С момента вылета нашей сборной в Группу В первого дивизиона прошло больше недели. За это время несколько уменьшилась горечь обиды, улеглись эмоции. Однако поверить в то, что наш хоккей достиг ТАКОГО дна, не так уж просто. Вроде и не считались фаворитами, но уж точно не должны были стать аутсайдерами в Любляне. Тем не менее, факт налицо – сборная Украины будет бороться с командами, которых смело можно называть хоккейными карликами – Литва, Эстония, Румыния…
Наблюдая за игрой нашей сборной непосредственно в Любляне, украинские журналисты и болельщики от матча к матчу не уставали удивляться – где задор в игре желто-синих, где командная игра, где самоотверженность в действиях, и почему на фоне других команд украинцы действовали так, словно на лед их выгоняли палкой? Попробуем разобраться в проблемах, которые и повлекли за собой вылет сборной из Группы А.
Причина 1. Физическая готовность
Практически все игры наши ребята начинали с места в карьер. Хорошая и быстрая игра, прессинг по всей площадке. Украина проиграла лишь один первый период на чемпионате (Венгрия – Украина 2:0). Но дальше все было как в сказке: «чем дальше – тем страшнее». Силы покидали украинских хоккеистов, и в итоге к концу матча наши зачастую смахивали на сонных мух.
Вполне возможно, что на игроках сказался тяжелый сезон. Однако если подумать, не менее тяжелые сезоны провели также игроки других сборных. У них были те же задачи, те же бескомпромиссные матчи и борьба за результат. Но тренерские штабы соперников смогли подвести игроков к чемпионату мира в более-менее оптимальной форме.
Есть мнение, что на форме наших ребят негативно сказался гомельский сбор команды, где Хоменко и его помощники усиленно закладывали «физику» своим подопечным после и так тяжелого сезона. Особенно это касается игроков Донбасса, которые избороздили половину земного шара переездами по ВХЛ и прибыли в сборную в далеко не лучшем состоянии. И это мнение вполне похоже на правду. Перегрузить спортсмена невероятно легко, а восстановить его потом намного более сложный и длительный процесс.
Даже если «гомельская» версия не является главной, тендеция игры нашей сборной на чемпионате мира от периода к периоду однозначно вызывает подозрения о физической неготовности сборной. И в большей степени данная проблема на совести тренерского штаба сборной.
Причина 2. Психология
Страх за выступление наших ребят на чемпионате начал закрадываться на раскатке перед первым матчем с Австрией. Со стороны показалось, что украинцы просто перегорели. Если австрийцы разминались спокойно и уверенно, то в действиях наших игроков просматривалась скованность и запредельная напряженность. Ни шайбу нормально обработать, ни бросить точно и сильно. И это за полчаса до важнейшего матча!
Эта проблема сопровождала нашу команду и в последующих поединках. Чего не скажешь, к примеру, о британцах. Ребята не просто чувствовали себя уверенно, они еще и танцевали на разминке! А резервный кипер бриттов Вуулхауз не только исполнял танцевальные «па» в полной амуниции, но также катался с полевыми игроками и даже бросал по воротам! И таких примеров можно называть десятки.
Собственно говоря, психология, на мой взгляд, оказалась едва ли не главной причиной поражений Украины. На том же Еврочеллендже куда более скромный состав желто-синих обыграл практически боевой состав Венгрии без особого напряжения. При этом надо учитывать, что подопечные Хоменко тогда вышли на лед с колес, и практически не спав ночью! Зато на чемпионате мира по именам более сильный состав Украины не смог поделать с венграми абсолютно ничего. Более того, не было ни комбинаций, ни раскованности, ни мысли на льду. Практически во всех играх в действиях украинской команды чувствовалась огромная скованность.
Причина 3. Атмосфера в коллективе
Несмотря на заверения игроков и тренеров о том, что в раздевалке все друг за друга, и каждый стоит горой за команду, практически ни разу мы не увидели наших ребят вместе. После первых поражений команда разбилась на группки по два-три человека. На льду единения тоже заметно не было. Кроме того, поступала информация, что Хоменко руководство федерации хотело снять еще по ходу турнира, но в его защиту стали игроки.
К сожалению, даже этот фактор, который, по идее, должен был сплотить игроков, не помог нашей команде избежать краха. Анатолий Андреевич создает впечатление доброго человека, но видимо, в данной ситуации нашим парням нужен был не демократ, а человек способный разозлить команду. Как говорил один из футбольных тренеров: «пусть игроки меня ненавидят, но они будут побеждать мне на зло».
