Великая история Формулы-1. Часть 11. Джеки Стюарт. Начало

21 декабря 2009, 07:44
| Дмитрий Левчук, iSport.ua
iSport.ua представляет историю гонщика, который больше чем гонщик.
Великая история Формулы-1. Часть 11. Джеки Стюарт. Начало iSport.ua представляет историю гонщика, который больше чем гонщик.
Джеки Стюарт, channel4.com
О том, что пилот, о котором сегодня пойдет речь, был шотландцем, можно было узнать издалека. Джеки Стюарт никогда не стеснялся и даже был горд своим национальным колоритом. Клетчатая ленточка за его славную историю перескочила со шлема на белый болид в конце 90-х, а гоночный прикид преобразился в клетчатые брюки (а иногда и юбку) бордового цвета. К счастью, это была не единственная черта, которая выделяла шотландца. Еще большую известность принести ему успехи как в спорте, так и в повседневной жизни. Это уникальный человек - он не просто трехкратный чемпион мира в самом престижном класе автогонок. Работа за рулем болида - лишь маленькая частица жизни и славы.

Спорт - призвание


Джон Янг Стюарт родился 11 июня 1939 года в городке Милтон. Изначально все предрасполагало к его гоночной карьере. Родители были дилерами Ягуара и владели гаражом в окрестностях населенного пункта. Это не только приносило деньги в семейный бюджет, но и позволяло приобщить к делу подрастающее поколение - Джимми и Джеки Стюартов. Джимми был старшим на восемь лет и соответственно раньше узнал о взрослой жизни. Его карьера пилота очень сильно отразилась на судьбе Джеки. Джимми стал пилотом и даже записал себе в актив старт на Гран-при Великобритании в 1953 году. Но на той гонке сошел с дистанции - он не доехал до финиша лишь 11 кругов. Чуть позже он попал в аварию в Ле-Мане и получил серьезную травму. Это сильно огорчило семью и молодому Джеки было запрещено садится за руль гоночной машины.

В то же время он бросил школу - ему диагностировали дислексию, а это означало, что о научной карьере можно было забыть. Все внимание Джеки теперь стало сосредоточено на работе механика в гараже отца и его новом увлечении - стендовой стрельбе. Может удивительно, но он щелкал попадание в мишени как семечки и добился внушительных результатов. В его наградах значатся победы в чемпионатах Британии, Уэльса, Шотландии и даже в Кубке европейских наций. Но главная мечта на тот момент так и не сбылась - билет на самолет в Рим на Олимпиаду-60 он так и не выиграл.

Знакомство с гонками

Но вечную жизнь в стрельбе Джекки себе не представлял и с радостью принял приглашение протестировать машины Барри Филера - клиента семьи Стюарта. В результате был поражен не только заказчик, но и все, которые находились на треке Аутон Парк. Сотрудничество, конечно же, было продолжено и в 1961, 1962 годах Джеки выступал в различных гоночных соревнованиях. После серии первых побед наш герой был приглашен на тесты в команду Ecurie Ecosse - команда, которая в 1953 году стала пристанищем для его старшего брата. И здесь не сплоховал Джеки и вскоре получил опыт за рулем Tojeiro и Cooper Т49. На последнем Стюарт выиграл гонку в Гудвуде и обеспечил себе контракт на следующий год.

Блестяще проведя сезон 1963 года, Джеки получает приглашение от Кена Тирреллла. Тестовая сессия прошла в Гудвуде, а орудием труда стал боевой Cooper F3 Брюса Макларена. Шотландец вскоре показал быстрейшее время, что вынудило опытного Брюса снова выехать на трассу. Он обновил быстрейший круг, но у Джеки оказалась еще одна попытка, которую он должным образом использовал. Кен Тирреллл после завершения мини-битвы предложил контракт Стюарту, который тот подписал и был дан старт превосходному сотруднечеству (но об этом главные действующие лица еще не подозревали). В 1964 на гонке Формулы-3 в Снеттертоне Джон Янг Стюарт добыл победу, но на этом отношения с Тирреллом временно прерываются - Кен ушел из Формулы-1, а Джеки хотелось повышение в класе.

Здравствуй, победа

В конце 1964 года он провел свои первые тесты за рулем Лотуса, но контракт на 4 тысячи фунтов стерлингов был подписан с командой BRM. Первым пилотом команды в то время был Грэм Хилл, и они оба погнались за Джимом Кларком на Лотусе. Если такая прыть Грэма не стала удивительной, то от новичка такого никто не ожидал. Уже в первой гонке в ЮАР он добыл очки, финишировав шестым. Но и тут скептики нашли выход - случайность. Такой подход к ситуации, конечно же, можно принимать - даже в наше время дебютанты могут поразить любого. Другое дело - продолжить выступать хотя бы на том же уровне. Но "хотя бы" - это не для Стюарта.

На втором Гран-при в Монако он третий, в Бельгии, Франции, Голландии - второй! И это все в компании таких небезызвестных пилотов как Кларк, Грэм Хилл, Сертиз, Брэбхем. Первый раз Джеки сходит на Нюргбургринге, на котором он победит три раза. Свою оплошность в Германии Стюарт исправляет в Италии. На старте в Монце по традиции определяется группа гонщиков, которые поведут борьбу за победу - среди них и шотландец. Борьба пошла на выживание и по ходу гонки сходят Кларк с Сертизом, оставив пилотов BRM на едине. Определяющей оказалась ошибка Грэма в Параболике и Джеки уже первое место не отдаст.

