Каждый новый чемпион мира уникален. Возможно, это будет очередной рекордсмен, или наоборот - ничем выдающимся не отметится, но путь к успеху будет индивидуальным и неповторимым. Мы уже говорили о разных пилотах и достижения каждого из них можно каким-то образом выделить. Сегодня мы поговорим о гонщике, который снова выделяется среди прочих - Джон Сертиз.
Достижения в Формуле-1 у него не очень внушительные, как для чемпиона мира. В его активе добытое чемпионство на пике карьеры - до этого был поступательный подход к вершине, а после постепенное ухудшение показателей. Всего он выиграл за 13 лет выступлений шесть Гран-при - не самый маленький, но очень скромный показатель. Так бы он и затерялся в зале славы, если бы не его достижения в доформульной карьере - семикратный чемпион мира в мотогонках. Сейчас постоянно муссируются слухи о переходе Вале Росси в королевский клас автогонок, но это больше теория, чем реальное положение вещей - эпоха романтизма ушла давно и больше не вернется. Достижение Джона Сертиза до сих пор никто не повторил.
По стопам отца
Джон Сертиз родился 11 февраля 1934 года в Татсфилде, который расположен в 16 милях от Лондона. Он был старшим сыном в семействе, возглавляемом Джеком Сертизом. Джек был трехкратным чемпионом Британии по гонкам на мотоциклах с коляской и любовь к этому спорту он передал и своему сыну. Стремительному росту Джона способствовало и профессиональная занятость отца - у Джека был свой мотомагазин на юго-западе Лондона.
Это обстоятельство и позволило Джону уже в 11 лет сесть за руль мотоцикла, который он время от времени сам ремонтировал, что развивало в нем способности механика. В 16 лет будущий чемпион мира закончил школу и пошел работать механиком в мастерскую Винсент. Но первый заработок не отвлек его от гоночных состязаний и уже через год он принимает участие в своей первой полноценной гонке и выигрывает ее.
В возрасте 18 лет Джон берет участие в гонке чемпионата мира за команду Нортон, а через три года заключает с этой командой полноценный контракт. Сертиз проводит хороший, как для новичка, сезон и ложит в копилку несколько подиумов, но в конце сезона у команды возникают финансовые трудности. С трудоустройством на следующий сезон не возникает никаких проблем и он заключает контракт с командой MV Agusta.
Результат не заставляет себя долго ждать - в первый же год Джон становится чемпионом мира в класе 500 куб.см. Успех в следующем году не был повторен, но это стало затишьем перед бурей. В 1958, 1959, 1960 он выигрывает чемпионаты в класах 350 куб.см. и 500 куб.см. За это время он добыл 32 победы в 39 гонках в двух самых престижных класах мотогонок по тем временам!
Смена ориентации
С детства все располагало для того, чтобы Джон добился таких успехов в двухколесных гонках. Он завоевал семь титулов и это шестой показатель за всю историю мотогонок, которую сейчас переписывает Валентино Росси. Но британец выступал в этих гонках всего пять полноценных лет! В 1960 году все меняется и он покидает мотогонки - а что было бы, если этого не случилось? Возможно, он стал бы абсолютным рекордсменом на двух колесах, но судьба принесла ему другое великое достижение. Смене ориентации поспособствовал нам уже хорошо известный Колин Чепмен и его Лотус. Именно Колин дал возможность Джону проехать четыре гонки в болиде Формулы-1 в сезоне 1960 года. Вопросы по профессионализму Сертиза были сняты сразу.
В том году, когда он параллельно продолжал выступления в мотогонках, в Сильверстоуне он приезжает на финиш вторым, а в третьей гонке добывает поул и был очень близок к победе, если бы не отказ техники. В конце года он разрывает контракт с MV Agusta и ему предстоит выбор команды в Формуле-1. Он легко мог стать напарником Кларка в Лотусе, но делает свой выбор в пользу Купера. С выбором Джон промазал и сезон, как и последующий в Лоле, выдается явно смазанным и в актив он записал лишь несколько подиумов. Но его успехи в прошлом остаются еще светлы в памяти и он заключает контракт с Феррари.