Еще один показательный момент – интервью Олега Шафаренко, где он назвал клоунами всех тех, кто критикует команду. Возможно, на тот момент критика действительно была очень сильная, однако Олег с его-то опытом должен понимать, что в ситуации, когда сборная «сливает» игру за игрой, хвалить их уж точно было не за что. Более того, Шафаренко – лицо публичное, человек, который должен быть одним из лидеров сборной и подавать пример другим. Но ни на льду, ни за ним – Олег этого не показал, лишь испортив окончательно свой имидж подобными заявлениями.
В любой другой стране спортсмен – это лицо нации, на которое смотрят и равняются дети, будущие спортсмены, и которого слушают тысячи людей. Чему подобные высказывания могут научить будущих хоккеистов? Вопрос риторический. Почему-то на просторах бывшего Союза, в отличие от развитых стран, профессиональные спортсмены думают, что МЫ существуем для НИХ, а не ОНИ для НАС. Вот только получали бы они зарплаты в Донбассе почти на уровне команд КХЛ, не работай на бюджет клуба десятки тысяч шахтеров, медиков, слесарей? Почему-то никто не спрашивает у врача, устал ли он после тяжелого «сезона», и не хочет ли он перенести операцию на следующую «осень»? Или, быть может, шахтеры, идя в шахту с риском не вернуться больше назад, скажут «мы работаем так, как можем, но не получилось добыть уголь», а семьи пускай подождут? Главное отличие в том, что ольшинство обычных болельщиков работают всю жизнь и за копейки, и у них нет другого выбора. Так что, пожалуй, эти люди заслужили на то, чтобы высказать все, что они думают об игре их любимой команды, где выступают хоккеисты, живущие по большому счету на их деньги, и живущие в разы лучше, чем рядовой житель Украины, существующий (жизнью назвать это непросто) за несколько тысяч гривен в месяц.
Причина 4. Отсутствие желания
Пожалуй, самая неоднозначная причина. С одной стороны, многие из ребят действительно старались, рвали жилы и отдавались на льду до последнего. Вот только, к сожалению, это касалось далеко не всех. Разумеется, называть фамилии мы не будем, дабы никого не обидеть. Но местами складывалось впечатление, что многие приехали в сборную не по своему желанию, а потому что так было надо.
После игры со сборной Великобритании я нескольким своим коллегам задал один и тот же вопрос: «назовите мне игрока, который сегодня лег под шайбу после броска соперника». Никто не назвал ни одной фамилии. Возможно, пару эпизодов было, но они прошли мимо внимания болельщиков и журналистов. И эта тенденция наблюдалась почти в каждом матче, за исключением нескольких игроков сборной (когда нужна была самоотдача всех!). Тогда как те же британцы, отбиваясь в меньшинстве, едва ли не вдвоем ложились под шайбу.
Раньше нашу сборную, при всех ее проблемах, нельзя было упрекнуть в отсутствии характера или безвольной игре. К сожалению, сейчас кошмар стал явью. Со стороны игра желто-синих выглядела удручающе. И дело даже не в результате – безвольность, апатия и обреченность – вот главные впечатления об игре украинцев. Как бы это обидно не звучало для парней… В конце концов, хоккеистам тоже надо понимать, что их игра – это общая боль и общая ответственность. Честно говоря, нам было стыдно заходить в пресс-центр после наших матчей. А после встречи с Японией многие из украинских журналистов просто покинули арену, и на последние игры уже не возвращались. По одной простой причине – нам было невероятно стыдно.
Лишним подтверждением моих слов является поддержка трибун. Если в начале чемпионата за Украину болели не только словенцы, но и венгры, то к матчу с Японией почти вся арена, за исключением небольшой группы местных болел, присоединившихся к украинскому сектору, активно симпатизировала Японии. Абсолютно та же картина наблюдалась и в пресс-центре – от симпатии и уважения перед стартом ЧМ, через недоумение и, в конце концов, к активной поддержке Японии в последнем матче. Болельщиков не обманешь – они поддерживают те команды, которые бьются, выкладываются и играют самоотверженно.
Хоменко – out. Куликов – in
Анатолий Андреевич производит впечатление очень интеллигентного, образованного и демократичного тренера. К тому же, он хорошо разбирается в игроках. Согласитесь, в Ярославле столько лет подряд могут доверять лишь надежным и проверенным людям. Однако, по крайней мере визуально, Хоменко не хватало жесткости в общении с игроками. Вполне возможно, что его демократичность и стала причиной неудачи сборной. Если оглянуться назад можно увидеть, что Анатолий Андреевич провел серьезную работу на Еврочелленджах, где украинская сборная выглядела очень и очень достойно даже составом, который по именам был далек от оптимального. Хоменко был в курсе всех событий ПХЛ, он действительно переживал за результат, но… В решающих матчах наша сборная, что называется, «поплыла».
