Итак в сезоне 1986 года оставался всего один этап. Прошел он в Австралии, которая в то время принимала решающие бои в чемпионате. Но в том сезоне было что-то больше, чем бой.
Аделаида-86
В квалификации все прошло по плану. Уильямс Мэнселла опередил Макларен на 1,5 секунды и в Великобритании начали гладить флаги, чтобы выйти на празднования максимально подготовленными. В то время, когда поклонники британца остужали Эль, в паддоке трека в Аделаиде строились планы на гонку. Как оказалось, главное происходило на собрании команды Макларен. Поутру один из механиков, в соответствии с планом, случайно "проболтался" о том, что шинники из Гудиер привезли в Австралию покрышки, которые могут выдержать целую гонку. Эта дезинформация была подкреплена тем, что поставщики резины просто не хотели распространять эту новость всем командам.
Во всем мире слухи пролетают со скоростью звука - не стал исключением и тот день. В команде Уильямс получили эту информацию также, но преимущество Найджела было таковым, что ее практически проигнорировали. По правде говоря, команде действительно не было о чем беспокоиться - Мэнселл и Пике на первом ряду, а Прост всего четвертый. В это время Кеке Росберг - напарник Проста,- который объявил о завершении карьеры, должен был стартовать вообще с седьмого места. Но план Денниса и команды сработал на все сто процентов.
После старта в лидеры вышел Сенна, но удержать свою позицию не давал его Лотус и вскоре лидирующую группу составили пара Уильямсов и Макларенов. А лучшим из них стал Росберг, который обошел в прямой борьбе всех (разве такое возможно в наше время?) и начал создавать отрыв. Конечно, себя винить никто не хотел и финну предрекли ранний пит-стоп. Но он на замену резины не шел и тут уже поставал вопрос: может слух оказался правдой? К середине дистанции в голове пелотона шел тот же состав. Этому не помешало даже то, что Прост поехал на замену лопнувшей покрышки, а Пике разок развернуло, из-за чего он потерял несколько позиций. Тем не менее фавориты быстро отыгрались, а Пике даже сподобился на обгон Мэнселла. Это обстоятельство не беспокоило Найджела - третьего места ему хватало с головой.
И тут грянул гром - даже целых два! На 62 круге У Росберга разрывает покрышку и он останавливается у обочины. Пике вышел в лидеры, Мэнселл был за ним, но главное то, что звоночек Макларен не услышал. Найджел пролетает мимо пит-лейн и начинает следующий круг, на котором он сходит. У британца на прямой лопает покрышка и он с трудом сумел удержать машину, чтобы не врезаться в стену. Теперь Нельсон был претендентом на титул, но он шел все еще без пит-стопа. Терять бразильцу было нечего - если бы он не пошел на пит и сбавил темп, то его бы наверняка достал и обогнал Прост. А так, свернув в боксы, он мог надеяться на то, что догонит Алена. Этого не случилось.
Прост выиграл гонку с преимуществом в четыре секунды и одержал победу в чемпионате - вот такая была Формула-1 в 1986 году. Это была красивейшая борьба в чемпионате с соответствующей развязкой. Также можете припомнить борьбу Пике и Сенны на Гран-при Венгрии - кажется, что такое сейчас невозможно. Но и на этом вся красота этого года у нас остается не раскрытой - будет рассказ о еще одном Гран-при, но уже в другом месте и главным героем будет еще один чемпион.
(Гран-при Австралии 1986 года)
Прощай, Макларен!
1987 год прошел не так успешно для Алена. Пилоты Уильямс продолжили борьбу за титул, но их машины стали более стабильны - французу не по силам было к ним подобраться. И тем не менее в такой ситуации Прост добыл три победы. Первая из них случилась в Бразилии, где действующий чемпион продемонстрировал свою смекалку. Квалификация прошла для него не очень успешно - пятое место с 2-секундным отставанием от Пике. Выходом из непростой ситуации стала отменная тактика. Ален выбрал малую прижимную силу, что придавало скорости на прямых участках, а в поворотах уменьшало износ резины.
