Ни одна тренерская отставка в текущем сезоне не вызывала столько пересудов, как недавнее увольнение главного тренера СКА Милоша Ржиги. Да что там нынешний чемпионат - где бы это видано, чтобы наставника оставляли без работы тогда, когда команда лидирует не только в конференции, но и во всем регулярном чемпионате?
Но так кажется только на первый взгляд. СКА при Ржиге идеально подходил под образец того, что за океаном принято называть "шоутайм" - команда в большом городе, имеющая немалую армию болельщиков, играет в исключительно зрелищный, результативный и характерный хоккей - тот, который буквально вынуждает зрителей идти на трибуны, а телезрителей - включать экраны телевизоров и смотреть, смотреть, смотреть... Особенно это проявилось после объявления локаута в НХЛ, когда состав армейцев пополнили Илья Ковальчук, отменно чувствующий себя на "большом" льду, взрывной Владимир Тарасенко, ставший любимцем питерской публики еще в прошлом сезоне, и вратарь Сергей Бобровский - пусть и не сильнейший из всех россиян в североамериканской лиге в своем амплуа, но, как ни крути, звезда по масштабам КХЛ.
И этот веселый, бесшабашный и в чем-то даже бездумный хоккей давал команде требуемый результат. А иначе и быть не могло - стоит лишь взглянуть на состав армейцев, чтобы понять, что по своему кадровому потенциалу это одна из сильнейших, если не сильнейшая команда КХЛ с точки зрения атаки. Чего стоит только Глеб Клименко, выходящий в четвертом звене и исправно забивающий в связке с Игорем Макаровым и Александром Кучерявенко. А ведь Клименко - классный снайпер, который до прошлогоднего прозрения Михаила Анисина владел рекордом по количеству шайб в плей-офф. Более того, даже многочисленные травмы исполнителей второго-третьего звена не ставили перед Ржигой серьезных и неразрешимых задач, как это было бы в 50% клубов КХЛ. Грубо говоря, не играет Петр Пруха? Ничего, у нас есть Евгений Артюхин. Не вышел на лед Максим Афиногенов? Мы заменим его Антоном Бурдасовым, тоже, между прочим, талантливым и перспективным игроком. И так далее, и тому подобное.
Но за всей этой феерией заброшенных шайб, кульминация которой пришлась на игру с Донбассом (тогда, напомним, команда Юлиуса Шуплера пропустила девять шайб, а могла и куда больше) скрывались многочисленные игровые и дисциплинарные проблемы. Они, в общем-то, не были секретом и в прошлом году, когда СКА зачастую удалялся значительно больше своих соперников, но сейчас достигли своего апогея. Питерцы лидируют в лиге по количеству малых штрафов (не путать со штрафными минутами в целом) - а это, ни много, ни мало, 155 удалений за 28 матчей. К примеру, лучшая команда в КХЛ по данному показателю, нижегородское Торпедо, удалялась на 50 раз меньше. По игре в нервных составах армейцы остаются одним из лучших коллективов в лиге, но картину это не сильно меняет - около 15 минут за игру в среднем команде Милоша Ржиги приходилось отбиваться в меньшинстве.
Второй неудачный момент - это игра в обороне, которой, по большому счету, за СКА не замечалось в принципе. Армейцы, конечно, не Автомобилист, но 72 капитуляции вратарей - это очень много по меркам команд, занимающих лидирующие позиции в регулярном чемпионате. Более того, среди первой восьмерки Запада это второй худший показатель: больше пропустило лишь нижегородское Торпедо, а столько же - братиславский Слован. Команды, которые, при всем желании, поставить по возможностям, как финансовым, так и кадровым, в один ряд с питерцами практически невозможно. Это если не говорить об Ак Барсе, Локомотиве, московском Динамо и даже ЦСКА, которые по сравнению со СКА выглядят просто-таки оплотом надежности.
Естественно, возлагать всю вину на Ржигу за частые провалы оборонительных редутов команды глупо. Тренер, как известно, строит игру команды на тех исполнителях, которых получает в распоряжение (а ведь мы помним пример с Тарасенко в прошлом году, и понимаем, что отнюдь не все кадровые решения клуб принимал по согласованию с чешским специалистом), а подбор игроков, направленных на оборону собственных ворот, в Санкт-Петербурге очень слаб - ну не считать же Кевина Даллмана или Дмитрия Калинина отличными домоседами, честное слово. Из сбалансированных защитников у Ржиги был, в принципе, только Максим Чудинов, который еще очень молод и не слишком опытен, да и с адаптацией в новой команде у него поначалу возникали проблемы, и Денис Гребешков, обменянный по ходу сезона в Ханты-Мансийск. И все! Алексей Семенов и Юрий Александров, при всем уважении к ним, это не разрушители топ-уровня (что в прошлом году наглядно продемонстрировал плей-офф, в ходе которого Александров был усажен в запас Раймо Сумманеном, а после дисквалификации Антона Белова вернулся в основу и помог Авангарду проиграть финальную серию). Какими бы ни были отпущенные летом на вольные хлеба Денис Денисов и Виталий Вишневский небезгрешными, но игроков такого плана команде в первую очередь и не хватало. Поэтому стоит задать определенные вопросы и генеральному менеджеру СКА Алексею Касатонову.
