фото Елены Присяжнюк, БК Одесса
- Известный в недавнем прошлом полузащитник Динамо и сборной Украины Андрей Гусин, разрываясь между карьерами наставника и футболиста, произнес сакраментальное: "Тренер во мне уже родился, а вот игрок пока не умер". Можете подписаться под этими словами?
- Думаю, что Андрею Гусину, когда он это говорил, было легко и хорошо, раз он почувствовал в себе рождение тренера. А вот я этого до конца осознать пока не могу. Тренер в моем понимании - это не просто табличка из шести букв на месте товарища, который сидит на скамейке ближе всех к судейскому столику. Это не тот человек, которого поставили на этот пост, а тот, который повел за собой команду и достиг конкретных результатов. Поэтому свое назначение я бы назвал кредитом доверия, который необходимо оправдать. Одно дело, когда приглашают специалиста с четкой и сложившейся концепцией, которая приносила ему результаты в нескольких солидных чемпионатах. Вы же на сегодняшний день беседуете с Юшкиным, который только получил звание "тренер" и пока что не доказал, что может им называться.
- В театре говорят, что нельзя режиссировать спектакль, находясь на сцене. Мы еще когда-нибудь увидим вас в качестве играющего тренера?
- Отвечу лаконично: нет. Более того, дал себе слово, что по окончании карьеры на площадку выходить не буду. Даже с друзьями. Тело игрока должно быть постоянно готово к нагрузкам и малейший простой может стать причиной травмы. Сейчас на тренировках Одессы растягиваюсь, качаю пресс, но мяч в руки не беру.
- Как говорил легендарный Анатолий Тарасов, тренеру иногда приходится "резать мясо". Вы уже проигрывали в уме ситуацию, при которой вам придется отказывать от услуг вчерашних партнеров?
- Конечно и неоднократно. Времена сейчас совсем иные. Отношение к нашему виду спорта в Украине несравнимо с тем, каким оно было, когда я только начинал играть. Баскетбол стремительно шагнул в сторону профессионализма в связи с наплывом иностранных тренеров и игроков, которые показали, как должны строиться цивилизованные отношения. Соответственно, большинство игроков прекрасно понимают, что если ты сегодня не тот, за красивые глазки никто тебя в команде держать не будет. Баскетбол стал индустрией, в которой зарабатывают деньги. А задача тренера и руководителей - собрать игроков-единомышленников и создать для них атмосферу удовольствия от результатов, процесса и финансовой стороны контрактов.
- Превращение из Олега в Олега Александровича далось вам легко?
- А я сразу же попросил называть себя или "тренер" или просто Олег.
- На "ты"?
- Дело в том, что все наши тренировки проходят на английском языке. А там, как вы знаете, нет распределения на "ты" и "вы". Одно короткое слово - "you". Украинцы же называют меня по-разному, но жесткого перехода на "вы" я от них не требую. Считаю, что это их личное дело.
- Вы обсуждали с [Олегом] Бычковым задачи на сезон: сейчас команда идет девятой. Есть такое чувство, что это далеко не то, на что рассчитывает президент клуба и его болельщики…
- Вы сами знаете, что у Одессы богатые традиции. И наше попадание в восьмерку, являющееся официальной задачей на сезон, для такого города - не цель. Амбициям клуба с такой историей она попросту не соответствует. Увы, наши болельщики давно не видели ни медалей чемпионата, ни еврокубков, ни суперажиотажа. Однако я помню совсем другие времена, когда серебряный блеск вызывал слезы грусти, а трибуны Дворца спорта были заполнены до отказа. Вернуть наших фанатов можно только с помощью высоких результатов. Иного пути нет.