За всю гонку француз сделал лишь один пит-стоп, в то время как его соперники делали это минимум по два раза - они выбрали агрессивную тактику, но покрышки этому рады не были. Нельсон Пике отстал на финише от победителя на 40 секунд, но по ходу чемпионата поставил на место Проста. А последняя победа для "Профессора" в том чемпионате стала для него 28-й в карьере - рекорд Джеки Стюарта был побит. Но главной победой в том году для команды стал контракт с моторами Хонда на следующий год. Безусловно, Проста не могло это не обрадовать - он снова получал шанс на титул. Единственной проблемой мог стать новый напарник в лице Айртона Сенны.
В 1988 году у команды Макрарен совершенно не было конкурентов. Британская команда выиграла 15 из 16 гонок и определение чемпиона сводилось к командной борьбе. Ален проиграл борьбу благодаря тому, что в зачет бралось только 11 гонок. У Проста в эти лучшие гонки вошли 7 побед и 4 вторых места, а у его соперника было 8 побед и 3 вторых места. Именно эти результаты и стали определяющими. А более стабильные результата француза в остальных гонках могли мало кого утешить. В 1989 году состав команды сохранился и мир увидел следующую серию драмы.
На этот раз сила Макларена не была такой подавляющей, но вновь первые два места достались членам ее команды. Вот только победителем вышел Прост. На этот раз его стабильность ему помогла. Ввиду того, что победы стали не так часты, то в определении лучших 11-ти финишей на первый план вышли непобедные показатели. В то время, когда француз приезжал на подиумы, Айртон набирал в статистику количество сходов. Прост обеспечил себе чемпионство уже в Японии - тогда обое пилотов не набрали ни одного очка, что было на руку французу.
(Сезон 1989 года)
Герой и антигерой Маранелло
Другим итогом 1989 года для Алена стал разрыв отношений с Маклареном. Француз жаловался, что ему уделяют меньше внимания, чем Сенне, да и с самим напарником были плохие отношения. В итоге в 1990 году он сидел уже за рулем Феррари. На тот момент конюшня из Маранелло не становилась чемпионом уже десять лет и появление француза команды существенно подняло настроение болельщиков. Прост в свою очередь упорно работал на тестах и пытался приблизиться к уровню команды Макларен. Работа, проведенная в зимний период, дала о себе знать.
Первую часть сезона Прост выиграл - в восьми гонках он одержал четыре победы. Одна из этих побед была добыта в Мексике и стала одной из лучших в карьере Проста. Пилот на алой машине стартовал 13, но многое было решено уже на утренней практике в день гонки. Ален выиграл ее, показав, как умеет настраивать болид. Боевой настрой сохранился и на протяжении гонки француз обогнал всех кроме Сенны, который страдал от проблемы с покрышками и сошел. Во второй части чемпионата он начал отставать от Сенны в чемпионате, но в Японии еще сохранял шансы на чемпионство. На этот раз досрочное чемпионство добыл Сенна, который вытолкнул с трассы Проста уже на первом круге.
(Гран-при Мексики 1990 года)
Следующий год стал для Алена самым тяжелым в Формуле-1. И здесь был больше психологический момент. Запаса сил в Феррари надолго не хватило и скоро стало ясно, что титул в очередной раз уплывет к конкурентам. В такой ситуации в команде возникли разногласия. Команда обвиняла Проста в провале сезона, а Ален давал все время понять, что техника желает оставлять лучшего. Пиком стало заявление боссов Феррари, где они назвали пилотом всех времен и народов... Айртона Сенну. А завершилось все перед последним Гран-при в сезоне. Команды прилетели из Японии в Австралию и у всех было время для нескольких дней отдыхов. В этот период Алену позвонил его менеджер и сообщил, что команда с ним немедленно разрывает контракт - на старт последнего этапа Прост не вышел. Еще худшим было то, что все места на следующий сезон были заняты. Последним шансом взять старт в сезоне могла быть команда Лижье, но все ограничилось февральскими тестами. Прост ушел на перерыв.
