Почему он последний? Потому что их было всего двое. И вряд ли появятся еще, учитывая тенденции современного баскетбола. Сейчас во главе стоит атлетизм, а игроки становятся больше похожими на боксеров, чем на баскетболистов. Если ты не атлетичен, то ты должен им стать. Но кроме атлетики, игрок должен быть versatile, разноплановым. Он должен уметь бить с дистанции, бросать со средней, идти под кольцо. Вокруг таких игроков строили и строят команды-контендеры. Но было в истории НБА два исключения, две попытки сделать по-другому, построить команду вокруг игрока, главным оружием которого является его бросок из-за дуги. Речь идет конечно же о Реджи Миллер и Рэй Аллене, преодолевших рубеж из двух с половиной тысяч бросков из-за дуги. Ближайший их преследователь из действующих игроков НБА – Джейсон Кидд – отстает на 800 точных бросков. Рядом с ним находятся Пежа Стоякович, Чонси Биллапс и Рашард Льюис, но они могут разве что посоревноваться за четвертую строчку, сместив оттуда Дейла Эллиса. Рэй и Реджи вне пределов досягаемости.
Почему попытки сделать фрэнчайз-игроком снайпера было всего лишь две, и обе провалились? Потому что трехочоковый в игре – это чуть больше, чем обычный бросок. Он зависит не только и не столько от умений и навыков бросающего, сколько от его готовности. Даже если у ЛеБрона или Коби плохое настроение, они могут зажать мяч подмышку и побежать на кольцо в надежде, что на них сфолят или они донесут мяч до кольца. Поэтому снайпер в баскетболе, так же, как вратарь в футболе и хоккее, игрок с другой психологией, с другим подходом. Если он «в игре», ему под силу сотворить чудо. Но если у него не пошел бросок, то команде ловить нечего. Это не значит, что Аллен и Миллер абсолютно бесполезны в пределах полукруга (иначе это был бы Кайл Корвер), но все-таки великими баскетболистами их сделал бросок с дальней дистанции.
Взглянув на список снайперов за историю NCAA, баскетбольной ассоциации колледжей и университетов, фамилию Аллен вы не найдете даже в списке 300 лучших снайперов. Несмотря на 40 процентов попадания с трехочковой линии, Рэй за первый сезон в колледже забросил лишь 33 дальних. Скорее всего, это было связано с тем, что главной звездой команды был тогда Донниел Маршалл, выбранный позже на драфте Миннесотой под 4-ым номером. Однако уже в следующем сезоне 1994/95, будучи лидером команды, Рэй-Рэй забросил 85 трехочковых, на три больше, чем попыток в прошлом году.
В третьем и последнем для Рея сезоне в колледже эти показатели составили 115 из 247 при 46,6 процентов. Никто не сомневался, что он будет выбран на одном из сильнейших драфтов в истории НБА, в 1996 году. Вместе с ним там участвовали Аллен Айверсон (1-й пик), Маркус Кэмби (2-й пик), Стэфон Марбэри (4-й пик), Коби Брайант (13-й пик), Стив Нэш (15-й пик). Из менее известных игроков, которые засветились в НБА, были Шариф Абдур-Рахим, Джермейн О'Нил, Дерек Фишер, Энтуан Уокер, Эрик Дампьер, Жидрунас Илгаускас и Пежа Стоякович. Среди всей этой компании Аллен был выбран под пятым порядковым номером Миннесотой, но сразу отправлен в Милуоки вместе с выбором первого раунда 1998 года в обмен на Стэфона Марбэри.
Учитывая высокий номер драфта, на новичка в Висконсине серьезно рассчитывали, поэтому уже в первом сезоне Рэй получил свое место в стартовой пятерке. Олени тогда выглядели очень перспективно: молодой бигмен Гленн Робинсон был единоличным лидером команды, еще более молодой Аллен должен был эффективно работать вдали от кольца. Несмотря на вторую в команде результативность, "раскачивался" Рэй три года, после которых состоялся настоящий рывок показателей молодого игрока. При этом главная заслуга в этом не столько самого Аллена, сколько изменений в команде.
