То, что жизнь не стоит на месте, и самые, казалось бы, прописные истины со временем уходят в небытие, лучше других на себе прочувствовали болельщики рижского Динамо. Скромный клуб из Прибалтики никогда не входил в число грандов Континентальной хоккейной лиги, но с ним всегда считались даже сильные мира сего. В каждом из четырех первых сезонов выступлений в сильнейшем чемпионате Европы команда Юлиуса Шуплера, а затем и Пекки Раутакаллио неизменно выходила в плей-офф, а там, если везло, пускала под откос фаворитов, недооценивших латышей, а если не везло - то серьезно портила им нервы и лишала тренеров оппонентов спокойного сна.
Но с каждым годом, с каждым успехом в столице Латвии давал о себе знать трофейный и финансовый голод, который летом 2012 года превратился в настоящее стихийное бедствие. Раньше Динамо приходилось переживать лишь точечный уход того или иного снайпера в клуб, ставящий перед собой несколько более серьезные задачи, нежели выход в плей-офф Кубка Гагарина, но и по Марцелу Хоссе, и по его верному оруженосцу Лаурису Дарзиньшу, с неумолимостью лавины уходившим в казанский Ак Барс, в Прибалтике тоскуют по сей день. Год назад исход приобрел впечатляющие масштабы, оставившие Динамо фактически у разбитого корыта. Не получил новый контракт стартовый голкипер Крис Холт, на повышение отправились форварды первого звена Янис Спруктс и Микелис Редлихс, а удовлетворять финансовые аппетиты не молодеющего Сандиса Озолиньша отказалось уже руководство Динамо. В Риге рассуждали, казалось бы, правильно - зачем нам переплачивать возрастному и не совсем здоровому хоккеисту (в то время, когда шел переговорный процесс, защитник восстанавливался после операции), если за эти деньги можно подобрать сразу несколько вариантов усиления из-за рубежа?
С первых матчей нового сезона стало понятно, что именно здесь и была допущена серьезная ошибка. Заезжие гастролеры вроде Мэттью Карле, Александра Жиру или Роба Шремпа мало того, что не перекрыли потери в чисто игровом плане, но и не стремились брать на себя оставшуюся вакантной после ухода Озолиньша роль лидера. Не справился с ней и получивший изначально капитанскую нашивку Гунтис Галвиньш, объективно вряд ли имевший авторитет в раздевалке, даже близкий к тому, что был у Сандиса. Это вынудило - невиданный для Риги случай - в экстренном порядке менять капитана уже по ходу сезона.
Разброд и шатания, впрочем, начинались с неуверенной игры команды непосредственно на льду, и уже в начале ноября Пекка Раутакаллио был отправлен в отставку. Конечно, при опытном финне Динамо периодически побеждало, но имея на руках итоговую таблицу регулярного чемпионата, ценность этих побед определить очень легко. От руки латышей пострадали только две команды, попавшие в итоге в плей-офф - Слован в серии буллитов еще на старте сезона, и санкт-петербургский СКА. Помните ведь тот феерический матч с дублем Микса Индрашиса, отличившегося на восьмой секунде первого периода, и за те же восемь секунд до финальной сирены? Из непосредственных конкурентов в борьбе за место в плей-офф было обыграно только минское Динамо, да и то в овертайме. Северсталь и те же Зубры в Прибалтике побеждали "всухую", болезненнымы были крупные поражения от Барыса, Магнитки и даже Атланта... Поэтому рокировка на тренерском мостике назревала.
Артис Аболс, принявший уже проваливавшую сезон команду, имел достаточно времени для того, чтобы что-то изменить, но, к сожалению, не имел для этого практически никаких резервов. Единственным игроком, которого Динамо подписало по ходу сезона, стал не пригодившийся Льву Пол Щечура, да и то, было это еще во времена правления Раутакаллио. Зато пошли потери - ушли Шремп и Карле, потерял место в основе и попросту был отпущен на все четыре стороны Гиртс Анкипанс, а один из очень немногих активов, Александр Ниживий, был обменян в Лев, с которым Ригу связывало имя Нормундса Сейейса, ранее менеджерившего в Динамо, а летом отправившегося ставить на ноги пражского дебютанта КХЛ. Уехал, едва было подписано новое коллективное соглашение в НХЛ, и единственный локаутный "джокер", Каспарс Даугавиньш, который так и не проявил себя во всей красе. И это при том, что даже середняки Запада в это время громыхали орудиями вроде Андрея Маркова, Александра Семина, Любомира Вишновски, Якуба Ворачека, Джо Павелски и Руслана Федотенко...
