То, что Континентальная хоккейная лига приняла практически беспрецедентное (такое происходит всего второй раз в истории организации, существующей уже пять лет) решение опубликовать зарплатные ведомости всех клубов, а затем разбавить эту информацию суммами контрактов хоккеистов, приехавших на необъятные просторы России и Восточной Европы из-за океана, само по себе удивило. Конечно, информация была представлена несколько не в том виде, к которому мы привыкли, подразумевая классическую платежную ведомость клуба заокеанской лиги, будь то НБА или НХЛ, и оценивать ее объективно, не имея четкого представления о том, сколько заработал тот или иной хоккеист, и оправдал ли он затраченные на себя средства, довольно непросто. Фактически мы знаем, что за время локаута Каспарс Даугавиньш заработал в рижском Динамо четыре миллиона рублей (на сегодня один доллар США - это 32 российских рубля), Джоффри Лупул за те несколько недель, которые один из лидеров Торонто провел в Екатеринбурге - пять, а первый номер драфта НХЛ 2012 года Наиль Якупов в родном Нижнекамске - восемь с небольшим. В остальном конкретные цифры и фамилии для рядового обывателя так и остались загадкой.
Первое, на что хотелось бы обратить внимание и чему явно удивиться - ни один из клубов не превысил потолок зарплат, установленный регламентом Лиги на отметке в один миллиард сто миллионов рублей. Ближе всех к этому подошел казанский Ак Барс, который по информации татарстанских СМИ, платил больше двух миллионов долларов в год не только Данису Зарипову, Константину Барулину или Алексею Морозову, но и даже латвийскому нападающему Лаурису Дарзиньшу, за два сезона если чем-либо и запомнившемуся, то отсутствием стабильного места ни в одном из четырех звеньев команды Валерия Белова, серьезной травмой и очень небольшим количеством шайб, большинство из которых пришлось на серию первого раунда плей-офф с Нефтехимиком.
Совсем немного от принципиального противника отстал Салават Юлаев, чему тоже можно серьезно удивиться - казалось, что после не самого удачного минувшего сезона менеджмент уфимцев в лице Олега Гросса затеял серьезную постройку, расставшись с одним из наиболее высокооплачиваемых игроков лиги Александром Радуловым и сделав ставку не на столь дорогих исполнителей. Но, тем не менее, по средней зарплате (делим общую сумму на количество находящихся на контракте игроков) именно коллектив из Башкортостана впереди планеты всей. Даже впереди СКА, в случае которого стоит лишь поапплодировать Алексею Касатонову: если представленная информация целиком и полностью прозрачна, менеджмент питерских армейцев свою работу знает едва ли не лучше других в КХЛ.
Но обратим внимание, в первую очередь, на другой момент. Сколько медалей на всех завоевали первые четыре клуба, занимающие лидирующие места в общей платежной ведомости КХЛ? Правильно, только одну - бронзу СКА, доставшуюся подопечным Юкки Ялонена благодаря успешным выступлениям в регулярном чемпионате. Игравшие в финале Кубка Гагарина московское Динамо и Трактор в число лидеров по всем позициям не входят, пребывая во второй половине первой десятки своеобразного рейтинга. Бело-голубым даже с приходом в клуб Аркадия Ротенберга удалось отстоять позиции "команды без миллионеров" - ни один подопечный Олега Знарка не зарабатывает больше 60 миллионов рублей за год, при том, что во всей КХЛ игроков с такими соглашениями наберется почти четыре десятка. Челябинцы подобным похвастать не могут, но в случае с уральцами следует напомнить, что это один из очень немногих коллективов-лидеров, вообще не прибегавших к услугам игроков из НХЛ на время локаута (вторым таковым был Салават Юлаев), поэтому их 719 миллионов рублей в зарплатной ведомости так и остаются 719 миллионами рублей безо всяких "но".
Правда, если говорить о наиболее рациональном менеджменте среди всех клубов КХЛ, то отметить, прежде всего, нужно других людей. Братиславский Слован, ощутимо не дотянув даже до пола (!) зарплат, без большого труда пробился в плей-офф с довольно высокого шестого места в своей конференции, показав лучшее соотношение по принципу цена/качество. Нельзя, конечно, не усомниться тем суммам, которые заработали на родине два "локаутных" защитника, Андрей Секера и Любомир Вишновски, в сумме положившие на свой банковский счет чуть более девяти миллионов рублей, но даже если эта сумма в реальности несколько больше, чем на бумаге, то дебютант Лиги все равно сработал на отлично. Прибавим к этому мало относящуюся к тематике данной статьи заполненную Словнафт-арену на каждом домашнем матче команды и место в десятке самых популярных среди болельщиков клубов Европы - и вот у большинства коллективов появился исключительно достойный пример для подражания. Если, конечно, в реалиях КХЛ кто-то действительно планирует сделать из хоккея бизнес, во что верится не очень. Все же сотрудничество с государственными корпорациями без необходимости ценить каждый рубль куда интереснее, нежели жизнь по средствам с конкретными поставленными задачами.
