Случилось то, что все предсказывали еще в начале минувшего сезона. Локаут в НБА, который вряд ли может кому-то принести пользу, стал фактом. Союз игроков (NBPA) и владельцы клубов оказались по разные стороны баррикад, и теперь, возможно, нас ждут баталии за столами переговоров, которые могут продлиться не один месяц. Пример 13-летней давности многим уже знаком.
Тяжело представить, что настолько захватывающий сезон, который завершился лишь несколько недель назад, может стать началом настолько неприятного периода как "локаут". Однако факт того, что 22 команды завершают чемпионат с убытками, конечно же, не может оставить собственников спокойными.
Владельцы клубов настроены создать такую финансовую систему, при которой команды, обеспечивающие в рамках потолка зарплат функционирование франчайза, не должны нести убытки. Собственники уверены, что по другому пути Лига пойти не может. Заметьте, что чемпионат выиграла команда, которая потратила на своих игроков больше всех клубов, за исключением Лейкерс, а коллективы, которые тратят меньше всех – Сакраменто, Миннесота, Клипперс – и близко не приближаются к плей-офф.
Истоки нынешнего локаута, вернее, история попыток его предотвращения, начинается с января 2010 года, когда стороны провели первую встречу. Были диалоги и во время ВсеЗвездного уик-энда того сезона, однако, кто-то был уверен в том, что за полтора года что-то сдвинется с места, а кто-то был настроен пессимистически. На этот раз победили вторые. За 18 месяцев стороны попытались приблизиться в своих предложениях друг к другу, но по факту, лагеря оппонентов очень далеки от компромисса.
Предложения сторон
В январе 2010 года владельцы то ли формально подошли к переговорам, то ли начали с самого нереального, но в преддверии Матча Всех Звезд в Далласе предложение Лиги было драконовским – "жесткий" потолок зарплат в 45 миллионов долларов, полное упразднение гарантированных контрактов и уменьшение доли окладов игроков в общей прибыли Лиги до 33%. Конечно же, подобные условия обсуждать было совершенно невозможно.
Со временем владельцы несколько уступили. Отчисления на жалования игроков за сезон составили порядка
двух миллиардов долларов. Гарантированные контракты оставались, однако максимальный срок договоров предлагали уменьшить до четырех лет, учитывая, что в настоящее время действуют шестилетние контракты с возможностью активации опции продления оного на год. Срок коллективного договора (CBA), который предлагает Лига, рассчитан на 10 лет. К тому же, после нескольких дебатов и резких откликов в прессе, НБА решила ублажить баскетболистов и отойти от понятия "жесткого" потолка зарплат, предложив плавающую границу окладов на уровне 62 миллионов долларов. Правда, в случае перебора, который возможно осуществить в очень ограниченных рамках, не команда будет платить налог на роскошь, как практиковалось по минувшему коллективному договору, а игроки из своей зарплаты.
Конечно же, подобные условия не устроили NBPA, и ее глава Дерек Фишер назвал подобный "плавающий" потолок зарплат, разновидностью "жесткого" "сэлэри кэп".
Нельзя не отметить и желание собственников команд отказаться от инструмента "сайн энд трэйд", упразднение которого, по мнению боссов клубов НБА, позволит удержать игроков в родных клубах. К примеру, по этой схеме в прошлом сезоне перешли в Майами Бош и Джеймс, однако, те "торговые исключения" в размере их окладов, которые можно было использовать при обмене других игроков, клубу не пригодились. С другой стороны при "жестком" потолке зарплат эта схема становится фактически бессмысленной.
Игроков заокеанской лиги не только не устраивала отправная точка суммарного объема жалований, равная двум миллиардам долларов, Союз баскетболистов (NBPA) не принимал и сроки коллективного соглашения. По подсчетам профсоюза, через пять лет (именно такой срок CBA предлагают баскетболисты), учитывая требования о сокращении окладов, доля зарплат составит 40%, что естественно не может быть принято Фишером и компанией. К слову, по итогам минувшего сезона суммарный доход ожидается на уровне 3,8 миллиарда долларов, где 57% - это зарплаты игроков ($2,17 млн).
Интересно, что владельцы в своем проекте CBA отправной суммой всех окладов видели сумму в размере двух миллиардов долларов. Это значит, что игрокам пришлось бы не только пойти на сокращение зарплаты в будущем, но и лишиться 160 миллионов, уже заработанных денег, сверху отведенных 57%. Дело в том, что собственники потребовали вернуть те средства, которые превысили 57-процентный барьер в суммарной зарплате баскетболистов. В таких случаях формируется что-то наподобие "депозита". Владельцы имеют право требовать возвращения 8% от общего объема окладов, в случае если зарплаты игроков перевалили за долю в 57 процентов от общего дохода Лиги. Однако, Фишер заявил, что "лишние" деньги игроки возвращать не будут, так как эти средства уже по факту заработаны. Эта сумма сильно обострила отношения внутри переговорного процесса. Особенно возмутило игроков то, что их готовность ежегодно уменьшать оклад на 100 миллионов долларов, что за пять лет составило бы полмиллиарда, Дэвид Стерн назвал "скромным" шагом на встречу к компромиссу. По сути, этот факт уже ознаменовал неофициальное начало локаута.
