Великая история Формулы-1. Часть 5. Брэбхем.

30 ноября 2009, 07:46
iSport.ua представляет исключительную личность в истории Формулы-1.
Великая история Формулы-1. Часть 5. Брэбхем.  iSport.ua представляет исключительную личность в истории Формулы-1.
Джек Брэбхем, dailymail.co.uk

Черный Джек - один из самых популярных персонажей в истории Формулы-1. К такому признанию привело не только три титула чемпиона мира. Безусловно, это сильный показатель, но на тот момент в истории существовало имя Фанхио и такой успех признавался уже в немного меньшей степени. В историю Формулы-1 Сэр Джек Брэбхем вошел, как первый и пока единственный пилот, который выиграл чемпионат в своей же команде - это просто фантастическое достижение.

В такие успехи не всегда сразу же верится. Кто в нынешние времена на такое способен? Ладно, возможно Нельсиньо Пике получит "свою" команду, но выиграет ли он чемпионат? А команда Льюиса Хэмилтона все еще носит другое имя... Особое внимание нужно сосредоточить на времени - середина 60-ых! Мы уже знаем, что первые чемпионы мира в детстве уходили в глубокое изучение технической части, но именно австралийцу первому удалось сконструировать свое детище и вывести его на стартовую решетку. Но до этого было еще много интересного в жизни Брэбхема.

Механик - это призвание. Или нет?

Джон Артур Брэбхем родился 2 апреля 1926 года в Хетсвилле, пригороде Сиднея. В этом городе его отец имел продовольственный бизнес. Это позволило Джеку уже в 12 лет познать все навыки вождения грузовика, задолго до того, как он мог получить водительские права. В детстве он имел высокие способности к машиностроению и решил, совершенно ненапрасно, поступить в технический колледж. В возрасте 15 лет он сменил способ обучения на вечерние курсы и начал параллельно работать в местном гараже.

Прошло немного времени, а Джек уже организовал свой собственный малый бизнес. Он начал покупать сломанные мотоциклы, чинить их и перепродавать. Это стало для него первым собственным доходом в семейный бюджет. В качестве мастерской в то время у него выступала отцовская терраса. В 1944 году, когда будущему чемпиону мира стукнуло 18 лет и одна неделя, его забрали в военно-воздушные силы для прохождения военной службы. Основной обязанностю Джека была роль механика, поскольку в то время в ВВС Австралии летчиков было в избытке. Но такая деталь, кажется, не сильно должна была огорчить Джека.

После возвращения из армии он открыл свой сервис. А чуть позже он обзавелся знакомством с американцем Джонни Шонбергом. Это в какой-то степени и направило Брэбхема в русло, которое привело к трем титулам чемпиона мира. Шонберг стал не просто его другом, но и тем, кто заставил Джона обратить внимание на гонки малолитражек. Джон изначально не видел в себе способностей гонщика, поэтому было решено, что он построит машину для Шонберга и будет выступать в качестве механика.

Но в 1948 году жена Джонни запретила ему заниматься такими опасными гонками. Это не оставило выбора Брэбхему и он сел за руль. Уже в третьей своей гонке он одержал победу, а в последующие годы выступлений он стал чемпионом Австралии в различных категориях. В 1951 году Джек начал проявлять интерес к другим гоночным сериям. Он купил и модернизировал Cooper, и начал выступления в серии, где гонщики соревновались на бетонированных кольцах. При поддержке своего отца и топливной компании RedeX он выступал в этих гонках до 1955 года. После этого его пригласили в Европу.

От дебюта до покорения мира

Местом базирования для австралийца стала Великобритания. Там он начал выступления в местных чемпионатах на приобретенной у Петера Вайтхеда Cooper-Alta. Но главным событием для него в том году стал Гран-при Великобритании Формулы-1. До гонки Джон сумел построить новый болид Cooper Bobtail (название придумано не с потолка - хвостовая часть автомобиля напоминала боб). Особенностью было то, что двигатель располагался позади гонщика. К сожалению, мощностей у машины в той гонке не хватило и Джон не смог оказать должного сопротивления, а вскоре сошел с дистанции.

Но пессимизм растаял на внезачетной гонке в Снеттертоне. Там Брэххем боролся за третье место со Стирлингом Моссом на Мазерати. Несмотря на то, что Стирлинг все-таки опередил Джона, это нельзя было назвать неуспешным результатом - все только начиналось.

