В 1950 году пилоты серии Формулы-1 в первый раз приняли участие на Гран-при Инди-500. Это была единственная гонка вне Европы, что и дало право называть чемпионат мировым. Но это была не единственная историческая миссия Индианаполиса. Как правило, в гонке все 33 стартовые позиции занимали американцы - Альберто Аскари стал единственным исключением за восемь лет, - что давало сильный толчок к популяризации королевского класа среди американцев. И это принесло свои плоды. В 1961 году чемпионом мира стал Фил Хилл - первый американский чемпион.
Но любовь к гонкам у этого человека была удивительной. Нет, он не был безумцем вроде Фанхио. Он относился к гонкам с чрезмерной осторожностью и очень нервничал перед ними. Это начало проявляться после чудесного спасения в аварии при первых шагах своей карьеры. Такая нервозность сильно влияла и на его здоровье - у него была склонность к язве. В середине 50-ых он был на грани завершения карьеры - болезнь обострилась, но транквилизаторы вернули его к жизни, чему мы безусловно рады.
Природженный гонщик
Родился Филипп Толл Хилл 20 апреля 1927 года в Майами. Уже с самого детства у него появилось неоридинарное понимание технических деталей. Казалось, что все это было у него на уровне подсознание. Первый удивительный опыт у него получился, когда ему было девять лет. В гости к семейству Хиллов явился их друг. Во время ужина он заметил, что юный Фил сидит в его Oldsmobile и имитирует движения по вождению автомобиля - он крутил баранку, нажимал на педали газа и тормоза. В шутку владелец автомобиля спросил, сможет ли юный наглец сделать пару кружков. Ответ был прямой и понятный: "Конечно!".
К ужасу остальных гостей вечеринки владелец Oldsmobile сел на пассажирское место и Фил повел авто вокруг жилого блока. Это событие дало начало безумному интересу к автомобилям со стороны Филипа - чувство граничило с одержимостью. В двенадцать лет он от своей тетушки получил в подарок "Форд Т" и начал на нем колесить по Санта Монике в Калифорнии, куда перебрались родители.
Период его созревания совпал с послевоенным ростом автоспорта в южной Калифорнии, и это вылилось в огромный плюс. Уже в 1946 году он стал одним из дюжины членов созданного Калифорнийского Автоклуба, а затем была добыта и первая победа в Сан Фернандо. Пришедший успех заставил его бросить изучение менеджмента в университете - теперь он полностью сосредоточился на карьере гонщика.
В конце 40-ых годов он отправился на курсы повышения квалификации и привез оттуда Ягуар XK120, на котором начал выступать и выигрывать гонки на своей родине. Вскоре умерли его родители, и свое наследство Фил истратил на Феррари. В это ему также помог Луиджи Чинетти, который предоставил пилоту скидку. Фил Хилл начал на Феррари выступать в гонках, но в обмен на такую возможность он должен был совмещать езду на трассе с ролью механика.
Знакомство с европейскими победами
В 1952 году он принял участие в мексиканской гонке Каррера Панамерикана и занял шестое место, но более важное событие произошло здесь через год. Тяжелая авария, в которой он остался без повреждений, сильно изменила его внутренний мир. Американец в себе развил сильное чувство опасности и все время думал, что он может погибнуть на трассе. После этого перед каждой гонкой от нервозности он скуривал по несколько сигарет. Это сильно пошатнуло его здоровье - язва обострилась и он вынужден остаться без гонок. Через некоторое время он привел свои чувства в порядок и снова за рулем стал быстрым и бесстрашным. В 1958 году произошло несколько знаковых событий. Во-первых, ему покорились гонки Ле-Мана и Себринга.
Гонка во Франции стала настоящим испытанием тогда для всех пилотов. Всю ночь шел сильный дождь, что обязывало пилотов "идти по приборам". Фил Хилл: "Было невозможным разглядеть маленькие и медленные машины в ночной темноте. Я спускался по прямой Mulsanne на максимальной скорости и ждал, пока не почувствую запах выхлопов впереди. Я видел машину впереди - это была просто вспышка света и невозможно было увидеть контуры ни машины ни пилота. А затем снова темнота и ловля следующей машины". Несмотря на будущие громкие успехи Хилла, именно эта гонка станет для него самой любимой.
