Великая история Формулы-1. Часть 22. Сенна. Окончание

30 января 2010, 07:19
| Дмитрий Левчук, iSport.ua
iSport.ua представляет рассказ о "Волшебнике".
Великая история Формулы-1. Часть 22. Сенна. Окончание iSport.ua представляет рассказ о "Волшебнике".
Айртон Сенна, wordpress.com
В 1985 году Сенна оказался в Лотусе, но его вновь часто подводила техника. А вот когда было все в порядке он творил чудеса. Одним из показателей его уровня стали результаты в квалификациях. Айртон за весь сезон добыл 7 поулов! Уже тогда он показал свое умение быть одним целым с машиной и выжимать из этого полный максимум возможностей. Первый из 65 поулов за карьеру был добыт на Гран-при Португалии 1985 года. А во время гонки шел дождь - это было все, что нужно для Сенны. В воскресенье Айртон добыл свою первую победу и показал быстрейший круг - сразу хет-трик. Микеле Альборето на Феррари отстал от победителя на целую минуту. Это был второй этап в сезоне, после которого наступила долгая борьба с техникой. Лишь на десятом этапе в Австрии Сенна снова поднялся на вторую ступень подиума. Затем он снова поднялся на подиум в Голландии и Италии, а в Бельгии добыл свою вторую победу.



(Гран-при Португалии 1985 года)

По итоговым результатам сезона Айртон набрал 38 очков и занял четвертое место в личном зачете. Но в тот период у Сенны был один раздражитель - Элио де Анджелис. Элио был его напарником по Лотусу в 1985 году и набрал всего на пять очков меньше, чем бразилец. К тому же, в запасе итальянца была одна победа, что говорило о неслучайности хорошего выступления. Достойный соперник в команде не нравился Айртону и он прямо заявил, что не будет работать с ним в одной команде. Позже бразилец аргументировал это тем, что в Лотусе не смогли бы на равных относится к обоим пилотам. Так или иначе, но в 1986 году второе место в команде занял Джонни Дамфриз. Результаты аристократа из Великобритании ограничились тремя очками, тот сезон оказался для него первым и последним. А Элио перешел в Брэбхем и погиб в следующем году на тестах в Поль-Рикар.

Борьба с Лотусом

В 1986 году миром королевского класса управляла команда Уильямс и Прост. Но и в такой ситуации Сенна сподобился уловить для себя несколько впечатляющих результатов. Половина из 16 поулов досталась бразильцу, но превратить их в победы он сумел лишь в двух случаях. В принципе, это было не удивительно. Айртон выжимал из Лотуса все на квалификации, а в гонке свою состоятельность показывала техника конкурентов. Первая победа в сезоне была добыта в Испании, где его отчаянно пытался догнать Мэнселл, но в итоге уступил всего ничего. Вторая победа в чемпионате была добыта в Детройте.

Сенна стартовал с поула и повел гонку, но на 14-м круге он получил прокол и вынужден был пойти на пит-стоп. Сенна оказался на восьмой позиции и начал постепенно обходить соперников, в том числе и более сильных Мэнселла и Проста. Когда перед Айртоном оставался лишь Пике, тот поехал на пит-стоп - дорога к победе была открыта. Чемпионат Сенна закончил все на той же четвертой позиции, но теперь в его активе было больше финишей, и он набрал 55 очков.

В конце сезона 1986 года Сенна мог оказаться в Макларене, но в итоге дал еще один шанс Лотусу. Этим он помог своей команде подписать контракт с моторами Хонда и оставить Макларен с носом. Сезон для Айртона выдался более успешным, чем предыдущие, но запас доверия к Лотусу иссяк - ему нужна была победа в чемпионате. Уже по ходу сезона паулиста склонял Хонду подписать контракт на следующий сезон с Маклареном. Японские мотористы были без ума от Сенны и его стиля - они слепо могли пойти за ним в любую команду. А перед Гран-при Италии Рон Деннис представил Проста и Сенну пилотами своей команды в 1988 году. Тогда это был просто хороший состав пилотов - и никто не подозревал, что он станет легендарным. И «дьявольским».



(Гран-при Детройта 1987 года)

Для счастья нужно так мало

В 1988 году сбылась мечта Айртона, но начиналось все не так хорошо, как хотелось бы. Первый этап проходил в Бразилии - Сенне вновь представился шанс впервые выиграть домашний Гран-при. Теперь у него была нужная машина и первое место на стартовой решетке. Идиллия исчезла сразу. Перед стартом у Сенны заглох двигатель и он подал сигнал стюардам о проблеме, а те в свою очередь решили отменить первый старт. Во время перерыва паулиста сел на запасную машину и таким образом стартовал с пит-лейн. Поначалу и это не вызвало проблем - уже на 20 круге Айртон был вторым, но вскоре ему был показан черный флаг. Все дело оказалось в замене машины во время первой остановки гонки, чего не разрешалось правилами. Видимо, этап в Рио не суждено было выиграть паулисте. Сенна был последней реальной надеждой жителей Сан-Паулу, который мог одержать победу в соседнем городе.

