ЧАСТЬ I
ЧАСТЬ II
Навстречу Лиге
Получив время на исправление своих ошибок, Нью-Орлеан решил не дожидаться очередной милости от НБА, и решил строить новую арену без гарантии ее загруженности баскетбольной командой. Поэтому в 1999 году свои двери открыла Нью-Орлеан Арена. Единственными ее хозяевами стали поначалу хоккеисты из ECHL Нью-Орлеан Брасс. Но через три года именно она вернула городу команду НБА.
В 1999 году на владельца клуба Шарлотт Хорнетс был подан иск. Он обвинялся в изнасиловании гражданки города Шарлотт. По результатам судебного разбирательства, которое транслировалось по национальному телевидению, Джордж Шинн был признан невиновным. Тем не менее, бизнесмен признавал, что у него были внебрачные половые контакты. По мнению большинства источников, связанных с переездом клуба, именно этот
инцидент стал косвенной причиной смены места пребывания клуба. Люди не собирались поддерживать команду, владельцем которой был миллионер, думавший, что ему все позволено. Статистика посещаемости гласит следующее: в сезоне 1998/1999 клуб был шестым в НБА по этому показателю, 1999/00 – одиннадцатым, 2000/01 – двадцать первым, а уже в сезоне 2001/02 Хорнетс занимали последнюю строчку в этой таблице.
Естественно, Шинн и не думал связать катастрофическое падение популярности команды с аналогичным падением популярности собственной персоны. Поэтому он решил искать причину в инфраструктуре клуба, обратившись в мэрию с обращением построить новую арену. За счет города. В случае неудовлетворения его требований, он грозился перевезти франшизу в другой город. Самым вероятным кандидатом на тот момент считался Сент-Луис, уже имевший удовольствие почувствовать вкус большого баскетбола во времена Ястребов Бена Кернера. Город на удивление легко сдался, включив вопрос о постройке новой спортивной арены за счет налогоплательщиков в повестку местного референдума. Скорее всего, этот пункт был бы проголосован, но тут вмешались общественные организации. Дело в том, что за неделю до этого мэр города, Пэт МакКрори, наложил вето на законопроект о минимальной оплате заработной платы. Согласно этому законопроекту, устанавливался минимальный порог оплаты труда гражданам, которые работают в компаниях, у которых заключен контракт с городом. Но МакКрори заявил, что это какой-то "социализм" получается, и что на данном этапе развития города этот закон не нужен. "Значит, повышать зарплату бюджетникам не нужно, а надо за эти деньги построить стадион?" - подумали общественные организации и развернули широкомасштабную программу против постройки спортсооружения. После того как на референдуме этот вопрос с треском провалился, в городе все равно нашлись инвесторы, готовые вложиться в постройку новой арены. Единственным их условием был уход Шинна с должности владельца Хорнетс и продажа клуба.
Не собираясь продавать клуб, и окончательно перессорившись со всем городом, Шинну нужно было срочно искать себе новое пристанище, а учитывая, что на тот момент единственным городом, готовым уже завтра принять у себя на паркете матчи команды НБА, был Нью-Орлеан, выбор был очевиден. Быстро "пропустив"» это решение через офис Лиги, баскетбол вернулся в Луизиану. Город был настолько рад видеть мастеров оранжевого мяча, что даже принял решение целиком отдать им построенную три года назад спортивную арену. Хоккейная команда, столкнувшись с таким отношением, прекратила свое существование. Правда, отыграли в Нью-Орлеане Шершни недолго – уже в 2005 году из-за обрушившегося на южное побережье США урагана Катрина команда в течение двух сезонов играла в Оклахоме, где уже тогда местные власти хотели оставить клуб на постоянной основе. Но Хорнетс все же вернулись в Луизиану, несмотря на то, что финансово выгодней для них было играть в Оклахоме. Но Шинн хотел собрать финальные почести как человека, вернувшего баскетбол в заново отстроенный Новый Орлеан. Поэтому, получив достаточно благодарностей и аплодисментов, бизнесмен посчитал свою задачу выполненной и продал клуб Национальной Баскетбольной Ассоциации из-за "финансовой несостоятельности".
