Великая история Формулы-1. Часть 13. Фиттипальди

28 декабря 2009, 07:40
| Дмитрий Левчук, iSport.ua
iSport.ua представляет первого бразильского чемпиона.
Великая история Формулы-1. Часть 13. Фиттипальди iSport.ua представляет первого бразильского чемпиона.
Эмерсон Фиттипальди, The Cahier Archive
Хуан Мануэль Фанхио вознес до предела популярность Формулы-1 на своей родине. Несмотря на это, в соседней Бразилии интерес к этому спорту долго спал, и первые ростки начали появляться лишь к 70-м годам. Главным героем в то время стал Эмерсон Фиттипальди, во многом благодаря которому этап появился в Интерлагосе. Сегодня мы поговорим именно об этом первопроходце страны кофе и Копакабаны.

Взлет к славе

Эмерсон Фиттипальди родился 12 декабря 1946 года в Сан-Паулу. Его отец Вилсон был журналистом и радиокомментатором местного мотоспорта. Назвал он своего младшего сына в честь американского писателя и философа Ральфа Валдо Эмерсона. Но на генном уровне сыновьям передалась не любовь к книгам, а профессиональная занятость отца. И Вилсон-младший, и Эмерсон с детства полюбили гонки. Первый уже в 1956 году, когда ему было 13 лет, принял участие в гонке Mil Milhas в Сан-Паулу (эта гонка была своеобразным ответом на итальянскую Милле Милью).

Влечение к скорости у второго началось с мотоспорта, а через два года он пересел на гидрофойлы - благо, водоемов на родине было в достатке. К гонкам на четырех колесах Эмерсона привела авария брата в гонках гидрофойлов, в которой он едва остался живим. После этого братья решили больше не испытывать судьбу и начали заниматься картингом.

Карт был построен собственноручно, к середине 60-ых они выиграли все в пределах досягаемости, но для достижения следующих вершин нужен был шаг вперед. В 1966 году семейство смогло позволить создать свою команду в малобюджетной Formula Vee, а уже на следующий год Эмерсон выиграл титул чемпиона Бразилии. Убедившись в том, что успехи имеют место быть в его жизни, он решает бросить институт, и переехать в Европу. Корабль судьбы пришвартовывается в Англии. Там он покупает болид Формулы Форд и в первый же год наряду с хорошими финишами он добывает первую победу. По карьерной лестнице Эмерсон идет, перешагивая через ступеньку. Уже в 1969 году он берет уроки в школе гоночного мастерства Джима Рассела и выступает на Лотусе за его команду в Формуле-3.

Победоносный Лотус

Сезон 1970 года "Эмо" начинает в Формуле-2 за команду Лотус, но заканчивает этот год в ранге первого пилота Колина Чепмена. Колин в младшем класе долго нашего героя не задерживает и включает его в королевские гонки уже посреди сезона. На тот момент он становится напарником Йохена Риндта и Джона Майлса. Дебютный этап для бразильца проходит в Великобритании. Гонку он прошел в тренировочном темпе и отстал от победителя на два круга. Но из-за большого количества сходов Эмо оказался восьмым.

На следующем этапе в Хоккенхайме он финиширует четвертым, но снова должен быть благодарным ненадежной технике конкурентов. После провала Лотуса в Австрии наступает время гонки в Монце, которая преподносит большие изменения в жизнь Эмерсона. На практике погибает пилот Лотуса и без пяти минут чемпион мира Йохен Риндт. Команда не выходит на старт в Монце, пропускает Гран-при Канады и возвращается только в Уоткинс-Глен.

На тот момент Жаки Икс все еще сохраняет шансы на титул, но ему нужно еще две победы в двух оставшихся гонках. Задачей для Лотуса было отобрать у Икса хотя бы одно очко. Все было решено в США в дивной дождевой гонке. Фиттипальди по ходу дистанции отставал на круг от лидирующего Стюарта, и был также позади Икса с Родригесом. И тут посыпались проблемы у лидирующей группы. Сначала сгорел мотор у Стюарта, что было на руку Иксу.