Существуют сомнения в том, что в раздевалке команды царила благоприятная атмосфера. Естественно, ни один профессионал сейчас не будет выносить сор из избы, но, скорее всего, у импульсивного и экспрессивного Ржиги, который прекрасно чувствовал себя в роли первого лица в раздевалке Спартака и Атланта, возникли противоречия с кем-то из лидеров СКА, а то и вовсе с высшим руководством клуба. Возможно, с Ильей Ковальчуком, но зацикливаться на фамилии капитана армейцев и вешать на него всех собак не стоит - под руководство чеха играли и другие хоккеисты с характером. Да и в целом, трудно сейчас найти команду звезд в любом виде спорта, где все было бы гладко в межличностных отношениях. По крайней мере, до банального "слива" тренера, как это недавно было в БК Донецк, питерские звезды не дошли - и на том спасибо.
Понятно, что при такой совокупности неутешительных факторов, у Александра Медведева, вкладывающего просто-таки сказочные деньги в санкт-петербургский клуб, не могли не возникнуть сомнения по поводу успешности выступления команды в плей-офф. Если вам нужны примеры из-за океана - вспомните, как еще несколько лет назад Вашингтон Брюса Будро на ура проходил регулярный чемпионат, а затем рассыпался в матчах Кубка Стэнли при встрече с первым же оппонентом, пусть и не имеющим звезд калибра Александра Овечкина, но вгрызавшимся в свой пятак до последнего. А ведь таких команд только в Западной конференции сейчас пруд пруди. Даже если не брать в расчет ставшую притчей во языцех систему Олега Знарка в московском Динамо - это и Локомотив Тома Роу, играющий в сверхзакрытый хоккей, и Слован Растислава Чады, который просто очень хорошо организован, и даже Северсталь Андрея Назарова с феноменальным Василием Кошечкиным на последнем рубеже. И каждая из этих команд могла бы создать такому СКА огромные проблемы в плей-офф - не каждый же год лидерам попадаются в первом раунде "мертвые" соперники вроде прошлогоднего ЦСКА, который в розыгрыш Кубка Гагарина забрался скорее вопреки, чем благодаря.
Непонятно другое: почему тогда Ржига не был уволен по итогам прошлого сезона, когда причины тому были куда более очевидными - поражение 0:4 в серии с московским Динамо говорило само за себя. Но Милошу позволили продолжить работу. Именно позволили - с барского плеча, ища любые серьезные и не очень возможности придраться к чеху, которые неминуемо должны были привести к логическому концу в виде его отставки. Только перестраиваться по ходу сезона, который с точки зрения результатов складывается для СКА более-менее удачно, команде будет очень непросто. Как бы это затем не аукнулось Медведеву и компании...
Еще один момент, на котором хотелось бы заострить внимание - это развитие молодых игроков, которое в СКА отстутсвовало как класс. С одной стороны, это и понятно - с таким составом Ржиге приходилось прыгать выше головы в попытках предоставить игровое время каждой из имеющихся в его распоряжении звезд. Но ведь практически каждая команда КХЛ с ужесточением возрастного лимита дала путь в большой хоккей как минимум одному интересному и перспективному исполнителю. Шикарно вписался, например, в игровые схемы Пола Мориса совсем еще юный защитник Виктор Антипин, несколько неплохих матчей провел страж ворот Авангарда Эдуард Рейзвих, а Андрей Миронов в московском Динамо прочно застолбил за собой место в основе. И это если говорить только о лидерах чемпионата, опуская пример ярославского Локомотива по вполне понятным причинам. При Ржиге же армейская молодежь играла отнюдь не так, как хотелось бы тем, кто ее подписывал - Григорий Серкин и Георгий Бердюков, находясь на льду, больше вредили команде, чем помогали ей, а Андрей Сигарев, неплохо выглядевший в недавних суперсериях, просто выпадал из игры. А потому состав СКА зачастую получался несколько усеченным.
Поэтому, скорее всего, на смену Ржиге придет специалист, главной задачей которого будет налаживание игры в обороне и командной дисциплины на льду. Пытаться угадать сейчас какие-то имена бесполезно, ведь с финансовыми возможностями СКА Медведев и Касатонов при желании могут пригласить в Санкт-Петербург абсолютно любого из понравившихся специалистов. Который своим приходом должен будет положить конец эффектному, но недостаточно эффективному шоутайму, и сделать из армейцев серьезного кубкового бойца. Задача эта, конечно, архисложная, ведь для ее выполнения, как оказалось, нужно обладать харизмой побольшей, чем у пана Ржиги, но вряд ли невыполнимая. Тем не менее, без кадрового усиления обороны на ней легко можно погореть.