Новокузнецкий Металлург, единственный клуб, заплативший игрокам меньше Слована, выступил, конечно, не столь успешно. Но не следует забывать, что самый бедный клуб Лиги бил на выезде ЦСКА с Павлом Дацюком, Михаилом Грабовским и Ильей Брызгаловым, на троих заработавшими в два раза больше, чем все подопечные Анатолия Емелина за сезон, а в родных стенах была одержана эпичная победа над Металлургом уже магнитогорским, с Евгением Малкиным, Николаем Кулеминым и Сергеем Гончаром. Очков в регулярном чемпионате ребята из Кузбасса набрали больше, чем Автомобилист, Амур, Витязь, Спартак и рижское Динамо - а ведь каждый из этих клубов опередил новокузнечан в рейтинге платежных ведомостей. Хабаровчане и москвичи и вовсе заплатили в два раза больше. Недаром все-таки Леонид Вайсфельд считается одним из сильнейших генеральных менеджеров КХЛ, совсем недаром.
И третий положительный пример в данном случае - это Северсталь, которая имея семнадцатую зарплату в Лиге и очень скромный "локаутный" контракт Тома Ванделла, сумела не просто пройти в первом раунде плей-офф почти в два раза более дорогостоящий Локомотив, но и в регулярном сезоне стать грозой для всех грандов. И в этом свете еще более интересно посмотреть на игру вологодского коллектива в следующем сезоне, ведь с уходом Василия Кошечкина, Вадима Шипачева и Евгения Кетова платежная ведомость коллектива вряд ли станет больше, но мальчиками для битья сталевары явно быть не собираются.
Но на каждую бочку меда находится своя ложка дегтя. Таковой стала работа менеджмента двух клубов Западной конференции - нижегородского Торпедо и донецкого Донбасса, выступивших значительно хуже, чем должны были исходя из затрат. И если в Украине Сергей Шакуров может себе занести в актив контракты "локаутеров", которые действительно принесли ощутимую пользу команде и свои 62,5 миллиона явно отработали и на льду, и в тренировочном процессе, то у автозаводцев даже таких скромных оправданий нет. Александр Семин в команде толком не заиграл, Антон Волченков уже в третьей или четвертой своей игре в России получил серьезную травму, а клуб, имея десятую ведомость в Лиге, занял двадцатое место в сводной таблице.
У дебютанта КХЛ разбег между "заплатили" и "наиграли" несколько меньше, но гордиться, опять же, явно нечем. Правда, в равной степени ответственность с собственным менеджментом должен разделить уже экс-главный тренер дончан Юлиус Шуплер, на определенном этапе формирования команды принимавший активное участие в селекции, и не сумевший поставить команде ту игру, которая позволила бы пробиться в Кубок Гагарина. Отсутствие второго центрального нападающего в топ-6, классного защитника-домоседа и стабильного первого номера привели не только к дополнительным тратам по ходу регулярного чемпионата, но и массе потерянных очков на старте сезона - и, как результат, деньги Донбасса не сыграли. И это даже если не говорить о том, что Барыс, к примеру, на Николая Антропова, Райана Макдону и Виктора Хедмана потратился ощутимо скромнее...
Говоря о звездах, приехавших в КХЛ на время локаута, и их контрактах, сопоставимых с платежными ведомостями отдельных клубов, бросаться камнями в огород тех или иных генеральных менеджеров не хочется. Судите сами - сколько бы ни заработали Павел Дацюк, Евгений Малкин или Александр Овечкин (а в случае с московскими армейцами контракты трех исполнителей "перевесили" платежку вполне благополучной Сибири, оказавшейся в плей-офф и лишь в семи матчах проигравшей Авангарду), свою работу они сделали на "отлично", и в самой Лиге, набирая очки и регулярно радуя нас шедевральными шайбами, и за ее пределами - не стоит забывать, какой ажиотаж вызвал российский этап Евротура, на который Зинэтула Билялентдинов пригласил всех лучших. ЦСКА, магнитогорский Металлург, московское Динамо и СКА потратили на игроков из НХЛ более одного миллиарда рублей, но не сыграла лишь ставка на Илью Брызгалова. Зато получив такого конкурента, великолепный сезон провел Растислав Стана. И так, наверное, было даже лучше.
С другой стороны, по ряду причин даже малую долю затрат на звезд тому или иному клубу не удалось погасить полученной прибылью. ЦСКА в последние годы явно не пользуется популярностью зрителей, готовых потратить деньги на хоккей, телевизионные трансляции из Магнитогорска стали уже почти легендарными (хотя в клубе обещают, что со следующего сезона все изменится к лучшему), и лишь СКА параллельно с непосредственно хоккейной деятельностью активнейшим образом работает с болельщиками и достигает в этом значительных успехов - особенно на фоне своих московских конкурентов. Но даже при наличии нескольких приятных исключений КХЛ остается организацией клубов, которые лишь тратят очень немаленькие деньги, а последние затем еще и в хоккей играть отказываются. И это наносит ощутимый удар по репутации Лиги на международном уровне - при всех ее плюсах, многие иностранцы, увы и ах, видят ее лишь как возможность заработать...