Запись в истории
В 1963 году Энцо Феррари, который также наделал много шуму в мотогонках в 30-ых, взял на работу своего "коллегу" и теперь Джон стал первым номером славной команды. Путь к успеху у него проходит как в теории - 4-ый в Монако, 3-ий в Голландии, 2-ой в Сильверстоуне и победа на Нюрбургринге. После победы в Германии он от итальянских болельщиков получает первые клички: "Сын ветра", "Великий Джон". В Италии очень любят победы своих героев, но это были еще не сливки, которые подарил им Джон. Они были в следующем году, когда Сертиз добыл чемпионский титул. В 1964 была великая битва между Грэм Хиллом, Джимом Кларком и нашем героем. Разный сезон провели гонщики и подошли к Гран-при Мексики с разными шансами на титул.
В итоге зрители увидели все. Это были и проблемы Джима, которого подвела техника в самый неподходящий момент, это был и провал Грэма на старте, но козырем в команде Феррари выступил второй пилот Лоренцо Бандини. Именно он сначала подтолкнул Грэма Хилла и не позволил ему приехать на высоком месте, а затем пропустил своего коллегу по команде на второе место и тот стал чемпионом. Сейчас команду Феррари сильно критикуют за проявление "нечестной" борьбы, но это все цветочки. Ягодки были в эпоху расцвета Формулы-1, когда такие причуды случались в решающие моменты чемпионата.
(Гран-при Мексики 1964)
Это был единственный успех Джона в Формуле-1. После этого карьера пилота пошла на спад и этому немало способствовала его индивидуальная черта - раздражительность. Он постоянно не мог найти общего языка с менеджером команды Еугенио Драгони и, казалось, нужна только последняя капля для разрыва всех отношений. И эта капля упала в июле 1966 года. Перед началом сезона Джон лечил страшные травмы, полученные в гонке Can Am в Онтарио, и подготовка к сезону прошла в необычном ключе. Тем не менее на втором дождливом этапе в Спа он одержал победу и сделал хорошую заявку на борьбу, но 18-19 июня состоялась гонка в Ле-Мане. Сертиз приехал во Францию с надеждой занять место на трассе, но Драгони решил по-другому. Вместо Джона на старт вышел Людовико Скарфиотти (в том же году он выиграет свою единственную гонку в Монце) и контракт с Феррари был разорван. Сертиз перешел в команду Купер-Мазерати и сезон завершил на второй позиции, позади великолепного Черного Джека.
На закате
Начиная с сезона 1967 года результаты Джона пошли на спад. Он перешел в команду Хонда, которая только начинала свой путь в Формуле-1. Результаты совместной работы были не очень высоки и за два года в актив можно записать лишь одну победу, добытую в Монце. В итоге Джон сменил команду на BRM, но результаты стали еще более удручающими. Результаты уходили и нужны были кардинальные изменения, потому что карьера медленно и уверенно подходила к своему завершению. Выходом Сертиз увидел в создании своей команды в 1970 году. Джон успел еще проездить три сезона в Формуле-1, но не добившись результата ушел из гонок. Результаты команды не были такими успешными, как у команд Джона Брэбхема и Брюса Макларена, и она прекратила свое существование в 1978 году.
(Гран-при Италии 1967)
Джон вернулся в Лондон и открыл мотомагазин. Также он продолжил развивать мотоспорт и поддерживать молодых пилотов. В 1991 у него родился сын Генри, который в юношеском возрасте начал подавать надежды на успешную карьеру. 19 июля 2009 Генри Сертиз погиб во время гонки Формулы-2 в Брэндс-Хетче. Его отцу удалось выжить в более ужасных условиях, когда защита пилота была не на высоте, а гибели сына способствовал необъяснимый ряд обстоятельств. Генри шел в середине пелотона и перед ним один из гонщиков вылетел с трассы и разбил болид. Колесо от разбитой машины выскочило на трассу и попало в шлем Генри - наверное единственное незащищенное место в болиде. От этого удара Генри не смог оправиться и вскоре умер.
Дмитрий Левчук, iSport.ua