Тем не менее, в Оклахоме местные власти не потеряли надежды приютить у себя профессиональный баскетбольный клуб. Поэтому сразу после того, как город покинули Шершни, группа бизнесменов из Оклахомы приобрела клуб НБА Сиэтл Суперсоникс. Естественно, сразу после покупки возникли предположения, что новые владельцы заходят перевезти клуб поближе к себе, однако Professional Basketball Club LLC, компания-владелец, заверила всех, что клуб останется в штате Вашингтон, тем более, это было одним из условий продажи. Однако через год компания обратилась к властям с просьбой выделить денег на модернизацию самой маленькой на тот момент арены в НБА – Кей Арены. Получив отказ, владельцы заявили, что увозят команду в Оклахому, где местные власти уже вовсю реконструировали Форд Центр, где играли луизианцы во время урагана.
Однако Сиэттл не собирался сдаваться. Они встали на пути переезда владельцы арены, требуя оставить клуб как минимум до 2010 года согласно условиям аренды. Как только сторонам удалось договориться насчет
компенсации, возникла новая преграда. Была опубликована переписка между акционерами Professional Basketball Club LLC, в которой говорилось о перевозе команды в Оклахому. Загвоздка была в том, что эта переписка имела место еще до покупки франшизы. А это значило, что во время процесса покупки был допущен сознательный обман продавца, коим был один из самых богатых людей США Говард Шульц. Возмущенный этим фактом, экс-владелец Соникс потребовал, чтобы договор купли-продажи признали недействительным и клуб вернули ему. И неизвестно, чем все закончилось, если бы не вмешательство НБА. Лига, связавшись с судом Сиэттла, уверила, что ничего страшного в переезде клуба нету, и что решение в пользу Шульца может создать неудобный прецедент (как известно, в Америке действует, в отличие от нас, прецедентная система права), что в дальнейшем может осложнить процесс смены владельцев клубов НБА. Поэтому конфликт был решен в пользу новых владельцев, а клуб окончательно переехал в Оклахому, сменив форму и название. Правда, в результате всех этих судебных заседаний возникло условие, что если когда-то в Сиэтле снова возникнет профессиональный баскетбольный клуб, то история и достижения Сверхзвуковых будут разделены между командами в Оклахоме и Сиэтле. Правда, конкретный механизм подобного "раздела" не уточняется.
Еще одним примером того, что сейчас именно готовность города сотрудничать с Лигой и бороться за свой клуб может на что-либо влиять, стал переезд Гриззлис в начале этого века. Когда после локаута у компании Орка Бей перестало хватать средств на содержание баскетбольной команды в Канаде, владелец клуба Джон МакКоу решил избавиться от франшизы, перепродав ее Майклу Хэйсли, который владеет ею до сих пор. Именно на плечи нового владельца легла обязанность поиска нового места пребывания команды, так как очевидно было, что сердца жителей Ванкувера были заняты хоккеем. Первоначально его взор обратился в сторону Сан-Диего,
но, памятуя про предыдущие попытки клубов НБА обосноваться в этом городе, Лига сказала, чтобы он искал дальше. Когда бизнесмен предложил кандидатуру Сент-Луиса, Ассоциация выступила с заявлением, что не допустит переселения команды из Канады и надеется, что у владельца хватит способностей и финансовых возможностей для того, чтобы сохранить команду в Ванкувере. Однако под этим заявлением виделось нежелание Лиги иметь команду НБА в городе, где она будет лишь придатком к хоккейной команде (купить команду хотел тогдашний владелец Сент-Луис Блюз), играя с ней на одной арене и деля публику и телерынок. Поэтому неожиданно для многих одобрение получил вариант с Мемфисом. Несмотря на то, что на тот момент в этом городе не было даже спортивной арены, Гриззлис переехали в Теннеси.
Секрет такого решения прост: Мемфис больше года окучивал офис Лиги, убеждая ту в готовности тратить деньги на баскетбол. Причем, что очень важно, подобную инициативу проявляла не только группа предпринимателей во главе с Джей Ар Хайдом, а и городские власти. Городом было обещано вложить 250 миллионов долларов в постройку новой арены, поэтому в 2004 году город представил новенький ФедЕкс Форум, в котором на данный момент играют Мишки. И если снова обратить взгляд в прошлое, и посмотреть, как НБА начинала, то можно увидеть, что вектор акцентов на протяжении более половины столетия поменялся кардинально. Если раньше Лига должна была проявлять активность, чтобы "понравиться" городам, то сейчас города должны меняться, чтобы произвести впечатление на Лигу.