Евгений Набоков, sport-express.ru
- Почему ваш выбор пал именно на СКА?
- Питер с самого начала проявил серьезный интерес. А мне было важно играть в хорошем городе. Условия жизни в Санкт-Петербурге подходят для моих детей. Во всяком случае, соответствуют тому, что мне хотелось бы видеть.
- И как давно появился вариант со СКА?
- В кругу друзей я давно его рассматривал, но тогда у меня был действующий контракт с Сан-Хосе, поэтому дальше разговора дело не шло. Хотя во время бесед со своими близкими мы часто шутили: мол, в один прекрасный момент мой переход в СКА обязательно состоится.
- Во время Олимпиады в Ванкувере Александр Медведев почву не зондировал?
- Нет, ничего такого там не было. Конкретную заинтересованность СКА проявил за неделю до 1 июля, даты открытия рынка свободных агентов в НХЛ.
- А из Москвы не было предложений?
- Нет.
- Как отнеслась к вашему решению семья?
- Полностью меня поддержала. Это, кстати, и стало одной из причин того, почему мы собрались переехать в Россию. Дети у нас еще маленькие, чтобы могли принимать самостоятельные решения.
Когда у меня закончился контракт с Сан-Хосе, мы в кругу семьи пришли к выводу: я однозначно останусь в НХЛ только в одном случае - если Шаркс захочет продлить со мной соглашение. Не выгорит дело с Сан-Хосе - буду рассматривать любые варианты.
В НХЛ сложилась непростая ситуация в связи с потолком зарплат. У многих команд платежные ведомости забиты под завязку, и места для маневра нет. Раньше, когда ты становился свободным агентом, то был нарасхват. Но сейчас все поменялось. В условиях нынешней системы с потолком зарплат возможно все. Не буду обсуждать - плохая эта система или хорошая. Просто воспринимаю ее как данность.
- В НХЛ, похоже, забывают старую поговорку о том, что вратарь - половина команды.
- Да, сейчас на вратарях экономят. Но другого выхода у клубов нет, ведь им надо вписаться под потолок.
- Со стороны Сан-Хосе не было попыток вас удержать?
- Кажется, это было 24 июля. Я встретился с генеральным менеджером Шаркс Дугом Уилсоном. Он сказал, что не может меня удержать, поскольку ему надо затыкать и другие дыры в составе. Клубу это решение далось нелегко. Моя реакция на эту новость тоже была не совсем приятной. Ладно, проехали. Жизнь продолжается.
- Многие игроки в КХЛ уже поставили себе персональную задачу на сезон - забить именно Набокову.
- Это нормально. Правда, мне кажется, все нападающие на свете стараются забросить шайбу вне зависимости от того, кто стоит в воротах команды-соперника. Но если на меня кто-то будет настраиваться по-особенному, то ничего страшного тут не вижу. Моя задача остается простой - ловить все, что летит в створ.
- Как восприняли новость о переходе Афиногенова в СКА?
- Я, как и все, услышал об этом только сейчас, на пресс-конференции. Что ж, это просто здорово!
- По вратарским меркам, вы находитесь в самом расцвете. Не считаете ли вы переход в СКА шагом назад со спортивной точки зрения?
- (После паузы.) Почему всем кажется, что возвращение - это шаг назад? Когда есть возможность выбирать, каждый хочет найти оптимальный вариант. В НХЛ сложилась ситуация, когда клубы, которые ставят большие задачи, мной не заинтересовались. Мне не хотелось оставаться в НХЛ, чтобы играть в средних командах. Тех, для которых главная задача - попадание в плей-офф. Для меня было очень важно попасть в хорошую команду, нацеленную на победу. Так вот СКА как раз этим критериям соответствовал.
- Нынешний СКА - это dream team?
- Да, его можно так назвать. Но сразу преду-прежу, что это еще не гарантирует победы в плей-офф. Как сказал Александр Медведев, Кубок Гагарина купить нельзя. Помните, сколько лет в свое время Нью-Йорк Рейнджерс собирал звезд и ничего не выигрывал. За примером далеко ходить не надо - сам с этим сталкивался. У нас в Сан-Хосе была собрана очень хорошая команда. Только вот в плей-офф все время что-то не складывалось: где-то откровенно не повезет, в другом случае - кто-то из ведущих игроков травму получит. Поэтому выиграть Кубок очень нелегко.
- Что конкретно мешало Акулам пройти в плей-офф подальше?
- Хотел бы я знать ответ на этот вопрос. Ведь на протяжении последних пяти лет мы реально претендовали на Кубок Стэнли, очень здорово выступали в регулярном сезоне. Я в свое время разговаривал с Теему Селянне, который провел в НХЛ больше 15 сезонов и взял Кубок только ближе к концу карьеры. Мы с ним вместе тоже играли. Так вот, я его спросил, в чем отличие команды-фаворита от команды-победительницы. Селянне ответил, что все должно правильно сложиться в один момент: и чтобы травм не произошло, и гол какой-нибудь несчастный не засчитали, и команда полностью была в хорошей форме. В Сан-Хосе такого идеального расклада не сложилось.
- В России многие проводят параллель между СКА и Сан-Хосе. Два года подряд питерцы, имея мощный состав и хорошо выступая в регулярном чемпионате, вылетают в первом раунде плей-офф.
- Будем пытаться решать эти проблемы, постараемся наконец преодолеть трудности. А чего обсуждать их сейчас? Как только выходишь на лед, о них моментально забываешь.
- То есть причинами краха СКА вы пока не интересовались?
