Добро пожаловать в ад
Стюарт перешел во французскую команду, и награды посыпались, как из рога изобилия. В начале сезона 1968 в команде Лотус случается трагедия - погибает Кларк. Это открывает дорогу для чемпионства Хиллу, но Стюарт держался до последнего. В этом сезоне Джеки добыл свою первую победу на Нордшляйфе. Гонка, которой сравнение не так уж и легко найти, была признана лучшей в исполнении Стюарта. И тому было вполне разумное объяснение. Дождь, 23-километровый круг - ужас. Мало того, что извилистую трассу нельзя выучить и в ясный день, так еще и погодка преподнесла свой подарок.
В пятницу и в квалификации шотландец предпочитает не рисковать и проводит лишь обязательную программу, оставляя все силы и сюрпризы на гонку. Первое должен был обеспечить сам пилот, а вот со вторым постарался Тиррелл - для гонки был приготовлен уникальный комплект резины Dunlop для дождевых условий. Джеки стартовал с третьего ряда (в то время стартовая решетка была в формате 3-2-3), что обеспечивало для просмотра громадный шлейф после старта. Вот тут и сыграло мастерство Джеки. Уже на старте он пробирается на третью позицию, но для этого он использует не только всю ширину трассы, но и окресности.
Джеки: "Мне удалось улучшить позицию, но во время этого два боковых колеса попали в грязь возле пита. Было сложно вывести машину с такого положения - я будто ехал по трамвайным путям. Я просто надеялся, что эта дорога ведет не в трамвайное депо."
Впереди оставались только Крис Амон и Грэм Хилл, которых Стюарт обошел на первом круге и умчался в отрыв. Первый круг Джеки закончил с преимуществом в девять секунд, а на втором добавил еще 25 секунд перевеса. Впереди никого не было и единственным соперником была трасса. За три круга до финиша (а всего их было 14) машину шотландца вынесло на траву. Джеки с трудом взял под контроль болид и избежал столкновение со стюардом. После этого он вернулся на трассу и выиграл гонку с 4-минутным отрывом. Сезон был закончен на второй позиции и за следующим поворотом жизненного пути его поджидал титул чемпиона мира.
(Гран-при Германии 1968)
Мимо титула не пройти
То что случилось в 1969 году можно окрестить словосочитанием "форменный разгром". Кен Тиррелл и Джеки Стюарт довели машину до немыслимого совершенства и одержали победы в ЮАР, Испании, Голландии, Франции, Британии и Италии. Последняя из них была уникальной на тот момент. На финише гонки в одной секунде пришли четыре пилота. О прохождении последней Параболики просто нет смысла говорить, поэтому предлагаем взглянуть:
(Монца 1969 - лучше семь раз посмотреть, чем один раз прочитать)
В 1970-м Кен Тиррелл решился на создание своей команды. Конечно же, его не бросил Джеки, и началась работа по доводке до ума шасси. Первую часть сезона команда использовала шасси компании March и появление Tyrrell 001 состоялось лишь в августе в канадской гонке. Весь сезон был истрачен на работу с машиной и ожидать выдающихся результатов не приходилось. Год без результата, но с постоянной работой пошел на пользу и в следующем году были снова сняты сливки. И снова шансов у соперников не оказалось. Детище Кена Тиррелла было быстро и надежно, чем успешно воспользовался Джеки и практически закрыл вопрос о чемпионстве после первой части сезона.
(Сезон 1971 года)
Тиррел против Лотуса
В 1972 власть снова перешла к Лотусу и на нем Эмерсон Фиттипальди принес первое для Бразилии чемпионство. Джеки же имел шансы навязать борьбу, но большую роль сыграл пропущенный Гран-при Бельгии из-за гастрита. Тем не менее, второе место было добыто. Во время зимнего перерыва Джеки объявил, что последующий сезон станет для него последним. Он потерял много друзей в гонках, и терпение шотландца исходило на нет.
