Выступление МБК Николаев в нынешнем сезоне оценить едва ли наиболее тяжело среди всех клубов чемпионата - с одной стороны, команда, выдав отличный второй круг, оставила о себе приятное впечатление, а с другой - впервые в истории не смогла пробиться в восьмерку сильнейших.
Что это было?
Перед стартом сезона стало очевидно, что клуб ожидают большие кадровые пертурбации. Легионеры, традиционно отработав свои однолетние контракты, пополнили список свободных агентов, ищущих "где поглубже", Александр Раевский, знаковая фигура для Николаева, резко стал невостребованным в родном клубе и решил переквалифицироваться в арбитры, а Сергей Гладырь транзитом через драфт НБА отправился в Испанию. Образовавшиеся бреши были призваны заполнить украинцы Матюкевич и Шкурупий, латыши Вайкулис и Яромановс а также американец Макклинток. Учитывая приобретения, команда смотрелась не слабее прошлогодней, а потому и задача-минимум осталась прежней – место в восьмерке.
Октябрь, а вместе с ним и чемпионат начался для "корабелов" обнадеживающе – в гостях был повержен, пускай и обескровленный, но действующий чемпион – Азовмаш». Закончился месяц тоже неплохо, ведь в последний его день была добыта победа над Пульсаром... вторая за шесть туров в Суперлиге. События, вместившиеся между этими локальными успехами, стали настоящим кошмаром для николаевских болельщиков: четыре кряду поражения в чемпионате, тренерская отставка Владимира Поляха, заявление президента об ошибках в подготовке к сезону и травма Онуфриева. Не заставили себя ждать и кадровые изменения. Спасать тонущий корабль было поручено новому-старому "главному" Валентину Берестневу. Была принята и попытка усилить состав, для этих целей из Италии выписали американца Оглсби, а заменить травмированного Онуфриева был призван Йонушас.
Все эти факторы в совокупности с временной приостановкой чемпионата из-за гриппа должны были пойти на пользу николаевцам. На деле же оказалось, что пациент скорее мертв, чем жив. И следующие шесть игр Суперлиги, не принесшие ни одной победы, об этом явно свидетельствовали. Клуб покинули Шкурупий и Яромановс. На их место пришел известный болельщикам по выступлениям за Одессу Джастин Лав.
Чуть лучше дела у Николаева обстояли в Кубке Суперлиги. Впрочем, главная причина такого относительного успеха лежит в том, что многие тренеры отнеслись к турниру демонстративно-пренебрежительно. Благополучно пройдя групповой этап, николаевцы столкнулись с Политехникой, которую им удалось одолеть в тяжелом двухматчевом противостоянии. Возможно, итоговая победа над львовянами вдохнула новые силы в "корабелов", и постепенно команда стала давать результат и в Суперлиге. Удачная серия, переросшая в невероятные семь побед в девяти играх, вернула веру болельщиков в чудо под названием "плей-офф". Даже вылет из кубка от БК Киев и уход Йонушаса не смогли испортить им настроение. Даже когда стало ясно, что уходящий поезд нагнать все-таки не удастся, "корабелы" не сдались и выиграли еще дважды, доведя таким образом серию до 9 выигрышей из 11 возможных.
Вместо привычной борьбы в восьмерке сильнейших, пост-сезон для Николаева ограничился турниром за сомнительное звание "лучшего из худших". Настрой команд здесь был схожим с тем, что был в кубке, а потому, несмотря на не очень удачное выступление, николаевцы смогли отстоять свое девятое место, завоеванное в регулярном сезоне.
Подробности
После сезона 2007/08, когда клуб стоял на грани выживания из-за недостаточного финансирования, настал "сытый" сезон 2008/09. А вместе с солидным по меркам Николаева финансовым вливанием пришли и легионеры. Тогда же клуб и столкнулся с первыми серьезными испытаниями, связанными с пребыванием иностранных игроков в команде (нигерийца Тибо всерьез принимать нельзя, во-первых, он перешел в Николаев из Львова, а значит, со всеми реалиями украинского баскетбола был знаком, во-вторых, особых претензий в бытовом плане у него не
было). Впрочем, тот сезон стал достоянием истории. Хлебовицки и Блейр вернулись по домам, а Джексон стал игроком команды итальянского дивизиона. Администрации же клуба теперь предстояло доказать, что прошедший сезон, наполненный переговорами с агентами и решением бытовых вопросов игроков, даром не прошел, и клуб готов провести качественную работу по привлечению легионеров высокого уровня.