После двух лет под руководством Криса Форда, при котором команда дважды заканчивала сезон в подвале Восточной конференции, команду возглавил пришедший из Сиэтла Джордж Карл. В укороченный из-за локаута сезон Карл сходу же обеспечил Бакс место в плей-офф, чему местные болельщики, да и игроки, были несказанно рады. А уже в следующем году ряды команды пополнил Сэм Касселл, взявший на себя функции мотора и мозга команды. Сэм дирижировал игрой и предоставил Аллену возможность наконец-то заниматься тем, что он умеет лучше всех в современном баскетболе – открываться под бросок и без раздумий направлять мяч в корзину.
Результаты не заставили себя долго ждать: процент попадания трехочковых вырос у Аллена на 7 пунктов, не менее значительно возросло их количество. Уже в сезоне 2000/01 Олени под предводительством троицы Касселл – Аллен – Робинсон вышли в финал конференции, где проиграли в семи матчах Филадельфии Аллена Айверсона. Начало и конец серии ознаменовались выдающимися выступлениями этих двух баскетболистов, знакомых еще с колледжа: 34-31 в пользу Айверсона в первом матче (победа Филы), 38 очков Рэя во втором, невероятные 46-41 в пользу Айви в шестом поединке серии (победа Милуоки) и закончилось все бенефисом Ансвера (44 очка), на которые у Милуоки ответа так и не нашлось.
В следующем сезоне все ожидали продолжения банкета, но в дело вмешались травмы: лишь 46 матчей из 82 провела вместе троица из Висконсина, а достойной поддержки от скамейки запасных не было: Редд был еще слишком молод, а Прижибилла мало того что был неопытен, так еще и мало, что умел. О чем говорить, если Аллен собирал больше подборов за игру, чем стартовый центровой. Тем не менее, Олени вышли на 50-процентные показатели побед-поражений, но этого не хватило, чтобы принять участие в играх на вылет. Тогда все решалось в последнем матче, но его Олени прои
грали Детройту "в одни ворота", а наш герой набрал лишь 6 очков, реализовав два броска из семи попыток. Естественно, это были два дальних попадания…
Как оказалось, это был последний матч того Милуоки, который четыре года назад признавался невероятно перспективным коллективом в Ассоциации. В межсезонье Гленн Робинсон отправился в Атланту в обмен на Кукоча, Леона Смита и будущий пик (им стал Ти Джей Форд), оставив Аллена за главного. Но в роли вожака Аллен оставался лишь 47 игр, после чего был обменян в Сиэтл на Гэри Пэйтона и Десмонда Мейсона. У Пэйтона заканчивался контракт, а Рик Санд, генеральный менеджер Соникс, опасался потерять звездного игрока на рынке свободных агентов.
В свою очередь, ГМ Оленей Эрни Грюнфельд планировал новую перестройку, взяв большие истекающие контракты звездных ветеранов. Даже по истечении длительного периода времени, очень тяжело оценивать этот трэйд для Соникс. С одной стороны, команда получила исполнителя, ставшего стержневым игроком в клубе, вокруг которого пытались построить команду. Однако в тоже время за все время пребывания Аллена в клубе, наивысшим его успехом стал выход во второй раунд плей-офф. Это было единственное попадание в постсезонку в исполнении того Сиэтла. Можно в этом винить тактику Соникс, строящуюся исключительно на снайперских качествах Аллена и Льюиса, можно все списать на бестолковую политику Санда, не сумевшего найти подходящих партнеров для Рэй-Рэя и Льюиса (особенно во фронт-корте). Многие видят главной причиной неудач тогдашнего владельца Сиэтла Говарда Шульца, который недостаточно вкладывал в команду, и позже продал ее в другой штат.
Тем не менее именно в составе Соникс Аллен превратился в супер-звезду НБА. Каждый год он выбирался на Матч Всех Звезд, а игра команды наконец-то строилась исключительно вокруг него. Доказательством этому может служить и та ситуация, что номер Рэя, 34, в Сиэтле носил Реджи Еванс, и поэтому после трэйда наш герой, по собственному признанию, «угостил Реджи обедом» для того, чтобы тот отдал ему футболку со своим номером. Этот номер Аллен носил в честь Чарльза Баркли, любимого игроком Рэя в молодости. Собственно, так как особых спортивных достижений в период пребывания в Сиэтле Аллен не добился, остановимся на его жизни вне площадки.
Так, уже ко времени прихода в Соникс, Аллен получил прозвище «Иисус», по имени персонажа фильма Спайка Ли "He Got Game", Иисуса Шаттлсуорта, которого сыграл наш герой. По фильму он молодой баскетболист, восходящая звезда, которую хотят заполучить к себе многие университеты лиги NCAA. Хотя это прозвище не слишком распространено у нас, в Америке до сих пор комментаторы иногда называют его Иисусом.
