Алонсо и Шумахер, Бахрейн -2006, reuters
От редакции. Проект "Машина времени", который мы начинаем сейчас, практически одновременно со стартом сезона в Формуле-1, не будет привязан к календарю чемпионата. Ведь достаточно большое количество автодромов покинуло календарь Больших призов, а рассказать о них стоит – ибо бывали такие уникальные гонки, о которых не забываешь никогда.
Но в основном, конечно же, мы будем стараться рассказывать о тех гонках, которые совпадают по месту проведения с этапами нынешнего сезона. Как видите, начинаем мы с Бахрейна. Материалы будут появляться не до гоночного уик-энда, как это вроде бы должно быть, а после оного. В этом присутствует своя логика, которую вы, надеемся, оцените. Ведь свежий Гран-при еще у всех на устах, не выветрился из памяти – а мы даем возможность сравнить современность и прошлое (далекое ли, близкое), сравнить, оценить. В конце концов, увидеть, что в Формуле-1 стало лучше, а что хуже. Приятного вам прочтения.
С чем пришли?
Гран-при Бахрейна открывал сезон 2006 года. Традиционно первый этап должен был состояться в Австралии, но этому помешали Игры Содружества на зеленом континенте. Поэтому на все вопросы межсезонья (или на большую часть из них) должна была ответить гонка в Сахире. По правде сказать, было над чем поразмыслить.
В 2006 году несколько изменился регламент. Во-первых, объем двигателей сократился с 3,0 до 2,4 литров. Во-вторых, снова была разрешена замена резины во время гонки. И, наконец, в-третьих - был изменен формат квалификации. Теперь гонщикам предстояло пройти три сегмента - в первых двух выбывало по шесть худших гонщиков, а в последней части определялся обладатель поула. Но это было делами второстепенными. Главное - участники чемпионата мира.
В Рено надеялись повторить успех прошлого года и надежда была возложена на Фернандо Алонсо. Этот испанец в период межсезонья объявил об уходе в Макларен в следующем году, но все равно был полностью нацелен на титул с Рено. Возможно, это было сделано несколько неправильно, но - как мы уже умные знаем - своей плохой роли этот фактор не сыграл. Но был у команды Флавио Бриаторе повод для нервозности - Феррари, Макларен и... Хонда.
Команда из Маранелло изменила состав - компанию Михаэлю Шумахеру теперь составлял Фелипе Масса, молодой и очень талантливый пилот. А главные надежды были прежде всего на машину. Последний сезон оказался явно проваленным и необходимо было возвращать утраченные позиции. Макларен также надеялся исправить все свои беды и предоставить шанс Райкконену (вокруг него витали слухи о переходе в Феррари) побороться за титул. В 2005 по его рукам била крайне ненадежная техника, и теперь все молились об изменении положения.
А главными дебютантами сезона стали Хонда и БМВ. Хонда выросла на косточках BAR, захватила с собой Дженсона Баттона и пригласила Рубенса Баррикелло, который так и не нашел своего места в Феррари. Надежды на сезон были очень серьезными - быть конкурентоспособными уже в первый сезон. Нацеленность Хонды подтверждало и появление в пелотоне дочерней команды Супер Агури. А вот БМВ выкупила Заубер и мечтала также вклиниться в борьбу за титул.
Предгоночные заезды
Все началось с обычного жаркого пятничного утра, но результаты были довольно интересными. Верхняя и нижняя строчки протоколов практик были за семейством Хонда. Начнем с хорошего. Энтони Дэвидсон, тест-пилот Хонды, выиграл две практики довольно уверенно. Безусловно, что о многом судить не приходилось, но такие результаты вселили еще больший оптимизм в Хонду - что же тогда в состоянии показать основные пилоты в боевом режиме?
А вот замкнули протокол две Супер Агури. Команда увидела свет лишь три месяца назад и вот теперь она в Бахрейне. Такума Сато - опытный, и не более, пилот - и Юдзи Иде, который вообще был дебютантом, не смогли навязать соперникам даже видимой борьбы. По ходу свободных заездов и квалификации серьезно прибавить им не удалось - 6-7 секунд оставания на каждом круге.
Факт:
Роберт Кубица за рулем БМВ провел свою первую официальную тестовую сессию в качестве третьего пилота.
А вот главное событие квалификации произошло в первом ее сегменте. Кими Райкконен находился на быстром круге, и перед выходом на заднюю прямую на его машине сломалась задняя подвеска. Катастрофа! Как тут не вспомнить события на прошлогоднем Нюрбургринге, где у него разорвало переднюю ось на последнем круге практически выигранной гонки...