- Цель у спортсмена всегда одна - выигрывать. Дать же ответ на вопрос "Почему?" со стороны нельзя. Я не обладаю достаточной компетенцией, чтобы делать какие-то серьезные выводы.
- Что знаете о главном тренере СКА Айване Занатте?
- Мое знакомство с ним пока ограничилось общением по телефону. А так, его имя ничего не говорит.
- Когда вы присоединитесь к СКА?
- Уже в эту субботу.
- Словак Мариан Хосса в свое время заключал контракты на один год с командами, претендующими на Кубок Стэнли. Не было у вас такой идеи?
- Как только я вышел на рынок свободных агентов, начались разговоры. Только и слышал, что надо подождать здесь, надо подождать там, не спешить и не торопиться. В общем, никто событий не форсировал. В такой ситуации решение приходится принимать быстро. Сейчас, конечно, можно долго рассуждать о том, что было бы, если бы я подождал. Но жалеть о своих решениях - это не в моем стиле. Окончательный выбор я сделал 5 июля. Дольше ждать не хотелось. С психологической точки зрения это всегда очень тяжело.
- Как отреагировали на ваше решение бывшие одноклубники?
- В Сан-Хосе у меня осталось много хороших товарищей, ведь я там провел столько лет. Все, естественно, удивились моему решению. Но подробностей не хотелось бы выдавать.
- Овечкин сказал, что ждал вас в Вашингтоне.
- Что же он не позвонил своему генеральному менеджеру? (Смеется.) Руководство Вашингтона сказало, что делает ставку на двух молодых вратарей. Один из них - Варлаша, очень перспективный голкипер. Ему еще играть и играть.
- Российских вратарей в НХЛ стало меньше.
- Так я только один оттуда и уехал. Мы все русские - и хотим играть дома. Когда для этого создаются условия и чувствуешь положительное отношение к себе, то почему бы и нет. С возникновением КХЛ этот виток начался, и я думаю, что будет только продолжаться. А что касается небольшого количества российских вратарей, то этот вопрос надо задавать тренерам, занимающимся их подготовкой. Нужны специальные школы.
- В нынешнее межсезонье в КХЛ появился еще один известный вратарь - чех Гашек. Что думаете по этому поводу?
- Я с ним знаком, мы пересекались на Матче всех звезд. И если ему по-прежнему нравится выходить на лед и здоровье позволяет, то ничего удивительного в таком решении нет. Я вот отдохнул две-три недели, так надоедает сидеть без дела - меня снова тянет на лед. Ведь играем мы ради любви к самому хоккею. Поэтому Гашек до сих пор продолжает карьеру, чем вызывает уважение. Лично я до 45 лет в большом хоккее точно не дотяну.
- Когда вы в последний раз были в Санкт-Петербурге?
- Сразу и не вспомню. Кажется, в 1997 году, когда еще играл за Динамо.
- С кем-то из игроков СКА советовались перед подписанием контракта?
- С Максом Сушинским, Серегой Зубовым и Андрюхой Зюзиным. Общался, естественно, по ситуации. Для принятия окончательного решения надо было узнать, как говорится, что к чему.
- Зубову многое не понравилось в Санкт-Петербурге, например, погода.
- А вы не слышали, что в Чикаго тоже плохая погода?
- Насколько быстро вы планируете адаптироваться к России?
- Не знаю. Последний раз здесь играл пять лет назад - в Магнитке, где провел полсезона. Сначала прилетел в Магнитогорск на два месяца, потом вернулся в Америку, а потом еще месяц отыграл в Металлурге. Первые две недели, конечно, были тяжелыми, а потом привык. Очень удивился, увидев, насколько всестороннюю поддержку мне оказывают в Магнитогорске. До сих пор об этом вспоминаю с теплотой. Тогда я был в России один, поскольку перевозить семью в Магнитогорск очень тяжело. Но если относиться ко всем трудностями с пониманием, то процесс адаптации пройдет нормально.
- Некоторых российских игроков от возвращения на родину удерживают их жены-соотечественницы. Поэтому удивил тот факт, что ваша супруга-американка поддержала переезд в Россию.
- Естественно, мы все обсуждали в кругу семьи. Ведь мой переход в СКА определялся не только решением жены - принималось во внимание будущее наших детей. Когда речь заходит о возвращении в Россию, то в первую очередь надо думать об условиях. Лет шесть-семь назад такой поступок с моей стороны выглядел бы абсолютно нереальным. Но сейчас, когда разговариваешь с Александром Медведевым и будущими партнерами по команде, видишь, как выстраиваются хорошие отношения и создаются нормальные условия. Поэтому и появилось желание вернуться. В разговоре, правда, можно многое легко обосновать. Будем надеяться, что в жизни все окажется так, как и на словах.
- Насколько известно, ваша жена очень хочет, чтобы дети выучили русский язык.
- Я тоже этого хочу. Наши дети вообще не говорят по-русски. Старшая дочь кое-что еще знает. Но все-таки жизнь у нее постоянно проходит в англоязычной среде - и в школе, и дома. Иногда пытаешься приучить ее к русскому самостоятельно, но не получается. Гораздо проще это сделать в России.
- После стольких лет жизни в США проблемой могут стать бытовые проблемы.
- Не могу ответить на этот вопрос, поскольку с ними еще не успел столкнуться. Через год подходите - отвечу.
- Когда прилетит в Россию ваша семья?
- Перед началом учебного года. Мне еще надо выбрать место проживания, адаптироваться.