Авария, которая изменила мир

В 1966 приходят трехлитровые моторы и постает вопрос - кто? По итогам сезона не было равных Джеку Брэбхему, но то, что происходило в начале оставляет вопросы. На первом этапе в сезоне итоговую классификацию получили всего четыре машины  - среди них было три BRM во главе с Джеки. Тут уже следовало прогнозировать чемпионство, но... Через три недели в Спа изменилось если не все, то многое. И не только в спортивном смысле. Гонка в Бельгии проходит в ужасных погодных условиях и скоростная трасса превращается в ад. Джеки не справляется и вылетает за пределы трассы. То, что происходило в этот момент со Стюартом, смог объяснить Хилл, поскольку он также вылетел неподалеку.

Грэм Хилл: "Меня развернуло и я вылетел. Когда я вышел из машины, я увидел BRM Джеки в канаве. Он был серьезно травмирован и заблокирован частью машины, которая вогнулась внутрь. Топливный насос был сломан и бензином залило все. Был большой риск воспламенения. Я перекрыл подачу топлива и попытался вытащить Джеки. Рулевое колесо уперлось в ногу, было ясно, что в первую очередь нужно было его демонтировать."

Джеки после аварии расскажет, что он просидел в машине 25 минут и то, что он безумно благодарен помощи коллег по BRM Хилла и Бондуранта. В те времена были такие меры безопасности, которые сейчас напугали бы другого. Целую пропасть времени пришлось ожидать помощи медиков, которые потом не знали, как добраться до Льежа... Этот момент в жизни сыграл одну из ключевых ролей в его жизни. Теперь одной из жизненных принципов Джеки стало обеспечение безопасности пилотов.

Именно в его актив нужно записать появление снимающегося руля, закрывающего лицо шлема (до этого гонщики ездили в "касках") и ремней безопасности. Развитием индивидуальной защиты шотландец не ограничился и принимал участие в наработках по техническому оснащению медицинского персонала, зон безопасности трасс и защите стюардов со зрителями. Шотландца ругали за то, что он ликвидирует романтизм в Формуле-1, но я так думаю, что Фелипе Масса, его болельщики и многие-многие другие имеют на этот счет свое мнение.



(Джеки рассказывает об аварии в Спа)

Прощай, BRM

Джеки же пропустил следующий за Спа этап, и вернулся, когда власть была уже у Брэбхема. Сезон в Формуле-1, как и последующий, команда провалила, но опять таки на языке крутится всемирно известное "если бы да кабы".



(Гран-при Голландии 1967)

Успехами Джеки мог похвастаться лишь вне королевского класа. Он одержал победу в Tasman Series и 12-часовой гонке Rothmans в Квинсленде. Основной успех он мог записать в Индианаполисе. На первой гонке Инди-500 он долгое время лидировал, но всего лишь за восемь кругов до финиша сошел. Приз "Новичок года" для него стал лишь утешительным. В 1968 году два обстоятельства было за уход в другую команду: проблемы в BRM и появление Кена Тиррелла в Формуле-1, который возглавил команду Матра.



(Трек Брэндс-Хетч глазами Стюарта)

Продолжение следует.
Комментарии
Отобразить: лучшие | последние | первые
Manc, iSport.ua
Manc
21 декабря, 15:11
Ой, простите=)))
dlevchuk, iSport.ua
dlevchuk
21 декабря, 14:36
Manc, предлагаете раскрыть все секреты второй части?:)
Manc, iSport.ua
Manc
21 декабря, 14:26
А где клип Робби Уильямса о нем?:)))
SvinobraZ, iSport.ua
SvinobraZ
21 декабря, 12:06
super!
tofed, iSport.ua
tofed
21 декабря, 10:58
красота, ждк продолжения
Добавить комментарий

Для участия в обсуждении пожалуйста войдите используя учётную запись iSport.ua или Football.ua. Если у вас ещё нет аккаунта — создайте его, это не займёт много времени.

НОВОСТИ РАЗДЕЛА
все новости iSport.ua - новости



ФУТБОЛТаблоУкраинаЕвропаПрочиеЛЧЛЕСборная УкраиныЕВРО-2012БАСКЕТБОЛТаблоЧМ-2014УкраинаНБАЕвропаМирЕврокубкиЕвробаскетЖенщиныNCAA + школыХОККЕЙТаблоУкраинаНХЛКХЛЕвропаАВТО/МОТОФормула-1РаллиМотоспортПрочиеИстория автоспортаТЕННИСНовостиРейтинг ATPРейтинг WTAКалендарь (муж)Календарь (жен)БОКС+MMAНовости боксаКалендарь боёвНовости ММАКалендарь боёв ММАЗИМНИЕНовостиДРУГИЕВелоспортВодныеВолейболГандболГимнастикаИгровыеЛегкая атлетикаОлимпизмСиловыеФутзалШахматыЭкстримПрочиеОЛИМПИАДА-2014НовостиРасписание и результатыРейтинг странНаши в Сочи

© 2009-2015 ООО «ИД УМХ». Все права защищены.
iSport.ua - оперативные и объективные новости спорта.

Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО «ИД УМХ». Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО «ИД УМХ» − запрещено. При правомерном использовании материалов с данного ресурса, гиперссылка на iSport.ua обязательна.

RSS-ленты: главноевсе новости | футбол | баскетбол | хоккей | авто/мото | теннис | бокс+MMA | другие

Игры: Фентези Футбол

Сервисы: Деньги с карты на карту

Отдел продаж Digital рекламы: reklama@umh.com.ua; Тел: +38 (044) 207-33-05, +38 (044) 207-97-00

Новости Футбола | Новости Украины | Автоновости | КП в Украине | Газета «Команда»

i.ua Rambler's Top100