В дальнейшем квалификационные заезды прошли в более спокойном ритме, и единственным исключением стала помарка Алонсо на последнем зачетном круге - испанец ушел в гонку лишь на четвертой позиции. А "дубль" одержала Феррари, и настроение ее болельщиков резко оживилось - прошлый год был стерт из памяти.
Факт:
Супер Агури, благодаря отмене правила 107% на квалификации, выжила в Формуле-1 и постепенно начала приближаться к конкурентам, а в следующем сезоне даже набирала очки.
Стартовое поле: 1. М. Шумахер (Феррари), 2. Масса (Феррари), 3. Баттон (Хонда), 4. Алонсо (Рено), 5. Монтойя (Макларен), 6. Баррикелло (Хонда), 7. Уэббер (Уильямс), 8. Клин (Ред Булл), 9. Физикелла (Рено), 10. Хайфельд (БМВ), 11. Вильнев (БМВ), 12. Росберг (Уильямс), 13. Култхард (Ред Булл), 14. Трулли (Тойота), 15. Лиуцци (Торо Россо), 16. Спид (Торо Россо), 17. Р. Шумахер (Тойота), 18. Алберс (Мидлэнд), 19. Монтейру (Мидлэнд), 20. Сато (Супер Агури), 21. Иде (Супер Агури), 22. Райкконен (Макларен)
Гонка
Первым неудачником на старте стал Баттон. Британец уже на первых метрах пропустил Алонсо, затем его обогнал и Монтойя, а не успел он пройти несколько поворотов, как оказался позади Рубенса Баррикелло. Всего Дженсон потерял три места, и прекрасные стартовые перспективы были сведены на нет. А вот Алонсо выдал блестящий старт. Испанец не только прошел пробуксовавшего Баттона, но и начал сразу давить на Массу. В первом повороте его обойти не удалось, но уже через несколько сот метров в четвертом повороте у бразильца не было шансов - Алонсо вышел на вторую позицию и перед ним был лишь задний спойлер Михаэля Шумахера.
Гонка же набрала бешеный темп и на всех участках протокола шла невероятная схватка за лучшие позиции. Уже на первом круге Кими Райкконен вышел на 13 позицию! Но и на этом финн не остановился и через два круга был на 11 позиции. А параллельно с этим Баттон обошел Баррикелло в упорной междоусобной войне, Физикелла прошел Клина, которого он пропустил на старте, а Лиуцци обошел Култхарда - и все эта на первых кругах. В такой борьбе едва замеченным оказался вынужденный пит-стоп Росберга, который поломал переднее антикрыло в стартовой борьбе.
Факт:
Для Скудерри Торо Россо это был первый этап в Формуле-1. Дитрих Матешиц в конце 2005 года выкупил Минарди и основал свою вторую команду. У руля был поставлен Герхард Бергер, бывший гонщик Формулы-1. Перед командой была поставлена задача выращивать новых пилотов для первой команды.
Первым жестокость трассы испытал на себе Масса. На 8 круге в первом повороте тормозная система дала сбой, и его унесло в зону безопасности. Благо, с машиной Алонсо он разминулся - между ними было всего пару миллиметров, но в итоге оба продолжили борьбу. Фернандо продолжил преследовать Шумахер, который был всего в двух секундах впереди, а Масса пропустил из-за ошибки Монтойю и Баттона. Но и на этом его проблемы не закончились. Он тут же пошел на пит-стоп за новой резиной, но там простоял полминуты - механикам не удалось быстро сменить заднее колесо. Бразилец после этой заминки откатился в глубь пелотона.
А вот Баттон оживился. После того, как справился с Баррикелло, он начал уверенно догонять Монтойю. Он провел несколько попыток атак и на 10 круге в первом повороте на торможении таки прошел колумбийца. Правда, Хуан Пабло благодаря лучшей траектории сумел пристроиться за ним и уже в четвертом повороте пошел в ответную атаку. Гонщики вошли в поворот параллельными курсами, но в последующую медленную связку поворотов первым попал таки Дженсон.
На 14 круге в том же стиле борьбу за 12-ю позицию устроили Хайфельд и Култхард. Нико удалось в первом повороте пройти шотландца, но тот быстро перекрестил траектории и уже во втором повороте был наравне с соперником. Но все его потуги нивелировал немец, который не постеснялся вытолкнуть соперника за пределы трассы. Дэвид потерял в скорости и в четвертом повороте больших шансов на успешную атаку не имел.
Уже нас следующем круге после этих событий Михаэль Шумахер открыл серию пит-стопов. Стало ясно, что выиграть поул ему помогло малое количество топлива в машине, но это отходило на второй план. Теперь главным вопросом была способность Алонсо на последующих кругах воспользоваться легкими баками. В его распоряжении было целых четыре круга, но Шумахер сумел отстоять свою позицию и после пит-стопа Фернандо оказался в лидерах. А за ними был... Кими Райкконен, который выехал на старт с полными баками и даже не думал сейчас ехать на пит-лейн. После этого в гонке возникло затишье и после совсем короткого перерыва буря - не песчаная, а в переносном смысле - вернулась на трассу.