Затем сам Иск едет на вынужденный пит-стоп и проводит там вечность. А затем на 83 круге начинает вытекать топливо у Родригеса на BRM. Мексиканец тянет до последнего и молится богам Майя, чтобы капля бензина сохранилась до финиша. Но все-таки была проведена дополнительная дозаправка, которая вывела в лидеры Эмерсона Фиттипальди. Это была первая победа бразильца и добыл он ее уже в четвертой гонке. Это был личный успех, но главное было то, что титул был закреплен за Йохеном Риндтом.

Campeão

Сезон 1971 года был смазан из-за полученной травмы руки в аварии по дороге домой. Эмерсон не мог наверстать в результатах, да и пальму первенства в том сезоне перехватил Джеки Стюарт на Тирреле. То, что случалось со многими чемпионами, произошло и с бразильцем. Период творческого отпуска прошел только на пользу и в следующем сезоне была получена корона чемпиона. В победном сезоне Эмерсон в лучшем виде показал свой стиль вождения - спокойность, взвешенность каждого решения и хорошее понимание тактики, чему способствовал его острый ум.

Из 12 гонок в чемпионате Эмо выиграл пять и опередил в итоге Стюарта на 15 очков. Ему было тогда 25 лет и 273 дня - он стал самым молодым чемпионом мира, а рекорд будет побит только через 33 года испанцем Фернандо Алонсо. В полной мере чемпионом мира Фиттипальди почувствовал себя на открыти следующего чемпионата в Аргентине. Основной фестиваль должен был пройти еще через две недели в Интерлагосе, но 10 тысяч бразильцев нашли способ приехать в близкий Буэнос-Айрес.

Гонка была признана самим Эмо лучшей в карьере. Этому как раз и поспособствовала атмосфера гонки. Беснующаяся толпа, несколько слоев охраны, практически родные стены и титул чемпиона мира в кармане - всю полноту чувств не смог бы описать даже наш герой. Эмерсон стартовал вторым за Регаццони, но сразу же пропустил Севера и Стюарта. Далее гонка пошла в плотном режиме и решающей могла стать крошечная ошибка в повороте. Первым давление не выдержал лидер гонки и быстро сносил покрышки - тройка преследователей быстро взяла бразды правления в свои руки.

Тут уже на первый план выходил класс Джеки Стюарта, поскольку его преследователь был быстрее его и постоянно пытался атаковать шотландца. На протяжении нескольких десятков кругов Эмерсон пытался найти лазейку в шпильке, но в итоге был вынужден пойти в ва-банк. Бразилец затормозил очень-очень поздно и таки обошел Джеки. Следующим был Север, но Эмо быстро сократил гандикап. На этот раз на риск идти не стал, решив удержать синицу в руках. Но тем не менее, он не терял концентрации и воспользовался единственной ошибкой француза.



(Гран-при Бразилии 1973 года)

С родиной в сердце

Фиттипальди выиграл первый Гран-при сезона, а затем и первый бразильский этап. Но дубля на старте оказалось недостаточным для чемпионства и Джеки Стюарт по итогам сезона его обошел. Кроме Стюарта, были проблемы и с развитием болида по ходу сезона - участились сходы. В конце сезона Эмерсон решает поменять команду на Макларен, шасси которой привозит ко второму чемпионскому званию. Весь сезон он вел равную борьбу с Клеем Регаццони и на финальный этап в Уоткинс-Глен лидеры приезжают с одинаковым багажем очков. И вновь техника решила вопрос. Клей то и делает, что заезжает на вынужденные пит-стопы и приезжает на финиш лишь на 11-й позиции. А паулисту для победы в чемпионате с головой хватает четвертого места.









(Сезон 1974 года и чемпионство Эмерсона Фиттипальди)

В 1975 году на трассах летает Ники Лауда и наш герой довольствуется титулом чемпиона, но с приставкой "вице". А в конце года Эмо всех буквально шокирует - он уходит из Макларен и создает со старшим братом свою собственную команду.

Насквозь патриотическая команда за пять сезонов ничего не добилась. В конце 70-ых без спонсоров стало тяжело выживать и боевой дух поддерживал только энтузиазм. Единственным успехом можно было считать второе место на Гран-при Бразилии в 1978 году, но это было скорее исключение из правил. В итоге сезон 1980 года стал последним для Эмерсона в Формуле-1.



