С чем пришли
В 2004 году Феррари разгромило своих конкурентов, но новый сезон открывал новые шансы на борьбу. На Макларен надеялись из года в год, но выступить в свою силу у них не всегда получалось. В 2003-м Райкконен был очень силен, следующий сезон провалил, и вот теперь все надеялись на его "возвращение". Также стоило обратить внимание на Рено и BAR, которые в прошлом году по-настоящему выстрелили и повели борьбу за второе место в Кубке Конструкторов. Тогда мини-борьбу выиграл BAR (а Дженсон Баттон стал третьим призером в личном зачете), но в 2005 году удивлять всех наступила очередь Рено.
Сезон 2005 года начался с четырех побед подряд пилотов Рено. Сначала 10 очков добыл Джанкарло Физикелла, а затем трижды победу праздновал Фернандо Алонсо. Это было удивительное начало чемпионата. Не успели зрители оправиться от диктатуры Феррари, как наступила новая - имени Флавио Бриаторе.
Лишь после этого у Нандо появился конкурент - Кими Райкконен. Финн добыл несколько побед, но у него была одна большая проблема - ненадежность техники. Кими из-за этого сошел в Сан-Марино (4-й этап сезона), потом одержал две победы подряд, а на следующем этапе (Гран-при Европы) лидировал до последнего круга, но у него не выдержала подвеска. Гонку выиграл Алонсо. В какой-то степени эта впечатляющая авария была символом крушения надежд. Силен был Кимстер, силен, но не складывалось.
До Гран-при Турции прошло еще шесть гонок. Положение в чемпионате кардинальным образом не изменилось - оба претендента на титул добыли по две победы, Монтойя оказался сильнейшим в Британии, а Михаэль Шумахер "выиграл" вошедший в историю Гран-при США. Кстати, у семикратного чемпиона мира дела совсем не складывались. У команды Феррари была одна большая проблема - резина Бриджстоун. На протяжении всего сезона "красные" испытывали проблемы со сцеплением с трассой (а иногда резина сама по себе разрушалась) и в борьбу за титул они не вступили. Лишь однажды Шумахеру удалось совершить чудо. На родном для Скудерии автодроме в Имоле он стартовал во второй десятке, но по ходу гонки вышел на второе место и 11 последних кругов давил на Алонсо. Нандо тогда не позволил себя обойти, но для Шумахера это была, наверное, лучшая гонка в сезоне.
Также в Формуле-1 стартовал Ред Булл. Дитрих Матешиц в конце прошлого сезона выкупил команду "Ягуар" и это было лишь начало пути к великим свершениям. Пилотами команды стали Дэвид Култхард и Кристиан Клин, а на командном мостике немаловажную роль отыгрывал Герхард Бергер. Прежде все был расчет на то, что опыт Дэвида и Герхарда поможет команде быстро заявить о себе и постепенно развиваться. Тогда у них еще не было Ньюи, но результаты были вполне неплохими - пилоты десять раз финишировали в очках, а в Турции могли улучшить этот показатель.
Предгоночные заезды
Новая трасса в Стамбуле стала для гонщиков настоящим испытанием. Во время тренировочных сессий за пределами трассы побывали практически все пилоты. А особенным стал восьмой поворот. Постоянные развороты здесь были нормальной вещью, а уже перед стартом гонки гонщики в своих интервью называли его одним из сложнейших в чемпионате.
На свободных практиках лучше всех смотрелись пилоты Макларена. Сначала Педро де ла Роса установил первое лучшее время трека, но во второй тренировке его время было побито на две секунды - гонщики стали чуть более знакомы с трассой и это сказалось на времени. Во второй части лучшим оказался Рикардо Зонта (Тойота), но сразу ним расположились сразу три пилота Макларен. Во время третьей тренировки лучшим был Кими Райкконен, который подтвердил, что "серебряные стрелы" находятся в отличной форме. В это время пилоты Рено были чуть позади и не продемонстрировали свою настоящую скорость.
Выиграл квалификацию Кимстер. Финн действительно был быстрым, но лучшее время у него мог отобрать Фернандо Алонсо. Испанец шел хорошо по кругу, но ему помешало еще одно отличие трека - ветер. По словам Нандо, при прохождении 11-го поворота прямо на него подул ветер, и это заставило пилота чуть ошибиться с траекторией и проиграть десятые секунды. Но этих потерь оказалось недостаточно, чтобы опуститься ниже третьего места. Вторым стал его напарник по команде, а четвертым стартовал напарник по команде Кими – Хуан-Пабло Монтойя. Лидеры чемпионата на этой трассе доказали свою профпригодность и готовились к битве за победу.