Очень важным моментом со стороны игроков видится следующее предложение, которое пока даже не рассматривалось владельцами. Пол Пирс озвучил его на пятничной сессии, 24 июня. Баскетболисты указали собственникам на возможность более справедливого распределения доходов среди "богатых" и "бедных" команд. Суть намека игроков в том, что телевизионные права у местных ТВ-компаний, от которых команды получают солидные доходы и прибыль от продажи билетов, не распределяются пропорционально, как, например, налог на роскошь. Тем более, последний инструмент лишь с трудом пытается сблизить и выровнять клубы. Те же Лейкерс и Нью-Йорк в разы больше получают от продажи билетов и прав на показы своих матчей, чем, например, Мемфис и Миннесота.
Однако прибыль от местных трансляций не может быть тронута игроками - этот аспект полностью в юрисдикции собственников. NBPA и намекает на то, что этот фактор может нивелировать потери владельцев в будущих периодах. Фиксированная зарплата ростера команды ($62 млн), которую предлагают удерживать на протяжении десяти лет, останется неизменной, а вот доходы от трансляций могут вырасти в разы, что и показал минувший сезон, который побил не один рекорд по просмотрам матчей, причем не только игр плей-офф, но и матчей регулярного сезона.
Помимо глобальных вопросов, которые и создали конфронтацию среди сторон, участвующих в переговорном процессе, Союз игроков также внес несколько своих предложений касающихся возраста игроков, при достижении которого можно заявляться на драфт. Предлагается уменьшить это ограничение до 18 лет. Сейчас же лимит составляет 19 лет с обязательной годичной паузой после окончания школы. То есть, баскетболисты хотят вернуться к правилу CBA, которое действовало до 2005 года.
Мотивы
С одной стороны, Стерн заявляет о формировании более конкурентной Лиги при установленном лимите зарплат, а с другой, Союз игроков указывает на то, что есть лазейка доходов, которая без влияния на зарплаты игроков делает собственников "больших" рынков еще богаче. NBPA хочет, чтобы все доходы владельцев клубов были, по возможности, равно распределены, хотя, откровенного говоря, это - с трудом реализуемые или даже утопические идеи.
В итоге, можно отметить два главных момента в диалоге между сторонами, решение которых сразу же
приблизить реальность наступления следующего сезона. Во-первых, стороны должны определиться относительно процента, который будет уходить на зарплаты игроков. Если эта компромиссная цифра будет определена, то и последующие более незначительные моменты сразу же исчезнут. Второй аспект – это вариации потолка зарплат. "Жесткий" "сэлери кэп", по мнению игроков, ограничит франчайзы в возможности усиления команды звездными личностями и не позволит реализации ярких талантов, что в результате скажется на рейтинге Лиги. Фишер предполагает, что "жесткий" лимит окладов приведет к тому, что несколько звезд будут получать практически те же гонорары, что и сейчас, а вот ролевые или резервные игроки очень сильно потеряют в доходах. В своих доводах игроки опираются на возможное падение зрительского интереса к Лиге, если каждые два-три года не будет сумасшествий вокруг рынка свободных агентов. Четкий лимит в зарплатах ограничит количество переходов игроков, что косвенно повлияет на рейтинги и зрительский интерес к Лиге. Одно "решение" ЛеБрона, каким бы оно не было с точки зрения морали, всколыхнуло фанатский интерес к игре.
Можно сказать, что своими основными мотивами игроки сделали трепетное внимание к интересам болельщиков вкупе с желанием ограничить свои финансовые потери. Союз как бы косвенно набирает баллы в лице фанов НБА, которые не хотят отмены, к примеру, половины сезона. В чем-то, конечно же, они правы, ведь без самих звезд, без игры не будет и НБА, но и функционирование всей лиги тоже дело не простое, требующее упорного труда и средств, хоть и скрытое от внимания большинства болельщиков. Однако стоит отметить, что ситуация у противоборствующих сторон такая, что при любых раскладах собственники не окажутся в минусе после заключения нового коллективного договора.
Последствия
С сегодняшнего дня Лига останавливает свое функционирование. Игроки не имеют права вести переговоры относительно новых договоров, не могут переходить в другие команды. Тренировки и сборы, просмотры
новичков – все это запрещено. Вполне вероятно, что при продолжительном конфликте большинство звезд просто окажется в замкнутом кругу. Вряд ли Стерн даст добро игрокам на временную дислокацию в Европу. Похоже, что те баскетболисты, которые имеют гарантированные контракты, будут просто отдыхать не получая зарплату. Других же ничего не связывает, а значит, есть возможность попробовать себя в иных лигах. Но ведь таких исполнителей – единицы.
Заглядывая в будущее можно сказать, что у NBPA и владельцев команд есть не больше чем пару месяцев, чтобы договориться о заключении CBA без укорачивания сезона. Ведь Лиге необходимо строить графики игр, командам планировать выставочные матчи, предсезонные встречи, тренировочные сборы. Вполне вероятно, что если стороны не договорятся до октября, а, честно говоря, такой поворот событий исключать не стоит, то в таком случае в сезоне уже будет не 82 игры, а меньше. Однако, хочется верить, что конфликт будет улажен и болельщики заокеанской лиги не будут лишены полноценного сезона НБА.