Другое дело, что учитывая специфику "селекции" практически всех наших клубов, когда многие игроки подписываются на основании сухой статистики и рекомендации от агентов, предсезонье превращается в такой себе квази-драфт, где лотерея проводится не по спортивному принципу, а исключительно по финансовому. А если брать в расчет традицию однолетних контрактов и, как следствие, отсутствие работы с легионерами "на перспективу", становится понятно, что фактор везения играет здесь чуть ли не ключевую роль.
Так вот, с Дэниэлом Макклинтоком Николаеву однозначно повезло. Не блиставший доселе "большой" стал одним из лучших, если не лучшим центровым Суперлиги. Да, иногда у него не получалось доминировать под щитами, но это нивелировалось хорошим процентом бросков со средней, и даже дальней дистанций. Но вместе с тем впервые за много лет серьезные проблемы появились в задней линии. Уход Джексона, Раевского и Гладыря оказался критическим для команды.
На позицию разыгрывающего был приглашен кандидат в сборную Латвии Эдгарс Яромановс. Его соотечественник Раймондс Вайкулис должен был решить проблемы со вторым номером. Что же мы увидели? Яромановс, раздающий приличное количество результативных передач, отметился в первом же матче... шестью потерями. И как оказалось позже, это не был фактор волнения в стартовом матче. Чудовищное количество потерь кочевало за разыгрывающим из матча в матч. А на каком-то этапе ему и вовсе стало скучно играть, и он стал просто перебирать матчами, в которых ему хотелось бы поиграть в полную силу. Естественно, после такого поведения его дни в клубе были сочтены. Вайкулис тоже начал сезон из рук вон плохо. Низкий процент реализации, потери в атаке, недоработки в защите. Предсезонная селекция, даже с учетом Макклинтока, тянула на тройку с плюсом.
Не особо радовала и николаевская молодежь, на которую уже который год возлагаются солидные надежды. Вызов в "молодежку" явно сыграл плохую шутку с Владиславом Тонченко. Если ранее он мог компенсировать технические огрехи переизбытком старания, то в этом сезоне он умудрялся уступать даже в этом компоненте своим более именитым оппонентам. Сильковский же, который в предыдущем сезоне лишь пару раз выныривал из тени Гладыря, показывая хороший результат, удачно действовал лишь тогда, когда судьба матча уже была предрешена и груз ответственности не давил.
Собственно, имея огромную проблему с первым номером, Николаев и вошел в сезон. Тут же выяснилось, что команда оказалась не готова к такому большому количеству изменений в составе и сыгранность отсутствует напрочь. Более того, "корабелам" по ходу первых матчей пришлось полностью менять и тактику поведения на площадке, отточенную годами. Ведь из команды, в которой любой может кинуть с периметра, и на чем строилась последние сезоны игра команды, "муниципалы" превратились в команду, у которой снайперов нет в составе вообще! При этом есть добротные "большие", которых надо научиться правильно использовать. Тут и проявилось то, что тренерский штаб изначально не пытался строить тактику исходя из игроков, имеющихся в наличии.
С возвращением Берестнева на тренерский пост команда начала понемногу оживать - наладилась стабильная игра у Вайкулиса, Макклинток стал действовать еще успешнее... В общем, команда начала находить свою игру. Правда вот трансферный опыт общения с легионерами оставался неоднозначным. На три месяца пришел в клуб Йонушас, но начал показывать настолько хороший уровень игры, что, несмотря на выздоровление Онуфриева (а именно в связи с травмой последнего его и подписывали), с ним решили продлить контракт до конца сезона. Йонушас, дав свое устное согласие на продолжение сотрудничества и поморочив голову пару недель, исчез из клуба, не попрощавшись ни с кем. Трудно сказать, выиграл ли немецкий Финикс Хаген от его приобретения (латыш набирал 8,9 очка за игру, а команда поднялась с последнего 18-го места на 16-е), ведь полтора десятка очков, на которые Жигимантас вышел под конец своего пребывания в Николаеве, сменились восемью пунктами, но негативный оттенок от его пребывания в Украине остался.
