Эпох доминирования одного пилота над другими было не так много. Последняя и самая яркая - начало нового тысячелетия во главе с Михаэлем Шумахером. Это было действительно удивительное время как для пилотов, так и для болельщиков. Но в истории Формулы-1 этот период определяется легко - пять побед подряд не могут быть незамеченными. При попытке сравнить достижение на первый взгляд бросается в глаза лишь фамилия Хуана Мануэля Фанхио, а все остальные отбрасываются из-за недостатка чемпионских званий.
К таким доминаторам, хотя и не ярко выраженных, следует отнести и имя Джима Кларка. Да, два титула - сомнительный показатель как для «человека-эпохи», но в статистике скрывается немало сюрпризов. Кларк стал самым молодым чемпионом мира в Формуле-1, он одержал больше всех побед, завоевал больше всех поулов. Более того, Джим был несколько раз в шаге от еще двух званий чемпиона, но в заключительных гонках его подарочек преподносила техника. А еще один титул по всей вероятности должен был достаться ему в 1968 году, но после первой выигранной гонки сезона он погиб во второстепенных соревнованиях.
Побег с фермы
Родился Джимми Кларк 4 марта 1936 года в шотландском городке Килмани. Он стал пятым ребенком в семье фермера, а вокруг него были одни сестры. Родители явно рассчитывали, что он пойдет по их стопах и продолжит вести фермерское хозяйство, но душа Джимми смотрела в другую сферу. В приватной школе Эдинбурга, куда Джимми поступил в 13 лет, он становится хорошим игроком в крикет и хоккей. А со своим будущим увлечением знакомится в книжках и журналах - в глаза попадают заметки про автоспорт, который тогда был, казалось, за тридевять земель. Вскоре он бросает школу и начинает серьезно работать на отцовской ферме.
Все происходит практически молниеносно: первый тайный круг вокруг дома на машине семьи, работа на тракторе в поле, получение водительской лицензии. При появлении достаточных средств Джимми покупает Sunbeam Talbot и в возрасте 20 лет на ней берет участие в ралли и в тестах на гоночное мастерство. После первой победы его все еще не покидает ответственность перед семьей, но Джим все-таки делает шаг на встречу судьбе. Приходят новые победы и теперь Кларк становится любимцем местной публики, которая не устают восхищаться им.
В 1958 году шотландец проводит судьбоносную гонку в Брэндс-Хетч. На своей маленькой Lotus Elite он впечатлил другого пилота, принимавшего участие в гонке - Колина Чепмена. Колин ту гонку выиграл, но куда более важным фактором было то, что он был основателем команды Лотус. Джимми Кларк был взят "на карандаш", но перед стартом полноценной карьеры в Лотус ему пришлось решать другой вопрос. В конце 50-ых команда Астон Мартин была серьезно нацелена на начало выступлений в королевском классе.
Они подписали Джимми и проводили многочисленные тестовые сессии, но первого сезона в Формуле-1 у Астон Мартин так и не случилось. Болид был ужасен и стал фактически антонимом конкурентоспособности, поэтому команда решила вовремя остановить программу и переключится на кузовные гонки - как мы знаем, не зря. На то время у Кларка был контракт с Лотусом на выступление в серии Формула-2 - Колин Чепмен нашел способ не пройти мимо Джимми. Этот договор после возникновения проблем у Астон Мартин практически распространился и на королевский клас.
Прохождение через испытания
6 июня 1960 года в голландском городе Зандворт Джимми Кларк вышел на свой первый старт в Формуле-1. Случилось это благодаря тому, что Джон Сертис не смог принять участие в гонке, и его место было отдано молодому шотландцу. Джим стартовал одинадцатым по ходу гонки ему удалось выйти на пятую позицию, но на 42 круге его подвела коробка передач. Следующий этап в Спа стал сущим адом. На 19-ом круге дистанции разбился Крис Бристоу, и его тело осталось лежать на трассе. Джимми смог объехать это место, но его машина оказалась запятнанной кровью.
Через пять кругов погибает и его коллега по команде Алан Стейси, в которого врезалась птица. Конечно, финиш на пятой позиции не снял камня с души Джимми - он был близок к завершению карьеры. Шотландец остался, но в 1961 году получил еще один психологический удар. На этапе в Монце он вел борьбу с претендентом на чемпионство Вольфгангом фон Трипсом. После столкновения этих двух пилотов в Параболике фон Трипс погиб, а вместе с ним отошли в лучший из миров и 14 зрителей. Колин Чепмен сделал все, чтобы эта трагедия не стала последней каплей в карьере Кларка, и результат пришел на следующий год.