Уход на пике славы
В 1992 году блистала команда Уильямс и Мэнселл стал чемпионом. Соответственно, место на следующий сезон в чемпионской команде было желанным для многих. Победителем же оказался Прост, который после своего возвращения получил сразу шанс на четвертый титул. Творение Фрэнка Уильямса было безупречным. Многие даже обвинили Мэнселла в том, что к титулу его привезла машина, а вскоре такой же участи удостоился и Прост. Борьбу ему мог навязать только Айртон Сенна, который по-прежнему выступал за Макларен. Но прочности команде Рона Денниса хватило только на первые шесть Гран-при, а дальше они начали сдавать. Во время отсутствия конкуренции Ален выиграл подряд четыре этапа и сделал неплохой вклад в копилку.
Последняя победа из этой серии стала для француза 51-й в карьере - прежний рекорд Стюарта был перебит практически вдвое. В то же время выигрыш гонки в Германии стал последним в чемпионате - за шесть оставшихся этапов побеждали конкуренты. На 14-м этапе в Португалии Прост должен был оформить очередное чемпионство. Но Гран-при начинается с того, что в пятницу "Профессор" объявил о завершении карьеры по окончанию сезона. А уже в воскресенье он легко стал четырехкратным чемпионом мира.
В середине декабря 1993 года в Париже состоялась картинговая гонка Гран-при Берси. Ален выиграл воскресную гонку и на победный тонах попрощался с любимой публикой. Но сердца болельщиков вновь заколотились, когда Прост сел за руль Макларена на тестовой сессии в Эшториле. Рон Деннис был не против посотрудничать с Аленом снова, но чуда не произошло. Решение Проста, которое он принял несколько месяцев назад, оказалось окончательным. Но француз просто покинул болид - жизнь в Формуле-1 продолжалась. Изначально он довольствовался ролью комментатора, а затем серьезно начал подумывать о создании своей команды.
Прост Гран-при
Прост поработал консультантом нескольких команд, а в 1995 году был принят на работу в спортивный отдел Рено. Ален набрался еще большего опыта и в начале 1997 года купил у Флавио Бриаторе команду Лижье. Пилотами команды стали японец Накано и француз Пани. Последний из них начал творить сенсации. На первом Гран-при Австралии Оливье Пани приехал пятым, а в Бразилии был уже на подиуме. Третий этап в Аргентине должен был стать пиком. Оливье стартовал третьим (впереди были лишь всемогущие Уильямсы Вильнева и Френцена), но он оказывается лучшим на трассе. После старта он потерял несколько позиций из-за контакта с Шумахером (Михаель его вытолкнул на линию выезда из пит-лейн), но быстро начал подниматься наверх. На 18 круге он был уже вторым и стремительно начал приближаться к Вильневу, устанавливая рекорды круга.
К несчастью, Оливье и команду подвел мотор Мюрген-Хонда. На седьмом этапе в Канаде Пани попал в аварию и сломал обе ноги - гром среди ясного неба. Он надолго выбыл из гонок и на его место пригласили Ярно Трулли, который выступал за Минарди. С его помощью болид Прост ГП таки побывал в лидерах - на Гран-при Австрии Ярно занимал первую позицию 37 кругов, но вновь подвел двигатель. По итогам сезона команда набрала 21 очко и заняла шестое место в Кубке Конструкторов. В 1998 году был подписан контракт с патриотичными двигателями Пежо и это стало началом долгого конца.
В новом сезоне место Накано занял Трулли, но моторы Пежо не давали достичь прежних результатов. За два года команда лишь изредка попадала в очковые финиши, а пиком стал Гран-при Европы 1999 года. Тогда в Нюргбургринге был удивительный подиум. Первое и третье место пилоты команды Джеки Стюарта, а между ними был Ярно Трулли - подиум команд Великих чемпионов, равных которому нет. В 2000 году состав полностью изменился. Первое место занял Жан Алези, который был коллегой Проста в 1991 году, а вторым стал новичок Ник Хайфельд. Сезон омрачился огромным количеством сходом и наконец Ален Прост решился поменять двигатель. Двигатели Феррари позволили Алези три раза приехать в очковом финише, но на энтузиазме уже невозможно было держаться. В конце 2001 года команда Прост ГП прекратила свое существование.
(Prost GP)
(Ален Прост)