Сергей Варламов, фото ХК Сокол
— Сергей, как оцените выступление команды на Кубке президента Казахстана?
— По-моему, показали себя очень неплохо. Начали с поражения, но постепенно раскочегарились, набрали лучшую форму. И в финальном матче, несмотря на поражение по буллитам, считаю, сыграли хорошо.
— Чего же не хватило в решающей встрече с Барысом?
— Все просто — домашней арены. Астанинской команде необходимо было побеждать. Плюс большое количество удалений, из-за чего мы практически весь матч отыграли в меньшинстве. Это вызвало и некоторую усталость.
— Самым результативным как для команды, так и для вас, стал матч с мытищинским Атлантом, а накануне после матча с рижанами Марек Сикора покритиковал ваше звено. Это как-то повлияло на игровые действия?
— Не обратил на это внимания. Конечно, хочется, чтобы все постоянно отличались, но не всегда это удается. Мы же провели вместе всего несколько матчей, толком и сыграться-то не успели. К тому же Марек говорил, что спарринги — это в первую очередь тренировки, подготовка к сезону.
— Если вспомнили о рулевом, то можете выделить какие-то особенности чешского специалиста?
— Сложно. Все тренеры хотят, по сути, прийти к одному — успеху. Просто используют разные методы.
— А предсезонка чем-то отличается от тех, которые доводилось проводить в других клубах, в том числе не из КХЛ?
— За океаном предсезонок в принципе нет. А вообще, сейчас был очень серьезный сбор в Швейцарии, большие нагрузки. Разговаривали с ребятами на эту тему, ни у кого доселе таких трудных занятий не было. Как мне кажется, просто тренерский штаб считает, что 45 дней маловато для полноценной подготовки к сезону. Поэтому попытались все компенсировать интенсивностью тренировок на сборе.
— Вы провели в таком составе уже довольно много времени. Кто-то успел выделиться как лидер на площадке или вне ее?
— Само собой, Штумпел. Его, насколько мне известно, изначально и предполагали на эту роль. Словак — хоккеист с огромным опытом, провел 17 сезонов в НХЛ. Ему есть чем поделиться с партнерами, особенно с молодыми. Так что все будут прислушиваться к его мнению как на льду, так и в раздевалке.
— Как в целом отношения в коллективе?
— Все в порядке, понемногу налаживаются. Единственное, пока еще не все знают, чего от них ожидает тренер, какими будут задачи. Понятно, что от первого звена потребуют максимального количества шайб, а с остальными, мне кажется, не до конца все ясно.
— Этот сезон вы планировали начать в киевском Будивельнике, но тот неожиданно взял "самоотвод"...
— Там все дело было в отсутствии арены. Вариант, на который рассчитывали владельцы клуба, сорвался. Было обидно, расстроился. Все довели до такой точки, что чуть ли не завтра подписываем контракты, и тут — на тебе...
— В Динамо вернулись без каких-либо проблем?
— Я изначально хотел оставаться в Минске, потому как долго не мог поверить, что в Украине все-таки появится команда. Но меня убедили, что все готово, и абсолютно точно Будивельник заявится в КХЛ. Понимаете, просто у меня большая семья — трое детей, поэтому и было понятное желание выступать на родине.
— В Минске живете там же, где и прежде?
— Нет, сейчас подыскиваю квартиру. Разберусь с этим вопросом, и ближе к началу чемпионата семья переедет в Беларусь.
— Известно, что суммы контрактов в этом сезоне в Динамо значительно снизились. Вас это затронуло?
— Как и всех. Не знаю, кто сколько зарабатывает — мне это неинтересно, но понимаю, что у клуба нынче такая политика: не то чтобы сэкономить на игроках, а просто вписаться в рамки имеющегося бюджета. И, пожалуй, платить более адекватные деньги, нежели это было в прошлые годы.
— Руководство вроде как планирует стимулировать хоккеистов бонусами за попадание в плей-офф...
— Сейчас ничего об этом не говорилось, никаких бонусов в контракте не прописано. Может быть, эта информация будет озвучена перед стартом сезона. А так у всех контракты до 20 февраля.
— В прошлом сезоне, когда вы перебрались из Сокола в стан бело-голубых, то сразу взяли резкий старт, а после наступил некоторый спад. Чем его объясните?
— С любым хоккеистом может случиться подобное. Уверен, что и в прошлом сезоне в Динамо было несколько ребят, которые в первых десяти матчах отличались, потом наступала определенная "засуха", а затем снова начиналась белая полоса. Это ж не потому, что пропадает желание забивать. Просто не всегда удается то, что хочется. Те же хоккеисты, что отличаются стабильностью и регулярно набирают очки — звезды, которые в основном играют в НХЛ.
— Под занавес сезона вы выступали в защитной маске...
— На тренировке Ярослав Чуприс случайно нанес мне травму челюсти, поэтому пришлось прибегнуть к дополнительной амуниции.
— Сейчас со здоровьем все в порядке?
— Ну, зубы держатся пока! (Смеется.)
— С кем-то из команды сложились особенно дружеские отношения?
— С Денисом Кочетковым, конечно. Потому как уже много лет играем вместе, дружим семьями. А так со всеми ребятами хорошие отношения, никакой неприязни. Часто ходим вместе ужинать как на выезде, так и в Минске.
— В чем отличие прошлогоднего Динамо от нынешнего?
— Кажется, в этом сезоне нам будет проще. Хотя бы из-за отсутствия высокооплачиваемых иностранцев, которые почти весь сезон находились в списке травмированных. Знаю, в прошлом году многих ребят задевало, что некоторые легионеры зарабатывали большие деньги, не выходя на лед. А на других, которым порой приходилось играть с повреждениями, кроме всего прочего оказывалось серьезное давление, результат требовали от них. Это была одна из причин, по которым не получилось команды, способной пробиться в плей-офф.
— Перейдем от клубных дел к национальной команде. Сборной Украины на чемпионате мира в дивизионе 1 руководил Михаил Захаров. Какое впечатление произвел белорусский специалист? В нашей стране со стороны болельщиков к нему весьма своеобразное отношение...
— Понятно, у него и к работе подход своеобразный. Интересный человек… Не думаю, что его стоит винить в невыходе команды в элитный дивизион. В сборной Украины сейчас совсем нет прилива свежей крови, больше десяти лет национальные цвета защищают одни и те же. Поэтому и застопорились в первом дивизионе. Хотя, считаю, даже если и пойдем на повышение, там нам делать особо нечего: сразу же вылетим.
— То есть, как и у нас, наблюдается проблема с молодежным и детским хоккеем?
— Никакого сравнения: в Беларуси хоккей развивается просто сумасшедшими темпами. Если в таком большом городе, как Киев, один дворец, ну, может быть, два, в которых можно играть, то о чем тут говорить?..