В 1962 году началось восхождение на Олимп. В принципе, корона могла быть одета еще в том году - все к этому располагало и победа не стала бы неожиданностью. Перед сезоном Кларк выиграл две внезачетные гонки и с нетерпением ждал начало сезона, но... В Нидерландах и Монако он не набирает очки - этому мешают технические проблемы. В чемпионскую погоню за Грэмом Хиллом он включается с пробуксовкой и перед последним этапом отставал на два очка. Победа в ЮАР решала все и ее мог получить Кларк, если бы не проблемы с двигателем. Технические проблемы всегда были и будут, но когда они происходят на решающих этапах - обидно вдвойне и сильнее бьет по самообладанию.
Разгром соперников
После такого удара нужно быстро встать и провести контратаку, что и удалось Джимми в следующем сезоне. 7 побед, 7 поулов и еще два подиума было добыто всего за десять гонок! Очки не были набраны только в Монако, которое так и не покорилось шотландцу в будущем. В зачет британцу из 73 набранных очков по правилам пошли лишь 54 (шесть лучших гонок - шесть побед) - вдвое больше, чем у вице-чемпиона Грэма Хилла. Гораздо больше, чем разгром.
(Внезачетная гонка в Олтон Парк, Великобритания. 1963 год)
30 мая того же года, через четыре дня после первого этапа в Монако, Джимми Хилл берет свое первое участие в Инди-500. Против него на старте стоят 32 американца. Джим пролидировал на 28 кругах и пришел на финиш вторым. Успех был неописуемым, и это было только начало карьеры. Дальше было больше.
Повторение - мать учения
В 1964 за титул ведут борьбу три пилота: Джон Сертис, Грэм Хилл и Джим Кларк. Борьба идет невероятная. Джон ловит сходы на старте сезона и просыпается в Германии, Грэм штампует подиумы, а Джимми на старте добывает победы и попадает в черную полосу в Германии. Перед заключительным этапом в Мексике больше всех побед у Джимми - их три,- но у Грэма явный перевес за очками и он имеет огромные шансы на успех. И тут начинаются чудеса - квалификация все теоретические расклады проецирует в реальные.
На старте Кларк первый, Сертиз - четвертый, Хилл - шестой. Джимми не может быть этому не рад, а на старте получает Рождественский подарок. У Сертиза барахлит мотор на старте и включается в гонку, когда он в середине пелотона. У Грэма на старте рвется ремешок от очков и он теряет время... А Джимми поехал забирать чемпионский титул. Только одна деталь была против этого - двигатель. За несколько кругов до финиша у Кларка начало капать масло и он потерял в скорости - судьба титула отдана в руки Хилла и Сертиза.
И вновь на упущенный титул Джимми ответил по достоинству - завоевал титул в следующем году. Сделал он это привычным образом - на первых семи этапах он одержал шесть побед и вопрос был практически решенным. Он стал двукратным чемпионом мира в 29 лет, но и это было не все. 31 мая 1965 года Джимми выиграл Инди-500. Из 200 кругов дистанции он пролидировал 190!
В следующем сезоне были разрешены 3-литровые двигатели, и наступила эра Брэбхема, а Лотус не был готов к такому повороту. Разбавить сезон у Джимми вышло вторым местом на Инди-500 и участием в Ралли Великобритании, где он был близок к победе. В 1967 году команда использовала три разных двигателя и не сразу нашла подходящий - им оказался Косуорт на третьем этапе. За сезон Джимми добыл четыре победы - больше всех - но ему для победы не хватило стабильности.
(Джим Кларк. 1965 год.)
Сезон 1968 года открывал для Кларка и шасси Лотус 49 дорогу к чемпионскому. 1 января была добыта победа на этапе в ЮАР, и Джим вместе со всеми начал ждать этап в Испании, который должен был состояться только 12 мая. Как правило, гонщики убивали время, выступая в младших формулах. Не стал исключением и Джим Кларк, который 7 апреля приехал на соревнования Формулы-2 на Нюрнбургринг. На пятом круге дистанции Лотус шотландца вылетел за пределы трассы и врезался в дерево. Джимми получил перелом шеи и травму головы, из-за чего и скончался.
(Последняя гонка. Нюргбургринг 07.04.68)
К сожалению, так и осталось неизвестным, сколько рекордов еще побил бы Джимми, но он и так немало чего добился за 10 лет в ранге пилота. Он выступал и в Ле-Мане, где однажды приехал на финиш третьим, в ИндиКар, в НАСКАР, в класе Туринг, в Формуле-1 побил множество рекордов. Он был прирожденным гонщиком и по праву считается одной из самых популярных фигур в истории.
(Памяти Джима Кларка)
Дмитрий Левчук, iSport.ua