После этапа в Бразилии Сенну мог остановить лишь он сам. Так, на Гран-при Монако, где он побеждал в итоге шесть раз, Айртон одержал поул и лидировал вплоть до своего вылета в Портье. На 67 круге он потерял концентрацию и фактически отдал победу Просту. А после остановки бразилец прошел несколько метров в сторону туннеля, оттуда он поднялся в свой номер в гостинице и уселся досматривать гонку по телевизору. А потом и вовсе уснул – в то же самое время как перепуганный Денис не мог найти своего пропавшего пилота. На тот момент прошло всего три гонки, а в чемпионате уверенно лидировал Ален Прост - он-то свои шансы не упускал. Но это была последняя слава француза в том чемпионате.

В дальнейшем Сенна принялся за дело, начал выигрывать гонку за гонкой и за пять этапов до финиша он был очень близок к чемпионству - в пяти оставшихся гонках необходимо было победить всего два раза. На Гран-при Италии все складывалось для Айртона идеально. Он вновь стартовал с поула (всего в сезоне было 13 из 16 возможных), а на 34 круге сошел Прост. Бразилец стал еще ближе к своей цели, но за два круга до финиша его с трассы выбил круговой пилот. Тот день стал единственным в сезоне, когда команда Макларен не взяла победу. Этот день случился в Монце, когда дубль сделала команда Феррари. Это был первый Гран-при Италии после смерти Комендаторе Энцо Феррари - основателя Великой конюшни. Наверное, в этот день Маки просто не могли победить.

За следующие два этапа Ален смог немного увеличить свои шансы, но оставались этапы в Японии и Австралии, где Сенне нужна была одна победа. На этот раз дело в долгий ящик он не стал откладывать и все решил на Сузуке. По традиции он стартовал с поула, но старт вышел ужасным. У него заглох мотор и завести его помог лишь небольшой уклон на стартовой прямой. Тем не менее, Сенна скатился на 14-ю позицию. Это не стало преградой для Айтрона, и уже на 27 круге он обошел Проста и стал лидером гонки! Оставшуюся половину дистанции он провел в лидерах и стал чемпионом. Этому был рад даже Ален Прост. Сенна таки выиграл для себя титул, и многие подумали, что теперь он станет более спокойно относиться к гонкам. Так думал и сам Прост. Но все ошиблись. Для бразильца второй титул стал не менее желанным, да и на трассе появился принципиальный соперник - Ален Прост.

Битва с Профессором

В сезоне-89 Макларен остался в лидерах, но такого превосходства над всеми остальными уже не было. Поэтому на первый план по итогам чемпионата вышли дополнительные показатели. Сенна одержал на две победы больше, чем Ален, но кроме побед у него практически ничего не было. Последний шанс на победу в чемпионате Айртон упустил на Гран-при Японии. Бразилец снова стартовал с поула, но на старте пропустил француза вперед и долгое-долгое время был за ним. Такое положение дел Сенну точно не устраивало и ему необходимо было идти в атаку - ничем было рисковать.

На 47 круге Айртон атаковал француза в шикане Касио, но его соперник закрыл калитку и оба гонщика вылетели с трассы. Сенне помогли стюарды трассы и он продолжил гонку, но вскоре за это был дисквалифицирован. Так были потеряны все шансы на чемпионство и гонка в Аделаиде ничего не решала. В конце года у паулисты резко возросли шансы на чемпионский титул в следующем сезоне - Ален Прост перешел в более слабую Феррари.



(Гран-при Бельгии 1989 года)

На место Алена в Макларен пришел Герхард Бергер, но чемпионский дуэт он не помог создать. Соперником Сенны по-прежнему оставался Прост, который проводил хорошую работу по настройке своей Феррари. Но все-таки перевес был на стороне бразильца. За два этапа до финиша опять все решалось в Сузуке и закончился спор довольно быстро. Сенна в первом же повороте вытолкнул Проста с трассы. Даже то, что он также сошел после столкновения, не добавило его лицу грусти - он стал двукратным чемпионом мира. Дальше было еще слаще. В  начале 1991 года у него фактически не было конкурентов. Он добыл на первых этапах четыре победы подряд, в то время как его соперники вели борьбу в параллельном мире. Одна из этих четырех побед была добыта в Бразилии - впервые за долгие годы он ввел в экстаз многотысячную толпу своих соотечественников. Случилось это не просто в его родном городе. Много лет назад он на соседском картинговом автодроме начинал свою карьеру. Теперь же он здесь праздновал победу в королевском классе и предстоял путь к последнему своему чемпионскому званию.