(Круг на Гран-при Аргентины 1979)

Эмо вернулся на родину и занялся своей фермой - куда безопасное занятие. Но от этой идилии приходит усталость и в 1984 году бразилец  берет старт в американской серии CART. Удивительно, но здесь к нему приходит успех. В 1989 году он стал чемпионом серии. Одну из побед Эмерсон одержал на Инди-500, пролидировав 3/4 дистанции. Через четыре года он повторит успех в Индианаполисе, а еще через три все-таки завершит карьеру. Причиной тому станут авария на гонке в Мичигане и авиакатастрофа на своей родине. Эмо избежал серьезных травм, но раз и навсегда отказался от гонок.



(Финиш Инди-500 1989 года)
Комментарии
Отобразить: лучшие | последние | первые
Manc, iSport.ua
Manc
29 декабря, 00:40
vmylenko

И слава Богу. Я, как их болельщик, этому только рад. Победы должны быть победами, а не приятной привычкой для подавляющего большинства поклонников Ф1)
vmylenko, iSport.ua
vmylenko
29 декабря, 00:37
Потому и не писали - не было о ком. Это же не вечная Феррари.
Manc, iSport.ua
Manc
29 декабря, 00:28
vmylenko

Нет)))... Шутю я, просто о гонщиках Маков пока почти не писали)
dlevchuk, iSport.ua
dlevchuk
28 декабря, 23:22
Володя, а можно хотя бы зашифровать в "Бригада-М"?)
vmylenko, iSport.ua
vmylenko
28 декабря, 22:54
Дима, тебе задание - написать о Просте и Сенне так, чтобы 'Макларен' не упоминалось ни разу.
dlevchuk, iSport.ua
dlevchuk
28 декабря, 21:25
Manc, в Новом году Макларена будет очень много))) Будет и на Вашей улице праздник)
vmylenko, iSport.ua
vmylenko
28 декабря, 21:00
Манк, у Вас пунктик?
Manc, iSport.ua
Manc
28 декабря, 13:03
Наконец-то хоть косвенно о Макларен написали))...
Добавить комментарий

Для участия в обсуждении пожалуйста войдите используя учётную запись iSport.ua или Football.ua. Если у вас ещё нет аккаунта — создайте его, это не займёт много времени.

НОВОСТИ РАЗДЕЛА
все новости iSport.ua - новости



ФУТБОЛТаблоУкраинаЕвропаПрочиеЛЧЛЕСборная УкраиныЕВРО-2012БАСКЕТБОЛТаблоЧМ-2014УкраинаНБАЕвропаМирЕврокубкиЕвробаскетЖенщиныNCAA + школыХОККЕЙТаблоУкраинаНХЛКХЛЕвропаАВТО/МОТОФормула-1РаллиМотоспортПрочиеИстория автоспортаТЕННИСНовостиРейтинг ATPРейтинг WTAКалендарь (муж)Календарь (жен)БОКС+MMAНовости боксаКалендарь боёвНовости ММАКалендарь боёв ММАЗИМНИЕНовостиДРУГИЕВелоспортВодныеВолейболГандболГимнастикаИгровыеЛегкая атлетикаОлимпизмСиловыеФутзалШахматыЭкстримПрочиеОЛИМПИАДА-2014НовостиРасписание и результатыРейтинг странНаши в Сочи

© 2009-2015 ООО «ИД УМХ». Все права защищены.
iSport.ua - оперативные и объективные новости спорта.

Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО «ИД УМХ». Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО «ИД УМХ» − запрещено. При правомерном использовании материалов с данного ресурса, гиперссылка на iSport.ua обязательна.

RSS-ленты: главноевсе новости | футбол | баскетбол | хоккей | авто/мото | теннис | бокс+MMA | другие

Игры: Фентези Футбол

Сервисы: Деньги с карты на карту

Отдел продаж Digital рекламы: reklama@umh.com.ua; Тел: +38 (044) 207-33-05, +38 (044) 207-97-00

Новости Футбола | Новости Украины | Автоновости | КП в Украине | Газета «Команда»

i.ua Rambler's Top100