этого труда. Понимал, что без надежной машины просто невозможно добывать великие победы. Также понимал, что за идею не всегда есть возможность работать и отдавал 10% призовых механикам после гонки. За такое свое поведение он получал и соответствующую отдачу. Есть история, что на одной из гонок 1953 года у него барахлила машина. Ночью механики подменили машину аргентинца на машину второго пилота команды, что позволило Фанхио оказаться в более выгодных условиях...
Когда он ушел из гонок, ему было 47. Далее он вместе с Мерседесом организовал проект по поддержке молодых пилотов в Аргентине. Успехи из него сделали достойного пропагандиста спорта на родине. Фанхио также открыл музей автомобилей в своем родном городе Балкарсе. Его коллекцию помог пополнить и Ален Прост, который подарил музею свой "Рено-турбо". 15 июня 1995 года он был госпитализирован с диагнозом "пневмония и почечная недостаточность". Через два дня он умер в больнице.
Дмитрий Левчук, iSport.ua