На 35 круге борьба Култхарда и Хайфельда за девятую позицию принесла еще один ряд положительных эмоций. Дэвид был медленнее пилота БМВ, но отлично защищался. Казалось, что Нику в первом повороте удастся атака, но шотландец тормозит еще позже и даже доводит дело до блокировки колес - первый поворот ДиСи вошел впереди немца! А уже на следующем круге Хайфельд ушел на пит-стоп на дозаправку - его машина оказалась легче, но это в борьбе с шотландцем ему не помогло.
Михаэль Шумахер имел преимущество над Алосно всего 1,5 секунды. Было видно, что испанец быстрее немца, но этого для обгона не было достаточно и он решил ждать второй серии пит-стопов. На 36 круге Шуми уходит на пит-лейн и Рено испанца едет целых три круга на пустом треке!!! (Круговые пилоты большой проблемой для Алонсо не оказались) Фернандо ехал в бешеном темпе, потратил на дозаправку 7.7 секунды - на секунду меньше, чем Михаэль - и выехал с пит-лейн наравне с Михаэлем. Они входят в первый поворот параллельными курсами. Алонсо идет по внутреннему радиусу и широко выходит из поворота - Феррари упирается в зону безопасности и позволяет желто-голубой машине уйти вперед. Михаэль попытался контратаковать в четвертом повороте, но расстояние было слишком большим.
После пит-стопов Алонсо и Шумахера в лидеры вышел Баттон. Продержался он на первой позиции всего круг-другой и нырнул на пит-стоп. А вот после дозаправки Дженсон пропустил еще и Кими Райкконена, который на тот момент уже сделал свой единственный пит-стоп. Финн - третий! Количество событий было уже по самое горлышко, но через несколько кругов они потекли по станкам переполненного стакана. Нико Росберг, который на старте пошел на вынужденный пит-стоп, на 42 круге установил быстрейший круг. В первой своей гонке и на Уильямсе! После такого безумства он был еще быстрее на первом секторе, но в конце круга поехал на дозаправку и оказался на 9-й позиции позади Култхарда. Все? Нет!
Через три круга Нико догоняет шотландца и обходит его в первом повороте. Шотландец перекрещивает траектории и... 2-й, 3-й, 4-й, 5-й повороты они проходят параллельными курсами - нет слов. В итоге схватку нервов выиграл дебютант Формулы-1 и уехал догонять Клина. В этот момент гонки Росберг был единственным, кто мог проезжать круги наравне с лидерами, и ему легко удалось достать Кристиана. За два круга до конца гонки он выходит на расстояние атаки на стартовой прямой и проводит блестящий обгон. В этот момент показалось, что опыта у него больше, чем у Александра Бялко в игре "Что? Где? Когда?". Немец попадает в воздушный карман, делает движение влево на внешний радиус и тут же ныряет во внутренний! Клин был застигнут врасплох...
На этом все. Лидеры гонки приехали на своих законных позициях. И Шумахер, который преследовал Алонсо, и Баттон, который был позади Райкконена, не сумели выйти на расстояние атаки и вынуждены были довольствоваться своими местами. Поражение? Может и так, но это было отличное начало сезона. Феррари "вернулись" в гонки, а новенькая Хонда доказала свою состоятельность.
Результаты гонки: 1. Алонсо (Рено), 2. М. Шумахер (Феррари), 3. Райкконен (Макларен), 4. Баттон (Хонда), 5. Монтойя (Макларен), 6. Уэббер (Уильямс), 7. Росберг (Уильямс), 8. Клин (Ред Булл), 9. Масса (Феррари), 10. Култхард (Ред Булл), 11. Лиуцци (Торо Россо), 12. Хайфельд (БМВ), 13. Спид (Торо Россо), 14. Р. Шумахер (Тойота), 15. Баррикелло (Хонда), 16. Трулли (Тойота), 17. Монтейру (Мидлэнд), 18. Сато (Супер Агури) Сход: 19. Иде (Супер Агури), 20. Вильнев (БМВ), 21. Физикелла (Рено), 22. Алберс (Мидлэнд)
А потом...
... был сезон настоящей борьбы за чемпионский титул, который завершился уходом Михаэля Шумахера из гонок. Внесли ли свою лепту в это слухи по поводу Райкконена в начале сезона - неизвестно. Но в Монце Шумахер сказал, что он вместе с командой принял такое решение.