- Милош, рады приветствовать Вас у нас в команде! Скажите, как возник вариант с переходом в Беркут?
- Спасибо. Должен сказать, что у меня были предложения с других команд – из Словакии и Америки, но когда позвонил мой агент и сказал, что в моих услугах заинтересовался Беркут, я решил принять предложение украинского клуба. Что мне понравилось? То, что здесь молодая команда, молодой тренерский состав, то, что руководство клуба ставит лишь чемпионские задачи: а я тоже очень люблю побеждать! До принятия окончательного решения мы общались около трех недель, после чего – ударили по рукам. Думаю, мы добьемся успеха в этом сезоне – станем чемпионами!
- Раньше что-то слышали про украинский чемпионат? Возможно, Вам приходилось играть с или против украинских игроков?
- Сказать по правде, за украинской лигой я не следил. Впрочем, после разговора с Виталием Семенченко я начал ее изучать, и с помощью сайта ХК Беркут тоже. В НХЛ мне приходилось играть против некоторых игроков, которые были выходцами или с Украины или СНГ. В частности – это Твердовский, Карпов, Буцаев. Мы с ними давно не виделись – не могу сказать, что очень часто общаемся, но они из этих мест. Я рад, что оказался здесь.
- Вы и как игрок никогда не играли на постсоветском пространстве, и как тренер Вам не приходилось участвовать в здешних чемпионатах. Легко ли далось решение переехать в Украину?
- Такова моя работа. Я уже 13 лет работаю тренером. За свою карьеру мне приходилось работать и в Словакии, и в Чехии, и в Норвегии. Для меня – это как вызов – новый город, новый менталитет у людей, новая культура. О переезде мы уже разговаривали с женой, поэтому скоро моя семья присоединится ко мне.
- Раньше Вы уже бывали в Киеве.
- Да, я здесь играл на чемпионате Европы за сборную Чехословакии U18 в 1989 году. Киев очень изменился с того времени. Мы тогда играли во Дворце Спорта и проиграли финал сборной СССР.
- Вам всего 41 год, из них Вы уже 13 лет работаете тренером. Знаю, что Вы не от неохоты - у Вас была очень сложная ситуация - решили закончить карьеру игрока. Не жалеете о том, что ушли на тренерскую работу? Может, стоило еще попытаться поиграть?
- Когда мне было 26 лет, мне поставили диагноз – лейкемия. Для меня, конечно, это был шок. 8 месяцев мне пришлось провести в больнице, но от хоккея мне пришлось отказаться на два года. Далее у меня были попытки продолжить игровую карьеру – мне очень хотелось еще поиграть. Я даже переехал в Германию, играл там во второй лиге. После этого сезона я понял, что надо уходить. Мой отец 23 года тренирует молодежь в моем родном городе, поэтому и я начал свою тренерскую карьеру с юниоров. Далее я стал помощником Владимира Вуйтека в Витковице, проработал с ним 4 года. Позже уже сам возглавил команду – сначала в Норвегии, потом тренировал Спарту, Зволен и Младу Болеслав. А сейчас я здесь – в Киеве.
- Владимир Вуйтек – пускай и не победил на этом чемпионате мира со сборной Словакии, тем не менее, стал триумфатором соревнований. Какие отношения у Вас с ним?
- Он мне как второй папа: я его знаю с 4-х лет. Владимир Вуйтек играл вместе с моим отцом. Он был моим учителем в хоккее. Когда он тренировал в Ярославле, Владимир предлагал мне быть своим ассистентом в Локомотиве. Но я им так и не стал – в клубе настаивали на том, чтобы тренерский состав формировался из местных специалистов. Такая же ситуация повторилась в этом году с командой Словакии. Владимир хотел видеть меня своим помощником, но словацкое руководство было за домашних тренеров. Как бы там ни было, я очень рад, что смог работать с ним некоторое время. Для меня он - не просто тренер, но и очень хороший человек. Владимир Вуйтек мне многое помог понять, многому научил. С ним я прошел хорошую тренерскую школу.
- Какой хоккей Вам ближе? Какую манеру игры Вы хотели бы видеть на льду в исполнении хоккеистов Беркута?
