- Семен Иосифович, старт весенней части турнира ознаменовался для вас экстренной ситуацией, связанной с несостоявшимся из-за неподготовленного поля матчем с Металлургом...
- Безусловно, это повлияло на психологическое состояние футболистов, узнавших об отмене встречи перед самым началом матча, мысленно уже находясь в игре. И как показали дальнейшие события, в частности первый тайм следующей встречи с Карпатами, перенос встречи на пользу нам не пошел. Об этом свидетельствует и результат поединка с донецким клубом, который коллективу пришлось проводить через несколько дней после выездного поединка с Шахтером. Что, само собой, не могло не сказаться на физическом состоянии игроков. Не будь этого переноса, все могло сложиться по-другому, потому что ко второй части сезона команда подошла в хорошем состоянии. Это подтвердили и результаты первых игр.
- Во встрече с Карпатами ваши подопечные проявила характер, одержав победу, проигрывая по ходу встречи - 0:2! Лидеры показали, что готовы выдерживать все 90 минут, а удачные концовки стали характерной чертой Таврии весеннего образца.
- Отвечу емко: мы сделали правильные выводы, учтя объективные ошибки первого круга. И качественно провели подготовительный период, подтянули физику и психологию футболистов.
- Вас не насторожила не самая удачная игра во Львове в исполнении Франтишека Кубика? Эксперимент с переквалификацией словака из атакующего исполнителя в оборонительные поначалу показался довольно рискованным…
- Не насторожила. Франтишек присоединился к Таврии на последнем сборе, мы тщательно следили за ним и знали, что он является футболистом хорошего класса. На тот период нам нужно было закрыть позицию левого защитника в связи с тем, что из обоймы выпал Юрий Путраш, а познакомившись с Кубиком в тренировочном процессе, я обнаружил у него все данные и качества, необходимые для выступлений на позиции левого защитника. Более того, уже на сборах он выглядел в этом амплуа совсем неплохо, но мы с коллегами понимали, что ожидать стабильности не приходится: для того, чтобы адаптироваться на непривычном месте, любому игроку необходимо время. А Кубику еще и пришлось пропустить больше двух недель по семейным обстоятельствам. У Франтишека тяжело заболела мать. Ей проводили несколько операций, и вся семья присутствовала рядом с ней. Тем не менее, в лице словака и Аниса Буссаиди мы нашли современных фланговых защитников, которые могли бы закрывать бровку, страхуя любящих смещаться в середину поля крайних хавбеков - Сергея Назаренко и Максима Калиниченко - не только в оборонительной, но и в атакующей фазах игры. Этот ход являлся одной из наших основных тактических идей. И во многих фрагментах срабатывал весьма эффективно.
- Достаточно удачная мартовская серия оборвалась в домашнем матче с Днепром, после которой вы признались, что во встречах с соперниками высокого класса не хотелось бы допускать такие обидные ошибки…
- Это была одна из ключевых игр, и ребята настраивались на нее по-особому. К первому голу, как вы помните, привела досадная оплошность Дамира Кахримана. Кроме того, мы вправе сетовать на чистый мяч, незасчитанный лайнсменом, чью ошибку подтвердил видеопросмотр. После забитого мяча гости стали играть на контратаках: действуя, как это модно сейчас говорить, вторым номером. Хотя лично я такой терминологии не приемлю… Мы проявили большое желание отыграться, но в концовке встречи были вынуждены рисковать. Второй гол был пропущен в самом конце игры, когда наши футболисты не уследили за выпадом, решающую роль в котором сыграли индивидуальные действия Джулиану. Впрочем, статистический отчет показал, что по качеству игры мы сопернику не уступали. Однако в матчах за шесть очков любая ошибка может стать роковой.
- В донецком поединке с Шахтером вы рискнули сыграть первым составом, более того, некоторые из ваших игроков висели на карточках, что предопределило чрезмерную осторожность в отборе...
- А разве у меня был выход?
- Был. Например, выставить дубль…
- Считаю, что я не имел морального права не дать возможности основным игрокам сыграть против такой команды как Шахтер на таком прекрасном стадионе как Донбасс Арена. События показали, что это решение было дискуссионным. Но иная мораль мне, наверное, не подходит.