А вот Михаэль Шумахер оказался на последней позиции. Ему помешал тот же самый ветер, только в девятом повороте - немец потерял управление и даже решил не заканчивать быстрый круг.
Факт: На тренировочных сессиях за руль машины Минарди садился Энрико Токкачело. Это был его первый опыт в Формуле-1 и у него было за плечами довольно неплохое прошлое. В 2004 году он гонялся в международной серии Формула-3000 и был по ходу сезона в лидерах чемпионата. По итогам сезона он стал лишь вторым, уступив "золото" Витантонио Льюцци. В 2005 году Тонио провел четыре гонки за Ред Булл и начал свою карьеру в Формуле-1, а вот Энрико не повезло. На его счету было лишь три тренировочных сессии в 2005-м году и неудачные выступления в младших сериях - А1 GP и Superleague.
В воскресенье трибуны были заполнены практически до отказа. В Стамбуле наступил настоящий праздник. Все - от менеджеров проекта до обычного жителя страны - надеялись на то, что проведение этапа под Стамбулом вызовет новый интерес к стране и увеличится поток туристов. Первая гонка в Стамбуле состоялась через три месяца после великого финала Лиги Чемпионов на Ататюрке, и это выглядело действительно круто - Стамбул был на слуху и ничто не предвещало беды, которая пришло через несколько лет. Гран-при Турции сейчас на грани выживания.
Стартовое поле: 1. Райкконен (Макларен), 2. Физикелла (Рено), 3. Алонсо (Рено), 4. Монтойа (Макларен), 5. Трулли (Тойота), 6. Хайфельд (Уильямс), 7. Уэббер (Уильямс), 8. Масса (Заубер), 9. Р. Шумахер (Тойота), 10. Клин (Ред Булл), 11. Баррикелло (Феррари), 12. Култхард (Ред Булл), 13. Баттон (BAR), 14. Сато (BAR), 15. Монтейро (Джоржан), 16. Альбертс (Минарди), 17. Доорнбос (Минарди), 18. Вильнёв (Заубер), 19. Картикеян (Джордан), 20. М. Шумахер (Феррари)
Гонка
Пилоты Рено стартовали просто здорово и взяли в коробочку Кими Райкконена. У финна на старте пробуксовали колеса и теперь он вынужден был сражаться на двух фронтах: слева был Физикелла, а справа - Алонсо. Понятно, что он предпочел остаться впереди соперника в чемпионате и умело вошел в первый поворот по широкой траектории, не оставив шансов испанцу. А вот Физикелла воспользовался моментом и вышел в лидеры гонки. Правда, ненадолго. Итальянец широко вошел в 11-й поворот, зацепив зону безопасности на выходе, и потерял скорость. Кими Райкконен был тут как тут и в 12-м повороте легко прошел Джанкарло - финн вернул себе лидерство. А ровно через круг Фернандо Алонсо услышал известие по радио: "Фернандо, ты быстрее Физикеллы - иди в атаку!". Смешно или нет, но все-таки испанец прошел коллегу по команде в том же 12-м повороте. После этого четверка лидеров сформировалась и ушла в отрыв - больше никто конкуренции не составил.
А вот в средней части пелотона позиции перемешались. Михаэль Шумахер удачно стартовал и по итогам первого круга оказался сразу же на 11-й позиции позади Баррикелло. Также удачный старт совершили пилоты Ред Булл: Клин вышел на 7-е место, а Култхард - на 8-е. Но главным героем среди них всех стал Дженсон Баттон. Британцу не удался молниеносный старт, но он медленно и уверенно начал пробираться наверх. За несколько кругов он обошел обе Феррари, затем Култхарда и Клина, а потом вышел на пятое место. И все это благодаря обгонам, а не каким-то хитроумным пит-стопам.