Такой результат воодушевил Джона и он решил купить для своих выступлений Мазерати, но следующий сезон вышел откровенно провальным. Он принял участие только в своем полудомашнем этапе в Великобритании. Очков в той гонке Брэбхэм не набрал, сойдя уже на третьем круге. Сезон для себя он спас выступлениями в кузовных гонках и Формуле-2, где выступал на Cooper и показал приличные результаты. В 1957 году он отказался от выступлений на Мазерати и главный гоночный чемпионат проехал за рулем Cooper.

Успехов пришлось ждать два года, но оно того стоило! В 1959 и 1960 году он становился чемпионом мира. Сделал он это двумя разными способами. Первое чемпионство было добыто в борьбе до последнего этапа с Тони Бруксом и Стирлингом Моссом. По итогам чемпионата тройка лидеров добыла по две победы и все решилось в показателях стабильности пилотов. У "Черного Джека" оказалось не так много вылетов, как у конкурентов, но один из них мог решить абсолютно все. На Гран-при Португалии после столкновения его машину подбросило. Джек выпал из машины, но, к счастью, сумел избежать травм и закончил чемпионат.



(Гран-при Италии 1959)

Своя рубашка ближе к телу

А в следующий год Брэбхем не оставил ни единого шанса соперникам. Посредине чемпионата он добыл к ряду пять побед и этим обеспечил себе титул. В том сезоне ему призрачную конкуренцию составил новозеландец Брюс Макларен, который еще не подозревал, что станет выдающимся конструктором. Оба гения начала гоночную карьеру в Cooper и оба после нескольких сезонов создавали свои собственные команды. Первым оказался Брэбхем, который покинул команду через год после завоевания второго чемпионского титула, а Брюс собирался с мыслями до 1966 года. Брэбхема переполняли чувства того, что он способен гораздо на большее. И это действительно было так. На помощь к нему приехал Рон Тауранак - его австралийский товарищ.

После провального сезона 1961 года (Лотус и Феррари вслед за Cooper поменяли размещение двигателя и стали намного сильнее) друзья реализовали идею создания своей команды и дебютировали на Гран-при Германии. Дебют, как и последующие несколько лет, не удался. Им явно не повезло со временем. В начале 60-ых было установлено ограничение на двигатели - максимальный объем должен был составлять полтора литра. Это явно не было на руку Джону, потому что он всегда придерживался агрессивного стиля вождения. Если человек в душе хочет ехать быстрее, а этому мешают какие-то ограничения, то иногда с этим справиться очень трудно.

В такую "яму" попал и Джек. Черная полоса затянулась на четыре года, во время которой он финишировал на подиуме всего четыре раза. Но очередное изменения регламента изменило все - в Формулу-1 в 1966 году возвратились трехлитровые моторы.

Империя наносит повторный удар

Это обстоятельство развязало руки Брэбхему и он снова обхитрил всех. Ранее Джон сообразил перенести двигатель в заднюю часть машины, а на этот раз замысел коснулся самого двигателя. Разрешенный объем в три литра подвинул многие команды на создание 12-цилиндровых моторов. Это не только существенно прибавляло вес к автомобилю, но и значительно усложняло его разработку. Выход Джон нашел вместе с Repco - его поставщиком моторов. Был согласован вариант 8-цилиндрового двигателя, а основное внимание было сосредоточено на его легкости и надежности.

Уже на третьем этапе 1966 года в Реймсе Джон Брэбхем выиграл гонку. Он стал первым пилотом, который в своей команде выиграл гонку, а затем чемпионат (первое достижение повторят Брюс Макларен и Дэн Гарни, а второе... пока еще нет таких людей). В 1966 году не было конкурентов у Джона - первое место он занял в чистую. Навязать ему борьбу не смогли Джон Сертис, Йохен Риндт, Грэхем Хилл, Джим Кларк, Джекки Стюарт! Согласитесь, неплохая компания.

В 1967 году Джон выступал больше в роли тест-пилота в боевых условиях. Задачей для себя он поставил пробовать новинки на машине в гонках, а в это время его коллега по команде Денни Халм стал чемпионом мира. В последующем году он на тренировочной сессии получил серьезную травму ноги и вынужден был пропустить несколько гонок. После этой травмы он своей жене дал обещание, что покинет гонки в конце года. Так бы и случилось, но в сезоне 1970 года некому было садиться за руль в команде и он продлил карьеру на год.