- После той игры вы признались, что такие матчи четко определяют дистанцию, отделяющую Таврию от лидеров турнира. Неужели это расстояние и вправду так велико?
- Я имел в виду все слагаемые клубной инфраструктуры. Условия, созданные в Донецке, и то, что было у нас в Симферополе - это, как говорят в моем родном городе, две большие разницы. Ну и, конечно же, речь шла об индивидуальном мастерстве горняков, способствующем развитию в себе духа победителя. В этом направлении нам и предстояло проделать большой путь.
- Судьбоносной в борьбе за еврокубки оказалась та самая пресловутая игра с Металлургом, о которой мы говорили вначале. Дончане проявили благородство, согласившись во второй раз отправиться в Симферополь?
- Металлург изначально возражал против переноса встречи. Обстановка вокруг этой игры искусственно накалялась, градус напряженности устремился вверх. В итоге это придало поединку нервозный характер.
- По вашему же признанию, после игры с донецким клубом в команде наступил психологический провал. А в преддверие встречи с Ворсклой, как снег на голову, грянула дисквалификация Айоделе Аделейе. Как такое могло произойти?
- За два часа до игры в наш клуб пришел факс, извещающий о том, что Аделейе не сможет играть за основной состав в связи с дисциплинарными санкциями. Аргументация оказалась непонятной. В эпизоде с Мкртчяном игрок Металлурга держал нашего защитника за руку, тот пытался вырвать ее и в итоге задним числом схлопотал дисквалификацию за отмашку. Не вполне понятно и то, почему это решение было принято в последний момент, да еще и в телефонном режиме… Джамиу Алими на тот момент уже успел отыграть за молодежный состав на серьезной жаре, ставить его еще и на следующий день я не рискнул. Пришлось опустить в оборону номинального опорника Марина Любичича, кроме того, из-за перебора карточек встречу пропускал Калиниченко. Но главной проблемой оказалось не это. Огня в глазах у ребят не было. Да и потом достаточно уверенный ход по турнирной таблице набрал Арсенал: домашние победы, которые канониры вырвали у Металлиста и Карпат, показали, что нам будет тяжело конкурировать со столичным клубом за пятое место.
- Так получилось, что в матчах с прямыми конкурентами за места в еврокубках весной вы не одержали ни одной победы. В чем причина?
- Давайте заглянем в таблицу и посчитаем. Дважды мы уступили лишь Днепру, Шахтеру и Ворскле, матчи с которыми носили напряженный и драматичный характер. Зато отобрали два очка у Динамо, взяли по четыре - у Арсенала и Металлурга, поделив очки с Кривбассом. При этом заняли итоговое шестое место, которое в предыдущие годы давало возможность выступать в еврокубках, закончили турнир с положительным балансом побед и поражений, а также плюсовой разницей забитых и пропущенных мячей. Достаточно много забили, хотя немало и пропускали, что подтверждает: где сила - там и слабость. Гармонии игры между обороной и атакой в полной мере не было. Для того чтобы сбалансировать все процессы, требовалось еще какое-то время. Отчасти на эти сроки влияло отсутствие ключевых игроков из-за дисквалификаций.
- Вас не удивило, что в нападении, несмотря на приличную конкуренцию со стороны Фанендо Ади, Руслана Платона и Максима Фещука, основным действующим лицом все же оставался Шиндер?
- Это подтвердила и статистика. Основную ношу в этом сезоне на себе вынес костяк лидеров. Два центральных защитника - Владимир Езерский и Аделейе, который не только раскрылся в нашей команде, но с каждой игрой действовал все лучше и лучше, и в какой-тот момент стал практически незаменимым, что наглядно показали игры с Шахтером и Ворсклой. Ну и, конечно же, трио атакующих исполнителей в лице Назаренко, Калиниченко и Шиндера, которые тянули на себе воз созидательной игры. Приятно и другое: все остальные исполнители не только подыгрывали вожакам, но и очень плодотворно им помогали. О Кубике и Буссаиди мы уже говорили. Но разве можно не отметить пару центральных полузащитников - молодого Любичича и опытного Рубена Гомеса, которые прекрасно дополняли друг друга?..