Во-вторых, Фил Хилл дебютировал в Формуле-1. Он был уже профессионально знаком с Энцо Феррари, но дебюту в королевском классе мешал характер Фила. В Скудерии очень любили разделять не только первого и второго пилота, но и механиков с гонщиками. Мол, каждый должен заниматься своим делом. Но Хилл, как мы знаем, был и прирожденным механиком - он не мог не подсказывать, что и как нужно сделать с машиной. Тем не менее, дебют случился.
В формульной жизни к успеху привели два трагических обстоятельства. Первое из них - смерть Петера Коллинза. Именно это обстоятельство и подтолкнуло Энцо Феррари предоставить шанс американцу. А чемпионате он провел четыре гонки и два раза приехал на подиум. Примечательными стали два последних этапа, где Филу Хиллу пришлось проявить все чудеса командной тактики. В том сезоне до последнего взмаха клетчатого флага вели борьбу Стирлинг Мосс и Майк Хоторн - первый пилот Феррари.
На последнем круге Гран-при Италии Майк шел на второй позиции, уступая Моссу, но тут у него возникли проблемы со сцеплением и он рисковал опуститься ниже второй строчки. Но на третьем месте шел Хилл и он "провел" своего напарника к желанному серебру на этапе.На последнем этапе Фил шел на 40 секунд впереди Майка и вынужден был пропустить его. Тот чемпионат Хоторн выиграл с перевесом с одно очко. "Если бы да кабы", то первым британским чемпионом стал Стирлинг Мосс.
Взятие вершины
Следующие два сезона прошли под знаком Джона Брэбхема и его заднемоторных машин. Феррари не сразу захотела внедрять новинку и два сезона практически провалила. В конце 1960 года в Монце Фил Хилл одержал первую победу. Основная заслуга в этом была организаторов - они провели гонку на кольце с бэнкингами, которое было одной из модификация автодрома. Лидеры чемпионата решили поставить безопасность выше этой комедии и не приняли участие в гонках. Три первых места достались пилотам Феррари (Как тут не вспомнить Индианаполис 2005. И снова герои - Феррари...), и первое - нашему герою.
В 1961 году мотор на машинах Феррари наконец-то поменял дислокацию и это сразу же вылилось в победу. По ходу сезона за первенство боролись два пилота конюшни - Фил Хилл и Вольфганг фон Трипс. Лидеры обменивались первой строчкой после каждого этапа и все вело к тому, что последний Гран-при станет решающим. Разбавило соперничество индивидуальное достижение Фила - он первый из всех пилотов на круге Нюргбургринга вышел из девяти минут.
Но это было утешительным призом, поскольку перед этапом в Монце он был на втором месте в чемпионате. Решающим для Фила стал снова трагический случай - на первом круге в Параболике вылетел фон Трипс. Фил продолжил гонку, либо казалось, что ничего серьезного не должно было произойти, но... Фон Трипс погиб в той аварии, а вместе с ним и 14 зрителей.
(Гран-при Италии 1961)
Фил стал чемпионом мира и ему предстоял "почетный" этап на родине, но Энцо Феррари из-за случившейся трагедии не выставил машины на последнем этапе. Это дало первый толчок к разрыву отношений, а последней каплей стал сезон 1962 года. Точку поставило постоянное вмешательство жены Энцо в дела команды и многие механики уволились. К ним присоединился Хилл и они создали новую команду "АТС". Это стало началом конца и следующие сезоны ничем приятным не вылились.
После завершения карьеры в Формуле-1 он перешел в серию Кан-Ам, где и добыл свою последнюю победу. Случилось это в 1967 году на гонке в Брэндс-Хетче. После своей гоночной жизни он не расстался с автомобилями и открыл вместе с другом компанию "Хилл и Вон", которая занималась антикварными машинами. Также американец не отказывал телекомпании ABC, где комментировал гонки. Фил Хилл умер совсем недавно - он скончался от болезни Паркинсона 28 августа 2008 года. Все меньше и меньше остается с нами чемпионов мира...
Фил Хилл за свою карьеру в Формуле-1 одержал всего три победы. Много это или мало? Обо всем говорит чемпионский титул. В нужный момент в нужном месте еще нужно было оказаться . Сначала почти случайный дебют в Ф-1, затем изменения регламента в 1961 году, которые сыграли на руку Феррари, затем случай в Монце. Чемпионство добывается разными способами, но приуменьшать заслуги пилотов при этом нецелесообразно - всякое бывало, есть и будет. К слову, число три стало для Хилла магическим: три победы на Ле-Мане, три победы на Себринге, три победы на Аргентина-1000 и три победы на этапах Формулы-1.
Дмитрий Левчук, iSport.ua