Легендарные гонки: 24 часа Ле Мана

24 февраля 2010, 08:00
| Дмитрий Левчук, iSport.ua
iSport.ua представляет лучшую гонку на выживание.
Легендарные гонки: 24 часа Ле Мана iSport.ua представляет лучшую гонку на выживание.
Фото janmagnussen.com
История автоспорта зарождалась во Франции. В конце XIX века различные виды соревнований на машинах начали обретать более-менее современные очертания. Сначала были любительские соревнования, а после, когда организацией гонок начали заниматься отдельные структуры, по всему миру начались строиться трассы. В основном отдавалось предпочтение гонкам на специально выделенных для этого местах. Например, в Италии построили автодром в Монце, в Германии - Нюрбургринг.

Во Франции на то время было уже несколько треков, но  строительство продолжалось. Дошло до того, что в этой стране появились множество организаций, которые занимались развитием автоспорта в отдельных регионах. Одной из них был Западный Автоклуб Франции (Automobile Club de l'Ouest). Сначала в 1906 году на его плечи рухнуло проведение первого Гран-при в истории чуть восточнее Ле Мана. А затем была создана гонка, которая и по сей день является одним из главных событий автоспортивного года.

Остаться в живых

26 мая далекого 1923 года был дан первый старт гонке под названием "24 часа Ле Мана". Это была гонка на выживание, которая позволяла конструкторам машин проверить свои детища на длинных дистанциях. Здесь скорость была не так важна - главное было проехать все 24 часа. И, если машина видела взмах клетчатого флага, то это означало, что цель достигнута. Первым его увидели французы Андре Легаш и Рене Леонард. К финишу их привез "Шенард-Волкер", который выпускался только в первой половине ХХ века и сейчас присутствует на выставках ретро-автомобилей. А вот гонке не нужно было много времени, чтобы вписывать в истории красивые традиции. Уже в 1925 году старт и финиш гонки давал французский флаг. Возможно, это было сверхпатриотично, но такой традиции повторение найти трудно. И им было вдвойне приятно то, что победу вновь одержал французский экипаж на машине национального производителя. На этот раз победил нам хорошо известный Лорен-Дитрих.

Гонку принимало кольцо Сарте, которое состояло в основном из дорог общего назначения и коротких специально построенных отрезков. Условно его можно было сравнить со старой трассой в Спа - дистанция проходила в треугольнике между городами Ле Ман, Мульсан и Арнаж. Между первыми двумя была прямая дорога длинной больше, чем пять километров и на этом участке могли быть побиты все мыслимые и немыслимые рекорды скорости. Остальные две трети дистанции были более медленными и это давало возможность командам развивать и проверять свою аэродинамику. Это обстоятельство и начало привлекать сильные команды, которые увидели здесь новые для себя цели. Уже в те времена автопроизводители пытались здесь найти компромисс между двумя разными участками трассы. Конечно же, целью было уменьшение сопротивления воздуха на прямой Мульсан - но при этом необходимо было не потерять прижимную силу на медленных участках.

Для этого в 30-х годах машины начали оснащать различными обвесами. Лучше всего это удавалось Бентли и Альфа-Ромео, которые выиграли до войны девять гонок на двоих. Что же касается великих пилотов в довоенный период, то победа досталась лишь одному из них. Тацио Нуволари на Альфитте победил здесь в 1933 году. Также питались покорить вершину Рудольф Караччиола и Луи Широн, но все время становились заложниками ненадежной техники. Что и говорить, если после войны гонка в Ле Мане образовала наряду с Гран-при Монако и Инди-500 знаменитую "Триаду", и за все время все три гонки выиграл лишь Грэм Хилл. Суточный заезд по департаменту Сарте - именно он дал название треку - был не каждому под силу во все времена.



(Круг в Ле Мане)

Трагедия, которая изменила все

После войны сильнейшие производители в мире были представлены в Ле Мане во всей красе. Первой победительницей возродившейся гонки стала Феррари, которая таким же образом отмечалась на многих трассах. Автомобили Энцо Феррари в конце 40-х годов были лучшими практически везде и не обошли мимо Ле Ман. Следующее десятилетие прошло под диктовку Ягуар, но все спортивные показатели были омрачены событиями в 1955 году, которые потрясли весь спортивный мир. Петер Левег на Мерседесе поехал на пит-стоп, а на выезде его подрезал один из пилотов, и француза понесло на трибуну. Поскольку машина была заправлена под завязку, произошел взрыв, а затем долго пылал пожар.