- Мне кажется, что из всех украинцев, выступавших в минувшем сезоне в премьер-лиге, КПД симферопольского легиона окажется наивысшим: Шиндер, Назаренко и Калиниченко забили 26 из 43 мячей клуба, а Езерский прочно цементировал оборону…
- Примечательно то, что все приглашенные нами по ходу сезона новобранцы, за исключением разве что Буссаиди, в силу различных причин не всегда попадали в основные составы своих команд. Аделейе сидел в запасе в Металлурге, Марко Не и Кубик - в Кубани, а Калиниченко и Назаренко были освобождены из Днепра, причем, Максим вообще не играл полгода, что не помешало ему хорошо выступать осенью и блестяще - весной. Опытные ребята поняли, что такое подготовка, и как нужно подводить себя к сезону в целом и каждой встрече в частности. За счет этого вторую молодость обрели не только они, но и 35-летний Вова Езерский. Украинцы почувствовали, что они могут стать лидерами этой команды и взяли на себя ответственность. По ходу сезона игроки мужали от игры к игре, и впоследствии, допускаю, на лидирующие роли, как это происходит в благотворной среде любого боеспособного коллектива, выдвинулись бы другие исполнители. А то, что среда внутри коллектива оказалась благотворной, неоспоримо. Был создан хороший микроклимат, базировавшийся на духе честной спортивной конкуренции.
- Продолжали ли вы следить за игроками, с которыми по разным причинам пришлось расстаться в зимнее межсезонье?
- Конечно. В особенности был рад за Илью Галюзу, который замечательно проявил себя в Заре. У нас сохранились и контакт, и хорошие отношения. Есть футболисты, которые создают вокруг себя хорошую ауру, как в быту, так и в тренировочном процессе. Илья, безусловно, является одним из них. И я сожалею, что обстоятельства вынудили нас прервать с ним сотрудничество. Вместе с тем, остальные кадровые перестановки были обусловлены спортивным и стратегическим принципами.
- Семен Иосифович, по вашему же признанию, Калиниченко провел очень достойный сезон. В чем, по-вашему, разница между ним и Назаренко, который в отличие от Максима попал в обойму сборной на Euro-2012?
- По моему мнению, все три кита нашей атаки - Калиниченко, Назаренко и Шиндер - заслуживали место в сборной. Но окончательный выбор в условиях повышенной конкуренции - прерогатива исключительно ее главного тренера, и я ее не оспариваю. В Таврии каждый из них являлся примером для остальных и подчинялся выработанному мной принципу Как тренируешься, так и играешь. Они тренировались с таким энтузиазмом, что не могли не демонстрировать лучших качеств непосредственно в игре. Сергей и Максим - весьма разноплановые игроки. Олег Блохин в последних контрольных матча использует Назаренко в середине поля, и тот выглядит очень прилично. На этой же позиции с блеском может сыграть и Калиниченко. Работа с этими футболистами показала, что они обладают прекрасным набором физических, технико-тактических и человеческих качеств.
- Заметил, что ни на одной из пресс-конференций вы не критиковали своих игроков, хотя иногда соблазн, наверное, возникал.
- Никогда не критиковать игроков прилюдно - таков один из моих педагогических принципов. Я привык строить отношения вокруг позитива. Это кредо весьма распространено у тренеров в НБА и в НХЛ. Наставник должен концентрировать свою работу вокруг успеха, стараться найти положительные моменты в любом матче и акцентировать на них внимание своих подопечных. Успех окрыляет, и когда я думаю о следующем шаге, то всегда отталкиваюсь от предыдущего достижения. И поэтому не считаю возможным публично критиковать футболистов. Никогда не акцентирую внимание на грубых ошибках игроков даже на общих тактических занятиях и совместных разборах матчей. Если я чем-то недоволен, то пытаюсь объяснить это игроку в индивидуальной беседе, чтобы найти точки соприкосновения, которые позволят в дальнейшем улучшить его игру.