(Гран-при Бразилии 1991 года)

По ходу 1991 года начала просыпаться Найджел Мэнселл. Фрэнку Уильямсу удалось найти решение, которое сыграет свою роль в двух последующих сезонах. А пока Найджел сумел добыть только пять побед - это не давало британцу слишком больших шансов. Окончательно же все решилось вновь на Сузуке, где Мэнселл вылетел и проиграл чемпионат. Сенна же оставался в гонке и мог начинать празднования уже в кокпите. На последний круг он пошел на первой позиции, но в последнем повороте пропустил своего напарника Бергера. Так он отблагодарил австрийца за помощь по ходу чемпионата. Что ж, за Сузуку-90 Айртона можно ругать сколько угодно, но не всем чемпионам приходило в голову пропускать второго пилота к победе (а некоторые даже не брезговали их в открытую унижать).

Новая цель - Уильямс


В 1992-м Макларен был не в состоянии бороться за чемпионский титул. Главные причины скрывались вне команды - конкуренты стали намного быстрее. Команда Уильямс не оставила никому шансов - дубль в чемпионате. А Сенна оказался даже позади Михаэля Шумахера на Бенетоне, несмотря на то, что ему удалось добиться трех побед в таких условиях. Техника явно не позволяла раскрыть все свои способности бразильца - поэтому он повел борьбу за место в Уильямсе на 1993 год. В выигрыше оказался Ален Прост, который пропустил предыдущий сезон и оставил на грани тяжелого выбора Мэнселла и Сенну. Первый покинул Формулу-1 и перебрался в заокеанскую серию Индикар. Так же мог поступить и Айртон, но в итоге остался в Макларене и продолжил погоню за титулами.

В 1993 году снова на вершине был Уильямс. Правда, Айртон не хотел так просто сдаваться и на первых этапах навязал битву. В этом ему помог дождь в Интерлагосе и Донингтоне. На бразильском этапе Айртон стартовал третьим позади пилотов Уильямс, но уже после старта обошел Деймона Хилла. Погнаться за Простом он был не в состоянии и поэтому ограничился тем, что отбивал атаки британца. Новая проблема возникла на 25 круге, когда Сенну оштрафовали и он поехал на пит отбывать наказание за обгон кругового под желтыми флагами. Вернулся он на четвертом место позади Шумахера и тут пошел дождь. Теперь все шло на руку бразильцу.

После вылета Проста на трассе появилась машина безопасности и свела отрывы к минимуму. Далее у Михаэля возникли проблемы на пит-стопе, а Хилла бразилец обогнал в личной борьбе. Эта победа вывела Сенну в лидеры чемпионата, а следующим в календаре стоял Гран-при Европы в Донингтоне. Гонка, проведенная в Британии, должна войти в пособие по правилам езды в дождь. Айртон стартовал четвертым, но на первом круге вышел в лидеры пройдя Шумахера, Хилла, и наконец Проста. В дальнейшей части гонки Сенна удачно выбирал моменты на замену покрышек и уверенно выиграл гонку. Деймон Хилл финишировал вторым и отстал от лидера на полторы минуты.



(Первый круг Донингтона-93)

Прощание

Эти успехи убедили Фрэнка Уильямса подписать контракт с Айртоном на следующий год. Это означало, что Прост должен был уйти или стать напарником Сенны. Француз выбрал первый вариант, забрав четвертый титул, и теперь бразилец получил еще один шанс стать чемпионом. Но в 1994 году на бразильца свалилось сразу несколько проблем. Первая из них была все-таки в машине. Уильямс был быстрый, но запрет использования трекшн-контроля, активной подвески и ABS нанес свой отпечаток на управляемость машины. Так в Бразилии Айртона развернуло и он прекратил борьбу. А на втором Гран-при его несильно подтолкнул Мика Хаккинен, но Сенна снова вылетел.

Вторая причина была психологическая. Ален Прост ушел из гонок и тем самым у бразильца пропал раздражитель. Не видел он тогда в конкурентах ни Шумахера, ни Хилла - не важно, что они были быстры. А затем наступил Гран-при Сан-Марино. Ужасный уик-энд унес жизнь Айртона Сенны. Сейчас у поворота Тамбурелло стоит памятник, возле которого постоянно лежат свежие букеты цветов. 5 мая 1994 на прощание с Айртоном на улицы Сан-Паулу вышло 3 миллиона человек. Среди них был и Прост - человек, без которого Айртон не представлял себе гонки.