Также на период игры в Сиэтле у него пришелся конфликт с Коби Брайантом в сезоне 2004/05. Трения были вызваны высказываниями Аллена о том, что Коби выгнал Шака из команды, пытаясь доказать собственную состоятельность, и что с тем составом, который остался у ЛАЛ после ухода Шака, они ничего не выиграют, а сам Коби через несколько лет неудач попросит у Джерри Басса найти ему какую-то звезду в подмогу или попросит трэйд. Также он сказал, что Коби не понимает, что для чемпионства нужно, чтобы в команде играло больше одного человека, обвинив его в том, что он не делает игроков вокруг себя лучше и иногда просто-напросто не делится с ними мячом.
Он рассказал о Коби много чего интересного и неприятного, но что интересно, эти комментарии были сделаны не на эмоциях, а "на холодную голову", после матча Сиэтла с Портлендом. Ответ Коби был прост: "Даже не сравнивайте меня с этим чуваком". Собственно, формулировка "да кто он вообще тако
й?" долгое время оставалась излюбленной у Коби. Хотя некоторые его одноклубники (например, Ламар Одом) сказали, что слова Рэй-Рэя заставили Коби задуматься. Несмотря на огромное количество времени, прошедшее с того момента, отношения между Алленом и Брайантом все еще остаются достаточно напряженными.
Но, несмотря на неудачную игру команды, Аллен в ней мог проявить себя с лучшей стороны. Именно в составе Соникс он зарекомендовал себя игроком с идеальным (что бесспорно), а кем-то называемым лучшим в истории (что спорно) броском и чувствованием площадки. Дело в том, что Аллен просто-таки невероятно чувствует трехочковую черту, поэтому в его исполнении заступ на линию – явление не просто редкое, а уникальное. Во втором матче Финала 2010 трехочковый Аллену засчитали только в перерыве, так как вначале показалось, что игрок не вышел за пределы линии. Лишь повтор показал, что Аллен выпрыгнул за дугу. Подобное умение бросать и ощущать границы связано не столько с талантом игрока, сколько с его… психическим расстройством. Дело в том, что Аллен болен ОКР (обсессивно-компульсивным расстройством), также известным как СНС (синдром навязчивых состояний). Это заболевание является слабой формой паранойи и состоит в сверхчувствительности больного к мелочам, которые людям здоровым кажутся ненужными и неважными.
Подробнее об этом заболевании можно прочитать в Большой Медицинской Энциклопедии или рассказе Стивена Кинга "N.", благодаря которому, быть может, будет более понятен патогенез и клиническая картина заболевания. Для Аллена подобный "дефект" выражается не только во всегда аккуратно заправленной форме и носках одинаковой длины, но и в том, что для него детали броска, то движение руки, которое делает его столь невероятным снайпером, является не просто рефлекторным, заученным движением, но каждый раз важнейшим актом, который ты должен исполнить правильно.
То же самое и с линией броска – ее нельзя переступать, иначе… Это будет неправильно, неточно, нарушением, что кажется нелепым для нас, но тем не менее имеет важнейшее значение для параноиков. Сам Аллен эти проявления болезни называет своими "демонами", которые заставляют его постоянно совершенствоваться и никогда не чувствовать себя в покое.
Следующей, и последней (теперь это можно сказать уже точно), ступенькой карьеры для Рэй-Рэя стали Кельты из Бостона. Многие специалисты считают, что та Большая Троица собралась благодаря Аллену, приход которого убедил Пирса остаться в команде и позже «соблазнил» Гарнетта присоединиться к двум снайперам. Несмотря на то, что положение Аллена существенно изменилось (даже номер пришлось менять, Пирс ведь не Эванс, за обед не отдаст), а некоторые даже называли и называют его самым слабым членом Большой Троицы, он делает то, что умеет лучше всего.
И, наверное, если бы в НБА можно было бы меняться футболками во время игры, то Пирс с радостью бы отдавал Аллену свой номер в клатч-тайме, потому что для Иисуса не важен счет, время до конца игры, крики толпы, дружественной или враждебной. Есть только мяч, кольцо и бросок. Постановка ноги, прыжок, движение руки – все имеет значение. Ведь демон, как известно, кроется в деталях.