Для наших игроков, воспитанных в большинстве своем на советских традициях, демократичный стиль управления, очевидно, не подходит, либо подходит не всегда. И когда нужно было собрать, встряхнуть команду, где-то даже пойти на жесткие меры в определении состава на матч, тренерский штаб сборной сделать этого не смог.
Что касается Александра Куликова, то вопрос о его назначении главным тренером национальной команды ставился еще год назад, однако тогда Куликова не отпустили из Донбасса. Сейчас преград для того, чтобы поручить сборную Александру Петровичу, уже не возникло. Но сумеет ли Куликов работать со сборной? Экс-наставник Донбасса известен прежде всего своим умением готовить игроков физически, но в сборной несколько другая специфика работы. К тому же, как показала серия с Торосом, у Донбасса Куликова были также проблемы с тактикой.
Куликов уже выводил нашу молодежную сборную в элиту в 1999, состоял в штабе национальной сборной. Но одно дело работа ассистентом или работа с молодежью и совершенно другое – груз ответственности на посту главного тренера кризисной взрослой сборной. Как показала практика, при всех достоинствах Анатолия Хоменко, он не сумел найти пути решения проблем. Сумеет ли Куликов перестроиться и подготовить сборную команду к настоящей смене поколений, а не замене 35-летних ветеранов на 30-летних – покажет лишь время. Пока же можно говорить, что со времен Богданова еще никому не удавалось создать по-настоящему мощную и играющую сборную команду Украины.
Post Factum
В очередной раз и очередной год наши функционеры из ФХУ ставят перед сборной одну и ту же задачу – пробиться в элитную группу чемпионата мира. И каждый год случается провал. В следующем сезоне такой задачи, понятное дело, ставить уже никто не будет. На мой взгляд, все эти гласные и негласные вершины, которые каждый год требуют покорить от наших игроков, и становятся причиной поражения нашей сборной.
Те хоккеисты, на которых раньше держалась наша сборная в элите (Симчук, Шахрайчук, Климентьев, Литвиненко и другие), уже давно выбыли из числа кандидатов в сборную, либо доигрывают в ней последние годы, и уж точно не могут вытянуть ее наверх. При всем уважении к таким ребятам как Шафаренко, Матерухин, Тимченко или Наваренко – они никогда и не были ведущими игроками сильнейших европейских лиг. К тому же, они тоже далеко не молоды.
Да и, по большому счету, чего-то сверхъестественного не случилось. Мы проигрывали всем эти сборным и ранее (если не считать Словению), либо играли с ними на равных. Уровень украинской сборной сейчас таков, что побеждать команды калибра Австрии, Венгрии или Словении мы можем лишь на запредельной самоотдаче, а также благодаря правильной физической, психологической и тактической подготовке. Когда всего этого нет и, главное, не наблюдается самоотдача у игроков, мы получаем тот результат, который имеем.
Пожалуй, пора сделать шаг, который может оказаться шагом назад, но в будущем поможет нам сделать два шага вперед. Речь идет о том, чтобы дать шанс сыграть в национальной команде самой одаренной молодежи, а также НЕ заставлять играть в ней тех, кто сам этого не хочет. Какой смысл в игроках, которые вместо того, чтобы умирать на льду за честь страны, думают о том, где продолжить карьеру в следующем сезоне и как бы не получить травму? Я также не вижу смысла приезжать в сборную хоккеистам, которые рассчитывают лишь на премиальные. Если человек к 30 годам профессиональной карьеры не сумел заработать себе достаточно для того, чтобы не думать о деньгах, пусть дальше работает и зарабатывает в клубах себе на обеспеченную «старость».
Почему Словении или Венгрии люди сами звонят в сборную, просятся играть и делают все, чтобы получить возможность одеть майку с национальным гербом? Да потому что для них это престиж и гордость. Для них это возможность зарекомендовать себя и получить хороший контракт дальше. Потому что играют они в лигах, где уровень зарплат гораздо ниже, чем в той же ВХЛ, не говоря уже о КХЛ. Престиж, патриотизм и желание прогрессировать – на таких хоккеистах может строиться сборная в условиях невысокого уровня игроков. Пусть это будет молодежь, пусть они также проиграют все матчи, но за них не будет стыдно смотреть в глаза людям, потому что они будут биться.