(Айртон Сенна. Evanscence - "Hello!")
Комментарии
Отобразить: лучшие | последние | первые
Гость, iSport.ua
Гость
06 февраля, 01:16
Pcier
30 января, 23:19
в случае с Сенной - это не быть 1 на финише в более 50% подобных ситуаций (-:
и да ... быть 1 на финише, в чуть менее 90% случаев стартуя с 1 ряда

скачай на торрентс.ру, посмотри и исчезнут сомнения насчет "приписываемого" величия. Сенна - это великая легенда Ф1, как ни смотри.
Pcier, iSport.ua
Pcier
30 января, 23:19
в случае с Сенной - это не быть 1 на финише в более 50% подобных ситуаций (-:
и да ... быть 1 на финише, в чуть менее 90% случаев стартуя с 1 ряда
dlevchuk, iSport.ua
dlevchuk
30 января, 22:23
Что делать пилоту, который на секунду быстрее всех в квалификации?
Pcier, iSport.ua
Pcier
30 января, 21:15
более того, гоночный уикенд, грубо говоря, состоит из двух частей - квалификация\гонка, а вот сама гонка - непрерывный и никак не зависящий только от дистанции\конфигурации процесс...
Pcier, iSport.ua
Pcier
30 января, 21:09
слабый аргумент
dlevchuk, iSport.ua
dlevchuk
30 января, 20:57
Pcier, гонка состоит из двух частей. Квалификация одна из них.
Pcier, iSport.ua
Pcier
30 января, 20:20
Я сейчас рискую нарваться на резкую критику в особенности потому, что не видел его гонок в живую, но как бы объясните мне: в чем такое приписываемое Сенне величие, если он в чемпионские годы выиграл всего 2 гонки стартуя не с 1 места...
Гость, iSport.ua
Гость
30 января, 13:32
Добрый день
[censored] /watch?v=0xeYfw8wpj4&feature=PlayList&p=3BA496B4A6157C21
[censored] /watch?v=ObHSDKsKf8Y&feature=rel
ated
vmylenko, iSport.ua
vmylenko
30 января, 12:21
Manc
30 января, 12:04

Завтра на сайте появится мой материал, полностью посвященный Имоле-94.

Мне даже смотреть ту гонку было тяжело, не говоря уже о писать о ней.
Manc, iSport.ua
Manc
30 января, 12:04
Прочитал тяжело...
Барс, iSport.ua
Барс
30 января, 11:24
Как же хочеться что бы 1 мая 94 года было просто страшным сном ... проснулся и все впорядке.
Добавить комментарий

Для участия в обсуждении пожалуйста войдите используя учётную запись iSport.ua или Football.ua. Если у вас ещё нет аккаунта — создайте его, это не займёт много времени.

НОВОСТИ РАЗДЕЛА
все новости iSport.ua - новости



ФУТБОЛТаблоУкраинаЕвропаПрочиеЛЧЛЕСборная УкраиныЕВРО-2012БАСКЕТБОЛТаблоЧМ-2014УкраинаНБАЕвропаМирЕврокубкиЕвробаскетЖенщиныNCAA + школыХОККЕЙТаблоУкраинаНХЛКХЛЕвропаАВТО/МОТОФормула-1РаллиМотоспортПрочиеИстория автоспортаТЕННИСНовостиРейтинг ATPРейтинг WTAКалендарь (муж)Календарь (жен)БОКС+MMAНовости боксаКалендарь боёвНовости ММАКалендарь боёв ММАЗИМНИЕНовостиДРУГИЕВелоспортВодныеВолейболГандболГимнастикаИгровыеЛегкая атлетикаОлимпизмСиловыеФутзалШахматыЭкстримПрочиеОЛИМПИАДА-2014НовостиРасписание и результатыРейтинг странНаши в Сочи

© 2009-2015 ООО «ИД УМХ». Все права защищены.
iSport.ua - оперативные и объективные новости спорта.

Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО «ИД УМХ». Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО «ИД УМХ» − запрещено. При правомерном использовании материалов с данного ресурса, гиперссылка на iSport.ua обязательна.

RSS-ленты: главноевсе новости | футбол | баскетбол | хоккей | авто/мото | теннис | бокс+MMA | другие

Игры: Фентези Футбол

Сервисы: Деньги с карты на карту

Отдел продаж Digital рекламы: reklama@umh.com.ua; Тел: +38 (044) 207-33-05, +38 (044) 207-97-00

Новости Футбола | Новости Украины | Автоновости | КП в Украине | Газета «Команда»

i.ua Rambler's Top100