Таким же образом началась его карьера, когда его товарищ бросил гонки и оставил баранку в машине свободной. Но на этот раз это случилось в конце гоночного пути. В первой же гонке сезона он добыл для себя последнюю победу в карьере. После этого такой чести могло удостоиться Монако, но Джон в самом последнем повороте пропустил Йохена Риндта и финишировал вторым.

Когда имя больше, чем имя

По окончанию сезона 1970 года Джон с задержкой на год выполнил обещание, данное жене, - он ушел из автоспорта. "Красная кнопка" команды была передана его давнему знакомому Рону Тауранаку, который правил командой всего-навсего год. В конце 1971 года Рону пришлось продать команду за 100 тысяч фунтов небезызвестному лицу в нынешние времена - у руля команды стал Берни Экклстоун. За время Бернианы за команду с выдающимся именем выступали Карлос Рейтерманн, Карлуш Паче, Ники Лауда, Нельсон Пике (чемпион 1981, 1983 годов), Рикардо Патрезе. В 1988 году Берни продал команду японской Middlebridge Group. За дальнейшие четыре года команда набрала 13 очков и прекратила свое существование в 1992 году из-за огромных финансовых проблем владельцев.



(Фанхио против Брэбхема. Австралия 1978)

С 1971 года Джон Брэбхем не занимался командой и переехал на родную землю. Там он занялся своей фермой, агенством по продаже автомобилей, но душевной отдачей стало обучение сыновей гоночному искусству. В 1985 году он получил в своему имени приставку "Сэр", что говорит очень о многом - такие награды по конвеерскому принципу не раздают. А в 2008 одна из яхт получила имя "Черный Джек" в честь клички Брэбхема, который получил ее из-за своих черных волос и немногословности.



(Джек Брэбхем)

Дмитрий Левчук, iSport.ua

Комментарии
Отобразить: лучшие | последние | первые
Morzh, iSport.ua
Morzh
04 февраля, 12:15
Три чемпионских титула, один из них выступая за собственную команду, что тут сказать - легенда!
shuler, iSport.ua
shuler
01 декабря, 17:01
Очень познавательно и интересно.
+10000000000000
Гость, iSport.ua
Гость
30 ноября, 22:03
думаю, стоит создать отдельную ветку по этой теме, уж больно интересно, но неудобно заходить и искать все время..
tofed, iSport.ua
tofed
30 ноября, 17:33
с нетерпением жду продолжение)
Добавить комментарий

Для участия в обсуждении пожалуйста войдите используя учётную запись iSport.ua или Football.ua. Если у вас ещё нет аккаунта — создайте его, это не займёт много времени.

НОВОСТИ РАЗДЕЛА
все новости iSport.ua - новости



ФУТБОЛТаблоУкраинаЕвропаПрочиеЛЧЛЕСборная УкраиныЕВРО-2012БАСКЕТБОЛТаблоЧМ-2014УкраинаНБАЕвропаМирЕврокубкиЕвробаскетЖенщиныNCAA + школыХОККЕЙТаблоУкраинаНХЛКХЛЕвропаАВТО/МОТОФормула-1РаллиМотоспортПрочиеИстория автоспортаТЕННИСНовостиРейтинг ATPРейтинг WTAКалендарь (муж)Календарь (жен)БОКС+MMAНовости боксаКалендарь боёвНовости ММАКалендарь боёв ММАЗИМНИЕНовостиДРУГИЕВелоспортВодныеВолейболГандболГимнастикаИгровыеЛегкая атлетикаОлимпизмСиловыеФутзалШахматыЭкстримПрочиеОЛИМПИАДА-2014НовостиРасписание и результатыРейтинг странНаши в Сочи

© 2009-2015 ООО «ИД УМХ». Все права защищены.
iSport.ua - оперативные и объективные новости спорта.

Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО «ИД УМХ». Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО «ИД УМХ» − запрещено. При правомерном использовании материалов с данного ресурса, гиперссылка на iSport.ua обязательна.

RSS-ленты: главноевсе новости | футбол | баскетбол | хоккей | авто/мото | теннис | бокс+MMA | другие

Игры: Фентези Футбол

Сервисы: Деньги с карты на карту

Отдел продаж Digital рекламы: reklama@umh.com.ua; Тел: +38 (044) 207-33-05, +38 (044) 207-97-00

Новости Футбола | Новости Украины | Автоновости | КП в Украине | Газета «Команда»

i.ua Rambler's Top100