- Пока мне сложно ответить на вопрос, поскольку я еще не знаю команду. Если увижу мощных нападающих, которые смогут играть в агрессивный хоккей, - я буду этому искренне рад. Что для меня очень важно – это работа игроков в обороне, здесь они должны отрабатывать на 100%. Для меня имеет значение, поведение игроков после входа в зону – тут не надо действовать по конспекту, а нужно уметь анализировать ситуацию и принимать решения, надо играть с умом. Более точно что-то смогу сказать, когда полностью изучу команду.
- Вы сами были защитником – наверное, защитная манеры игры Вам более всего импонирует?
- Да, в прошлом я – защитник, но, наверное, можно сказать, что более атакующего плана. Мне даже принадлежит рекорд сезона чехословацкой экстралиги – 35 голов и 33 ассиста за сезон. Если защитники смогут так играть – я буду только рад.
- Милош, в процессе селекции команды Вы участвовали?
- Нет. Для меня это впервые, когда я самостоятельно не составлял команду, не подбирал игроков. Тем не менее, я общался с Виталием Семенченко постоянно - и по телефону, и по скайпу – могу сказать, что мне нравится его работа. Я полностью доверяю этому человеку и верю, что он собрал хороший коллектив. Мне бы было сложнее это сделать, ведь я не знаю местных игроков, местных чемпионатов. Мне еще предстоит все изучить. Могу еще добавить, что в августе мы сыграем несколько товарищеских игр, после которых окончательно сформируем состав на будущий сезон. Возможно, после спаррингов будет необходимость в некоторых изменениях – я этого не исключаю.
- У нас в составе есть и словаки, может, кого-то из них знаете?
- Мне известны игроки, но только по фамилиям. Ранее мне не приходилось тренировать этих ребят. Ничего страшного – еще познакомимся. Потом смогу дать о них какую-то характеристику.
- Каким образом будет проходить подготовка команды к сезону? Есть какая-то схема?
- Я – тренер, у которого на первом месте дисциплина. Уже с июльского сбора начнем работать в таком ключе, ведь с хорошей дисциплиной можно долго и плодотворно работать. Относительно подготовки... Соберемся мы в Киеве, пробудем здесь около недели: будут тренировки до обеда и медосмотр. Далее у нас будет сбор в Словакии, в Татрах, там мы будем работать по полной программе: 3-4 тренировки в день на земле. После вернемся в Киев. В августе в Словакии будет еще один сбор, но уже с ледовыми тренировками. До старта сезона мы собираемся провести около 7-11 спаррингов – думаю, этого должно хватить, чтобы познакомиться с командой и подготовить ее к чемпионату.
- Вы уже успели познакомиться с нашими тренерами?
- Да, знакомство состоялось.
- Как Вы видите сотрудничество с тренерами? Кто за что будет отвечать?
- Я буду отвечать за всё. Я считаю, что весь тренерский штаб должен работать, как одна команда, но решение принимать должен один. Мы, конечно, будем обсуждать некоторые вопросы, дискутировать, но я – главный тренер, поэтому я буду принимать окончательные решения. На самом деле, так легче работать. Могу сказать, что для меня работа тренера длится 24 часа в сутки, я и когда игроком был, то тоже все время думал о хоккее. Я рад, что мои ассистенты - молодые и амбициозные, я вижу, что они хотят учиться новому. Будем работать.
- Цель - только победа?
- Да! Знаете, когда я разговаривал с Владимиром Вуйтеком, он мне сказал, что в России и в Украине других целей нет - только первое место!
- Спасибо за интервью. Не могу не спросить - откуда у Вас такое хорошее знание русского языка? Все-таки, вы здесь не играли.
- Я даже не знаю. Я учился в школе русскому, многое запомнил с уроков. Потом, когда играл в Филадельфии и Анахайме – там было много русских игроков. Они не знали английского, а я владел английским и немного русским, поэтому пришлось стать их переводчиком. После НХЛ на русском больше не приходилось разговаривать. Немного подзабыл уже – придется вспоминать и многому учиться. Я уже купил себе словарь, книги для изучения языка. Это очень важно разговаривать с игроками на их языке, знать терминологию. Думаю сначала буду говорить по системе 50/50 – русский/английский, а потом уже перейду на 100%-ый русский.