Поэтому ничего удивительного в последнем месте рижан на Западе нет. Аболс со своими подопечными из последних сил пытался вытащить Динамо хотя бы с самого дна, но Спартак в концовке выдал несколько очень солидных матчей, и минимальный отрыв от преследователя сумел сохранить, а Витязю, снова распродавшему все и даже больше в канун дэдлайна, просто не хватило времени, чтобы, как и в прошлом году, уйти на глубину. Прибалты же начали откровенно экспериментировать с составом - то тут, то там в заявке команды появлялись такие экзотические даже в эпоху Раутакаллио фамилии, как Гунарс Скворцов или Микс Липсбергс, которые КХЛовского пороху еще не нюхали. Понурив голову, один из главных неудачников сезона уже засобирался-было в отпуск, но вот незадача: Александр Медведев решил внести коррективы в планы Динамо, учредив Кубок Надежды.
Оставшись без пространства для маневра, Аболс правильно рассудил, что найти мотивацию для условного Александра Жиру в утешительном турнире он не сможет, и решил в массовом порядке вводить в состав молодежь. Марис Бичевскис и Элвис Биезайс получали игровое время товарными вагонами, второй шанс предоставился Юрису Упитису, запомнившемуся еще в сезоне 2011/2012 тем, что открыл счет своим шайбам в КХЛ первым же броском, а в тройку к упоминавшемуся уже Скворцову был отправлен Виталий Павлов, в межсезонье обращавший на себя внимание, прежде всего, своими габаритами (о нем мы говорили еще в анонсе регулярного чемпионата, но его время, как оказалось, придет чуть позже). Робертс Букартс, Андрис Джериньш и многие другие "ролевики" неожиданно для себя стали игроками ударной тройки, дебютант КХЛ Микс Индрашис уже считался безоговорочным лидером, и лишь в обороне все было, как в последние годы. Разве что без Озолиньша, но к его отсутствию за сезон все привыкли. Правда, теперь уже сам Сандис, став лидером заехвашего на лихом коне в плей-офф Атланта, доказал руководству Динамо, что не просто еще что-то может, а может, да еще и как!
И эта горючая смесь в Кубке Надежды взорвалась, поочередно оставив за бортом турнира Торпедо, Донбасс и минское Динамо - словом, команды, которые в регулярном чемпионате занимались решением совсем других задач и имели куда более мощный состав. Да, сейчас можно много говорить о мотивации соперников рижан (вернее, ее почти полном отсутствии), и огромном желании проявить себя у абсолютного большинства игроков Динамо. Но не будем валить успехи исключительно на этот весьма важный фактор, не забывая, что в Нижнем Новгороде все решила шайба Пола Щечуры в овертайме, а дончан подопечные Аболса прошли только в серии буллитов, причем тоже на выезде. В финальной дуэли с Амуром, где ни о какой игре спустя рукава уже не могло быть и речи, главными действующими лицами были один из троих дошедших до конца сезона легионеров, вратарь Микаэль Теллквист, которому в обоих домашних матчах приходилось выдерживать серьезнейший обстрел, и Упитис, обосновавшийся в итоге в первом звене (правда, этим юный нападающий обязан в той же степени своей результативности, сколько и повреждению Матиньша Карсумса, последнего из "могикан"). Ударный второй период четвертого матча в Хабаровске - и вот уже Родриго Лавиньш, выводивший команду на лед в качестве капитана (опять-таки, из-за травмы Карсумса), поднимает над головой трофей. Кубок Надежды - это не Кубок Гагарина, конечно, но в торжественный момент ветерана такие нюансы, наверное, не особо волновали. Свой плей-офф Динамо выиграло, продемонстрировав все, что для этого необходимо: где-то характер и умение терпеть, где-то способность выжать из себя максимум в ключевые минуты, да и бойцовские качества у прибалтов по ходу всего турнира были на высоте.
... История дебютного розыгрыша Кубка Надежды уже написана, и написана она бело-бордовыми красками легкой рукой Артиса Аболса. Будет ли у нее продолжение, сказать сейчас невероятно трудно. Все будет зависеть от того, каким дальнейший путь клуба видет его руководство. Вариантов у него, наверное, два. Первый - пригласить на тренерский мостик опытного специалиста с именем, "затариться" легионерами и попытаться вернуть те позиции, которые Динамо удерживало в былые годы, но сдало под напором более состоятельных конкурентов. Второй - доверить Аболсу и его латышским стрелкам в надежде, что в боевой обстановке недавние юниоры смогут прогрессировать, и поднять на новый уровень не только клуб, но и национальную сборную, в которой, например, Индрашис уже имел честь играть. Ведь именно они подарили рижскому царству лучик надежды, который так был нужен именно здесь - в стране, где хоккей является едва ли не спортом номер один.
В статье использованы фото Михаила Масловского, iSport.ua