Сезон 1973, который стал для Джеки последним, выдался более ровным, чем многие предыдущие - на этот раз ни одна из команд не имена титанического преимущества в технике. Первую часть сезона Стюарт и Фиттипальди чередовали победы и в итоге все решила надежность во второй половине. На последний Гран-при США Джеки приехал в качестве чемпиона, но инаугурация была омрачена смертью пилота Тиррелл Франсуа Сэверу. Джеки решил не выходить на старт, но камень в огород никто по понятным причинам не бросил.
(Гран-при Германии 1973 с комментарием Джеки Стюарта)
Гоночную карьеру завершил не просто чемпион. Джеки во времена гоночной карьеры являлся великолепным звеном между миром паддока и нашим, журналистско-болельщицким. Он никогда не отказывал в интервью. В историю вошли случаи, когда перед самым стартом гонки он рассказывал о технических деталях, спецификациях трассы, внутреннем мире. Это сейчас это в порядке вещей, но к этому мир пришел постепенно. Джеки можно смело считать одним из первопроходцев. Прекрасная коммуникабельность позволила ему заниматься гонками и вне кокпита. Он стал комментатором гонок NASCAR, Инди-500, работал на британском телевидении.
(Джеки выступает в качестве экскурсовода в Монако)
Возвращение короля
В 1997 году он вернулся в гонки. За 23 года он стал успешным бизнесменом и теперь мог рассчитывать на поддержку "Форда", правительства Малайзии, HSBC, Texaco и Sanyo. Эти компании обеспечивали финансовую составляющую команды Stewart GP, но этого было мало. Главным помощником для Джеки стал его сын Пол, который уже руководил своей командой в Формуле-3000. Первый сезон команда, за рулем которой были Баррикелло и Магнуссен, боролась с двигателем Форд. Команда в очках финишировала лишь один раз, но какой! Гонка в Монако прошла в дождевых условиях и была завершена по истечению лимита времени. Рубенсу Баррикелло удалось найти общий язык с машиной и не просто финишировать, а приехать на второй позиции. Еще один подарок мог преподнести Михаэль Шумахер, но ему удалось избежать соприкосновение с отбойником в Сен Дево и он все-таки выиграл гонку. В этой гонке команда шотландца набрала шесть очков, а в следующем сезоне лишь пять - проблемы продолжались.
Перед стартом сезона 1999 года команда начала дело с нуля. Риск оправдался и начали показывать классные выступления с первого же Гран-при. Баррикелло из-за технических проблем стартовал с пил-лейн и приехал к финишу пятым, воспользовавшись многочисленными сходами. Именно в надежности очень сильно добавила команда, что и позволило в дальнейшем добиться положительных результатов. После Австралии команда добыла подиумы в Имоле и Франции, а затем был апофеоз на Гран-при Европы. Излюбленный Нюргбургринг и на этот раз не подвел Джеки Стюарта и бойцы его команды (в этом сезоне вместо Ферстаппена пришел Херберт) приехали на финиш на первой и третьей строчке. На следующем этапе в Малайзии пилоты команды финишировали на 4-й и 5-й позиции. Если дисквалификация Феррари была бы подтверждена, то эти два места превращались в подиум, но и без этого сезон можно было считать удавшимся. На этом история Stewart GP была закончена - команда была продана Форду и переименовалась в Ягуар.
(Гран-при Европы 1999)
Последний сезон команды Джеки Стюарта показал, что и менеджером он был великолепным. Чуть позже на стыке тысячелетий Формула-1 закрепила за собой звание великого бизнес-проекта. В таком мире авторским командам сложно было выжить и время Джеки также закончилось. За три года Джеки добился громадного прогресса - с низов на четвертую позицию в Кубке Конструкторов. Что было бы, если бы не Ягуар? Тут ответа нет, а просто нужно признать очередную заслугу Джеки перед всем автоспортом.
(Клип Робби Уильямса с участием Джеки Стюарта)