Организаторы решили не останавливать гонку, чтобы зрители не мешали быстрому проезду скорых, которые отчаянно пытались спасти жизни пострадавших. Увы, но жертвами стали 82 человека, в том числе и сам Петер Левег. С ним на Ле Мане была связана еще одна история. В ранние годы многие пилоты решались проехать гонку в одиночку и все ради того, чтобы сэкономить секунды на пит-стопе. В 1952 году Петер был среди них, но он уснул на 22-м часу гонки. После этого случая был наложен запрет на одиночное участие.



(24 часа Ле Мана в 1955 году)

После трагедии в 1955 году в автоспорте произошло два немаловажных события. Во-первых, правила безопасности проведения соревнований стали более ужесточенными, а во-вторых - в конце года из гонок ушел Мерседес. Именно трагедия в Ле Мане лишила сил Альфреда Нойбауэра - глава Мерседеса в тот период - продолжать успешную гоночную программу немецкого автогиганта. Петера Левега в команду пригласил лично он сам, и такую потерю тяжело было перенести. Но в целом трагедия не сломала развитие гонок, а только его усилила. В истории автоспорта было много случаев, когда жуткие аварии заставляли пересмотреть правила безопасности и то, что есть сейчас, было построено на крови пилотов, зрителей и обслуживающего персонала трасс. Трагедии в дальнейшем не обошли и Ле Ман, но, благо, были и позитивные моменты в истории этой гонки.

Рождение традиций

С течением времени Ле Ман вписывал свое имя в историю и своими традициями. В один момент организаторы решили несколько усложнить задачу производителям. После старта гонки гонщикам запрещалось заходить на пит-стоп для смены технических жидкостей. Это подразумевало отсев откровенных аутсайдеров уже в самом начеле гонки - считалось, что если машина не может проехать и часа без обслуживания, то делать ей в гонке нечего. Это было для некоторых команд жестким правилом, но это дало шаг к развитию как самой гонки, так и производителей. Вторым правилом стало то, что гонщику при каждой дозаправке необходимо было выключать двигатель. Это нововведение совпало и с повышением безопасности, ведь риск случайного воспламенения становился меньшим, и стало дополнительным испытанием на прочность. Теперь несколько раз за гонку гонщики испытывали систему зажигания и молились, чтобы двигатель завелся. В условиях жаркой и беспрерывной борьбы это не такое уж и легкое испытание.

В конце 50-х лидерство у команды Ягуар забрали пилоты Феррари и установили диктатуру на пять лет. В 1965 году за рулем жеребца блеснул Йохен Риндт, который только-только начал пробиваться через дебри к гоночным вершинам. А в следующем году дубль одержала команда Форд и подарила один из самых запоминающихся финишей в истории. Оба экипажа были сильнее конкурентов на три головы и опережали ближайших соперников на 13 кругов. По этой причине они решили финишировать эффектно. Первое стартовое место удержал за собой экипаж Кена Майлса и Дэнни Халма, но они позволили Брюсу Макларену и Крису Амону приблизиться, чтобы получились хорошие фотографии на память.

Эффектный кадр получился, а первый экипаж приготовился принимать поздравления, но тут выяснилось, что победный венок будет вручен Макларену и Амону. Дело оказалось в том, что их экипаж стартовал на восемь метров дальше победителей и проделал больше путь всего на несколько метров, чем Майлс и Халм. Кен Майлс был этому очень огорчен, ведь он мог стать победителем в "Триаде" гонок на выживание - Себринг, Дайтона и Ле Ман. Чтобы таких казусов избежать в дальнейшем, организаторы внесли изменения в правилах - теперь победитель считался по пройденным кругам, а не общей дистанции.

В 1967 году зрители увидели уже другой исторический момент. Победитель гонки Дэн Герни на подиуме встряхнул бутылку шампанского и облил брызгами свою команду и нескольких журналистов. Сейчас в таком поступке нет ничего удивительного, но тогда это был первый подобный случай. Дэн в тот день внес традицию, без которой сложно представить любой современный подиум. Герни также добыл вторую победу для Форда, который после этого выиграл еще две гонки подряд, но на этом успехи команды закончились. В следующих двух десятилетиях в Ле Мане правили Порше, которые не оставляли шансов своим соперникам в гонках на выживание по всему миру. Стали они рекордсменами и здесь - на их счету 16 побед.