Главными неудачниками этапа стали пилоты Уильямс. На них нашел какой-то злой рок - иначе не объяснить. Сначала на пятом круге Хайфельд проколол колесо и потерял вагон времени, а через три круга такая же участь постигла и Марка Уэббера. Австралиец проехал больше половины круга со спущенным колесом и после пит-стопа оказался круговым. У него был хороший темп и через парочку кругов он уже догнал Михаэля Шумахера, который боролся с самим собой. Перед 12-м поворотом Марк пошел в атаку на немца, но в итоге получилось столкновение. Виновного в инциденте сложно найти. Марк слишком сильно подныривал под Михаэля, а тот в свою очередь не пожелал войти в поворот более широко. После гонки Шумахер скажет, что он не ожидал, что его будет атаковать круговой - слабое оправдание. Но случилось то, что случилось и пилоты сразу же поехали на пит-лейн (до него было несколько метров). Марку заменили передний обтекатель и тот продолжил борьбу, а вот у Михаэля возникли проблемы. Шумахер простоял в боксах порядка 40-ка секунд и таки выехал на трассу, но через два круга заехал в боксы и закончил гонку - видимо, была повреждена подвеска.
Но долго Марк Уэббер в гонке не продержался. На 20-м круге у него снова прокололо колесо и на этот раз в команде приняли решение досрочно закончить гонку. А через 10 кругов таким же образом борьбу прекратил Ник Хайфельд. После этой гонки Уильямс провели серию тестов, но повторить ситуацию не удалось - резина вела себя абсолютно нормально, а вот турецкая проблема осталась не решена - магия.
Основная борьба между лидерами произошла на пит-стопах. В выигрышной ситуации оказался Хуан Пабло Монтойя, который пересидел своих основных соперников и выиграл сразу две позиции. В квалификации колумбиец потерял время на быстром круге из-за того, что у него были более заполнены баки, но в гонке потери компенсировались - и Физикелла, который задержался на пит-стопе, и Алонсо остались позади. Преимущество Монтойи было таково, что потерять долгожданную вторую позицию ему не помешала ошибка команды на пите. Заправочный шланг не успели вовремя вытащить, и Хуан-Пабло чуть было не забрал его с собой, но вовремя среагировал и остановился. Он потерял пару секунд, но они оказались некритическими.
Далее гонка пошла в спокойном темпе, и вторая серия пит-стопов не изменила расположение лидеров. Зато много чего интересного произошло под самый конец гонки. За три круга до финиша Хуан Пабло обходил на круг Монтейро и ошибся. Ему удался обгон на задней прямой, но перед 12-м поворотом он затормозил слишком рано (хотя он предпочитал думать, что Монтейро затормозил поздно) и его поддел болид Джордан. Колумбийца развернуло, но он сохранил вторую позицию. Правда, Алонсо уже был совсем близко. Фернандо услышал запах жареного и начал давить на колумбийца. Монтойе оставалось продержаться недолго, но он таки допустил ошибку в восьмом повороте. Возможно, он не справился с нервами, а, может, его подвел поврежденный в недавней аварии диффузор (в те славные времена он был все еще одинарным, но на прижимную силу оказывал значимое влияние).
Алонсо воспользовался сполна ошибкой Монтойи и проиграл Райкконену лишь два очка. Кими же после гонки был счастлив, но в тоже время чуть расстроен - он понимал, что была возможность отыграть больше. А Монтойя после гонки жалел о том, что лишил команду нескольких очков в Кубке Конструкторов. Разные бывают напарники...
Результаты гонки: 1. Райкконен (Макларен), 2. Алонсо (Рено), 3. Монтойа (Макларен), 4. Физикелла (Рено), 5. Баттон (BAR), 6. Трулли (Тойота), 7. Култхард (Ред Булл), 8. Клин (Ред Булл), 9. Сато (BAR), 10. Баррикелло (Феррари), 11. Вильнёв (Заубер), 12. Р. Шумахер (Тойота), 13. Доорнбос (Минарди), 14. Картикеян (Джордан), 15. Монтейро (Джоржан) Сошли: 16. Альбертс (Минарди), 17. М. Шумахер (Феррари), 18. Хайфельд (Уильямс), 19. Масса (Заубер), 20. Уэббер (Уильямс)
А потом...
... борьбы в чемпионате все-таки не получилось. В Италии Кими проиграл еще несколько очков, затем отыграл еще меньше в Бельгии, а в Бразилии Алонсо стал досрочным чемпионом мира.
Провальный сезон для команды также и продолжился - Шумахер и Баррикелло за оставшиеся пять этапов лишь по два раза оказывались в очковой зоне. Даже остается загадкой, каким образом Михаэль закончил сезон на третьем месте. Самый вероятный ответ - Гран-при США. Можно иметь разные мнения по поводу событий на том этапе, но то, что это оказался самый успешный Гран-при для Феррари в сезоне – как минимум стыдно.