Американский баскетбол шел к этому долго и планомерно. Система выстраивалась с таким расчетом, чтобы каждый год, каждый сезон дарил новые яркие противостояния, появлялись новые кумиры, вопрос о победителе каждого матча стоял максимально остро! В этом был не только спортивный интерес, но и коммерческий. Ведь непредсказуемость и постоянное обновление командных ростеров повышало зрительскую аудиторию, стоимость телетрансляций, продажи атрибутики и так далее… Да, конечно, такой подход не исключал появления «династий». Но и это тоже было следствием грамотной селекции, правильных драфт-пиков, многоходовых обменов…
Чикаго потребовалось семь лет с момента драфта Майкла Джордана в 1984-м, чтобы завоевать первый чемпионский титул. Клуб шел к этому постепенно. Когда стало ясно, что Майклу нужны помощники на паркете, менеджер клуба Джерри Краузе путем обмена получил в 87-м году из Сиэтла форварда Скотти Пиппена. Тогда же клуб задрафтовал и Хорас Гранта.
В 89-м руководство Буллз приняло решение сменить главного тренера Дага Коллинза на его ассистента Фила Джексона. И лишь после этого начали приходить большие победы. А ведь талант Джордана был очевиден всем чуть ли не с первых матчей будущего "Его Воздушества". И наверняка его коллеги по цеху понимали, что, окажись они в одной команде с Майклом, перстни им были бы обеспечены на долгие годы. Речь, конечно, не о лидерах уже сложившихся коллективов, таких как Лэрри Берд, Мэджик Джонсон или Карим Абдул-Джаббар. Однако в конце 80-х – начале 90-х в НБА хватало звездных игроков, которым не светили чемпионские титулы. Например, Патрик Юинг, Чарльз Баркли, Карл Мэлоун (о них мы еще поговорим)… Нет, не то чтобы их команды были слишком слабыми и неконкурентоспособными. Просто было очевидно, что выстроенный на надежном фундаменте фрэнчайз имени Джордана-Джексона будет давать результат при любых обстоятельствах. И не зря Джерри Краузе дважды признавался менеджером года в НБА. Он был действительно одним из наиболее дальновидных и прагматичных "строителей" в Ассоциации. А ведь ему наверняка не составило бы труда подговорить пару-тройку звезд прийти в свою команду на правах свободных агентов. Но тогда об этом и речи быть не могло. "Большие" баскетболисты (не в плане роста, а по статусу) стремились доказать свое превосходство в настоящей борьбе. Если уж обыгрывать Джордана или Мэджика, то так, чтобы потом не было никаких сомнений в честности этой победы!
Небольшим исключением из этого правила мог стать Хьюстон. В 95-м году Рокетс выменяли в Портленде Клайда Дрекслера в пару к Оладжувону. А год спустя отправили четырех игроков в Финикс в обмен на Чарльза Баркли. Но так как все трое игроков к тому моменту уже были возрастными, им удался по большому счету лишь один сезон – 1996/1997. Тогда Хьюстон закончил регулярку с показателем 57-25, в первых раундах плей-офф прошел Миннесоту и Сиэтл (победив лишь в седьмой встрече), но в финале конференции пал под натиском пары Мэлоун-Стоктон. Более о большой хьюстонской тройке говорить не приходилось. Этот эксперимент так и завершился ничем.
Может быть, сходу начали побеждать Лэйкерс в конце 90-х? Если бы… Когда закончилась звездная эпоха Мэджика, никто и думать не мог, что Озерные сумеют так быстро вернуться на победную стезю. И уж точно не был столь очевидным ход менеджмента клуба, обменявшего в 1996-м году уже заявившего о себе центрового Владе Диваца на 17-летнего Коби Брайанта, выбранного Хорнетс под 13-м номером! Тогда же взяли на драфте и Дерека Фишера – 24-м. Болельщики клуба не питали особых иллюзий по поводу этих шагов. Специалисты также не прочили команде особых успехов.
Безусловно, сильным ходом стало подписание, как свободного агента, Шакила О’Нила. Но ведь перед этим он хоть и провел яркий по статистике сезон в Орландо, был еще и длительное время травмирован. Перед тем, как перейти в Лэйкерс, Шакил в сезоне 95/96 пропустил 28 игр. Но клуб поверил в него. И начал строить новую команду вокруг одиозного бигмена (Шак уже тогда любил почудить и на площадке, и за ее пределами) и вчерашнего школьника.
Когда же стал проявляться колоссальный потенциал Брайанта, Лэйкерс всякий раз оставалось совсем немного до заветного комплекта перстней. Можно не сомневаться, что один грамотный трейд с привлечением суперзвезды того времени, решил бы эту проблему на раз. Но руководство не спешило, понимая, что приход такого игрока может разрушить гармонию в команде. Шакилу нужен был статус лидера, а Коби - время, чтобы проявлять себя. Можно было бы взять сильного первого номера, но тогда не раскрылся бы Фишер. В общем, клуб терпеливо ждал. А когда взаимосвязи в команде были отточены до совершенства, пригласил на тренерский мостик главную звезду – Фила Джексона! Так появилась большая тройка – Джексон, О’Нил, Брайант, которая одержала три победы подряд в НБА!