(Первый душ из шампанского. 24 часа Ле Мана 1967 года)

Прогресс

С каждым годом команды и техники находили решения, которые делали машину еще быстрее, но при этом опасность становилась ближе. В 1988 году на прямой Мульсан была зафиксирована скорость 405 км/час. Организаторы пошли на искусственное сокращение скорости - они самую длинную прямую разрезали двумя шиканами. Но даже такое решение гонщики сначала на ура не восприняли. Раньше пилоты использовали прямую в качестве кратковременного перерыва, а теперь им приходилось еще больше сосредотачиваться - времени на раздумья не оставалось. Конечно же, это была реакция на перемены, которые никто не любит, но сейчас такой шаг выглядит вполне логичным решением.

Но не только изменения трассы привлекло внимание к гонке в конце 80-х. Мерседес нашел способ вернуться в гонки и начал поставлять двигатели новой команде Заубер - "серебряные стрелы" вернулись в гонки. Удивительно, но уже на следующий год команда Петера Заубера добыла победу. Пока это последняя победа моторов Мерседес в Ле Мане, но миссией стало развитие молодых пилотов. Одним из них стал в 1991 году Михаэль Шумахер, который участвовал в гонках в программе Мерседеса и финишировал пятым. Тогда немцы делали шаги, чтобы принять участие в чемпионате Формулы-1 в 1992 году, но по ряду причин дебют отложили. Отложили до 2010 года, и одним из пилотов станет как раз немец, который уже не дебютант, а семикратный чемпион...

Сейчас же гонка медленно набирает ход своему дальнейшему развитию. Это показательная площадка для демонстрации новейших разработок во многих аспектах. Лидирует в современной битве Ауди, которая в нулевых годах выиграла восемь гонок. А зрители впечатляются не только этим результатам, но и безумным формам машин - что же будет через лет десять, не говоря уже о 50-ти...?



(24 часа Ле Мана)
Комментарии
Отобразить: лучшие | последние | первые
Igor_89, iSport.ua
Igor_89
25 февраля, 16:52
аж захотелось в GRID погамать :)
Гость, iSport.ua
Гость
25 февраля, 00:42
Взлетал Porsche GT1. Но круче всех летали мерседесы в 99-м:)
http://www. [censored] /watch?v=Ow3rxq7U1mA
Гость, iSport.ua
Гость
24 февраля, 19:05
РЖУНИМАГУ. Голый Андрей Шевченко, смешное видео о «Днепре» и «Металлисте». Пришли свои соображения, по поводу того, почему Украина самая лучшая и веселая спортивная страна в мире.

k a p e c . c o m . u a

без пробелов

Гость, iSport.ua
Гость
24 февраля, 12:41
ого, кто это так взлетел на последнем видео??!
Добавить комментарий

Для участия в обсуждении пожалуйста войдите используя учётную запись iSport.ua или Football.ua. Если у вас ещё нет аккаунта — создайте его, это не займёт много времени.

НОВОСТИ РАЗДЕЛА
все новости iSport.ua - новости



ФУТБОЛТаблоУкраинаЕвропаПрочиеЛЧЛЕСборная УкраиныЕВРО-2012БАСКЕТБОЛТаблоЧМ-2014УкраинаНБАЕвропаМирЕврокубкиЕвробаскетЖенщиныNCAA + школыХОККЕЙТаблоУкраинаНХЛКХЛЕвропаАВТО/МОТОФормула-1РаллиМотоспортПрочиеИстория автоспортаТЕННИСНовостиРейтинг ATPРейтинг WTAКалендарь (муж)Календарь (жен)БОКС+MMAНовости боксаКалендарь боёвНовости ММАКалендарь боёв ММАЗИМНИЕНовостиДРУГИЕВелоспортВодныеВолейболГандболГимнастикаИгровыеЛегкая атлетикаОлимпизмСиловыеФутзалШахматыЭкстримПрочиеОЛИМПИАДА-2014НовостиРасписание и результатыРейтинг странНаши в Сочи

© 2009-2015 ООО «ИД УМХ». Все права защищены.
iSport.ua - оперативные и объективные новости спорта.

Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО «ИД УМХ». Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО «ИД УМХ» − запрещено. При правомерном использовании материалов с данного ресурса, гиперссылка на iSport.ua обязательна.

RSS-ленты: главноевсе новости | футбол | баскетбол | хоккей | авто/мото | теннис | бокс+MMA | другие

Игры: Фентези Футбол

Сервисы: Деньги с карты на карту

Отдел продаж Digital рекламы: reklama@umh.com.ua; Тел: +38 (044) 207-33-05, +38 (044) 207-97-00

Новости Футбола | Новости Украины | Автоновости | КП в Украине | Газета «Команда»

i.ua Rambler's Top100