На роль снайпера в срочном порядке взяли Оглсби, который успел запомниться 29 очками в матче кубка с Одессой, а также полным неумением остановиться, даже если бросок не идет, что, как правило, и происходило. В итоге, "корабелам" пришлось попрощаться и с ним. Продолжая затыкать пробоины, Берестнев пригласил на "трай-аут" разыгрывающего из США – Хэмилтона, но американец продержался в команде всего ничего. После этого, видимо, в клубе решили, что лучше подписывать игроков, о которых есть собственное мнение, именно с этим связано появление в команде Лава и Буцкого, игроков, чьи возможности известны тренерскому штабу, но находившихся в сомнительных кондициях после серьезных травм. И если первый с января начал постепенно набирать форму, а к концу "регулярки" вышел на приличный уровень, то Буцкий начал эту самую форму набирать только в самом конце сезона.
Впрочем, к тому времени уже смогла набрать хороший ход вся команда. Разве что за исключением молодежи, ведь проявить себя не смогли не только вышеупомянутые Сильковский и Тонченко, а и другие исполнители. Шурмель с Норенко, получая игровое время, не очень стремились убедить тренера в правильности этого решения и, как результат, даже в малозначимых матчах пост-сезона основной груз несли на себе игроки, добросовестно отпахавшие весь сезон - Макклинток, Онуфриев, Вайкулис, Лав, Матюкевич, Яйло. А выходящие им на смену доморощенные игроки не проявляли к игре никакого интереса. Совокупность всех вышеперечисленных факторов просто не оставляла шансов Николаеву на плей-офф, хоть "корабелы" и оказались в шаге от оного.
Лучший игрок: Дэниэл Макклинток (18,0 очка, 7,9 подбора, РЭ - 21,6)
Американец стал настоящим открытием для николаевцев, моментально став ключевым игроком. Проигрывал борьбу за отскоки некоторым своим визави по Суперлиге, но исключительно удачно действовал в атаке, бросая с высоким процентом попадания. Много игр буквально "вытянул" на себе. Уж его вины в непопадании Николаева в восьмерку точно нет.
Игрок-разочарование: Жигимантас Йонушас
Показал неплохую игру, но в самый ответственный момент бросил команду, предварительно заверив болельщиков, журналистов и руководство клуба в продолжении сотрудничества. Это не могло не сказаться на настроении в раздевалке. Кто знает, возможно, именно этого игрока в ротации не хватило Берестневу для совершения финального чуда?
Худший матч: Говерла - МБК Николаев 79:71
Конечно, "претендентов" на это место достаточно. Были домашние поражения от Киева и Днепра, разгром от Будивельника. Этот матч проходил в Николаеве, хотя считался домашним для Говерлы. Потом, при странных обстоятельствах, Суперлига постановила ответный матч (который изначально тоже должен был пройти в
Николаеве) провести в Ивано-Франковске, но к перипетиям игры это имеет посредственное отношение. Выигрывая после первой четверти 22:10, николаевцы на глазах у всего зала продемонстрировали полное отсутствие характера, сдав в итоге вторую и третью десятиминутки без боя.
Лучший матч: Говерла - МБК Николаев 70:73
Во второй половине сезона николаевцы выдали предостаточно хороших игр. Но эта победа на тот момент была, пожалуй, самой важной. Ведь в случае поражения, Николаев досрочно прекращал борьбу за место в плей-офф. К тому же победа одержана над командой, которая к тому времени очень хорошо проводила свои матчи дома.
В материале использованы фото БК Политехника, БК Говерла, газеты Николаевские новости.