Но уже в это время начали активно заявлять о себе другие команды. Вел за собой Сан-Антонио Тим Данкан, феерил в Нью-Джерси Джейсон Кидд, обкатывались поршни двухволлесовской машины из Детройта! И вот тут-то нервы у Лэйкерс и сдали. Впрочем, однозначная оценка межсезонью 2003-го года не дана до сих пор. Нельзя отрицать тот факт, что звездный плэймейкер Гэри Пэйтон и еще более звездный форвард Карл Мэлоун, никогда ранее не выигрывавшие чемпионат, сами попросились в команду Джексона. Так, большая тройка превратилась в большую пятерку… Но, как это часто бывает, слишком большие амбиции привели к большому разочарованию. Клуб был словно наказан за то, что попытался улучшить и без того совершенный механизм. По ходу сезона Мэлоун, Шакил и Коби вынуждены были перенести серьезные травмы. И хотя команда дошла до Финала, набравший ход Детройт Ларри Брауна просто не заметил соперников – 4:1!
На этом проблемы Лэйкерс не закончились. Серия конфликтов между главными звездами и тренером привела к отставке последнего и бунту, устроенным Шакилом. Купчак отреагировал незамедлительно, отправив скандального центрового в Маями в обмен на Ламара Одома, Кэрона Батлера и Браяна Гранта. Так Шак получил в партнеры очередного хот-проспекта – Уэйда. Правда, в отличии от Лос-Анджелеса, во Флориде ему потребовалось лишь два года, чтобы привести команду к чемпионству!
Тем не менее, это была лишь временная вспышка. В следующем сезоне Хит не добрались даже до Финала НБА, а победу праздновала собранная и натренированная за много лет совместных выступлений команда Грегга Поповича. Данкан, Паркер и Жинобили. Этих талантов менеджмент Шпор находил под микроскопом и оттачивал, словно ювелир, работающий над драгоценным алмазом. Паркер – 28-й номер драфта 2001-го года. Игрок из Франции – страны, мягко говоря, не баскетбольной. А уж тем более на рубеже веков, когда все молодые парни в этой стране рвались играть в футбол, а не бросать мяч в кольцо. И именно на этом рынке Сан-Антонио сумел рассмотреть баскетболиста на ключевую позицию в команде. Не бигмена с ростом за 220 см, и не данкера с отличным прыжком. А думающего игрока с отличным видением площадки и верным пасом. Привлечение же в НБА Жинобили и вовсе осталось незамеченным. А что было замечать, если этот баскетболист был выбран 57-м на драфте в 99-м году и тут же отправлен в Европу. Да, в Киндере Ману блистал. Именно он привел итальянский клуб к победе в Евролиге в 2001-м году и был назван MVP Финала-Четырех. Но разве, для НБА это является существенным? Далеко не каждый звездный игрок из Европы заявлял о себе в США. И Жинобили тоже мог провалиться. Но Попович был верен своему выбору и сделал из аргентинца одну из главных звезд Лиги!
Все эти случаи показывают, что к большим победам клубы-династии приходили постепенно. А попытки создать чемпионскую команду в один момент заканчивались ничем....
Но это правило было опровергнуто в сезоне 07/08. Некогда грозный и громящий всех Бостон уже более 20 лет оставался в тени остальных клубов. Неверные выборы на драфте, неудачные обмены, и только один по-настоящему звездный игрок – Пол Пирс! Но один в поле не воин, тем более, когда приходится бороться с командами, в которых есть по два-три явных лидера. И тогда Дэнни Эйндж решил резко покончить с этим невезением, за месяц превратив Бостон из середняка в главного фаворита сезона. В Сиэтл были отправлены Грин, Вест и пятый пик драфта в обмен на шутера Рэя Аллена, а в Миннесоту Джефферсон, Гомес и два пика за звезду НБА Кевина Гарнетта! Таким образом, была получена новая большая тройка! Тройка, собранная из игроков, никогда ранее не побеждавших в Лиге! Именно это желание – жажда завоевать чемпионские перстни – и позволила трем амбициозным игрокам сработаться, не тянуть одеяло на себя и победить в первый же сезон! В Финале были повержены Лэйкерс – 4:2! Это был первый в новейшей истории НБА случай, когда команда, не являвшаяся франшизой, собранная за одно межсезонье, сумела стать Чемпионом!
Это привело к определенному повороту в сознании менеджеров клубов НБА. Теперь ключом к победам стал не драфт, и не длительная селекция, а мегатрейды! Более или менее звездные игроки, которым вообще или в последнее время не везло с финальными сериями, стали объединяться, с целью завоевать перстни любой ценой. Кидд поспешил перейти в Даллас, чтобы играть с Новицки. Картер ушел в Орландо к Ховарду. О’Нил, перестав ждать чудес в Финиксе, решил попробовать вновь стать чемпионом с Джеймсом. Но все было тщетно. Чемпионами по-прежнему становились Лэйкерс, которые свой последний громкий обмен провели в середине сезона 07/08, забрав из Мемфиса Пау Газоля. Причем этот ход был встречен с большой долей скептицизма. Лидеру Гриззлис уж точно не предсказывали статус одной из главных звезд Лос-Анджелеса. Но Пау все эти прогнозы разбил в пух и прах, в очередной раз подтвердив дальновидность руководства Озерных.
Продолжение следует…