- Милош, рады Вас видеть. Как для вас проходят сборы? Всем ли довольны?
- Я очень доволен, как ребята работают. Здесь, в Высоких Татрах, у нас очень хорошие условия для тренировок на улице, замечательный тренажерный зал. Ребята очень тяжело работают - три раза в день. Мы тренируемся всю неделю, но, например, в воскресенье у команды был выходной – мы съездили в Попрад, в местный аквапарк. Но далее мы снова продолжаем готовиться. Это только первый сбор, нам еще очень над многим предстоит поработать перед тем, как выйти на лёд.
- Вы тренируетесь три раза в день. Все ли выдерживают столь интенсивную подготовку?
- Перед отъездом в Словакию я всех игроков предупредил, к чему им нужно готовиться. Да, мы работаем каждый день. Это тяжело. Но с каждым днем мы движемся вперед, к своей цели. Для меня хорошо, что команда наконец-то собралась в полном составе. Я могу на всех посмотреть, оценить, как кто работает, как отдается тренировочному процессу, поговорить, познакомиться. Только так и создается команда.
- Кого-то Вы можете сейчас выделить? Может, у кого-то особо хорошие результаты?
- Сейчас я никого не буду выделять. Конечно, кто-то что-то делает лучше, кто-то что-то хуже, но если я сейчас начну выделять отдельных игроков – это будет неправильно. Ничего ж ещё фактически не сделано. Это лишь первый шаг, мы прошли первый этап подготовки к сезону, да и то - не до конца. Мои ребята все хорошо работают, тяжело работают.
- Знаете, ребята говорят, что для них каждая тренировка – это сюрприз: они даже не догадываются, что их ждет на каждом следующем этапе. В своих предыдущих командах, где Вы тренировали, Вы также удивляли своих подопечных?
- Да (смеется). На самом деле, я специально так работаю. Еще когда я был хоккеистом, играл и тренировался в командах, так вот тогда мы всегда знали, что будет в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу… Знали, например, что в понедельник будут тяжелые тренировки, поэтому очень не хотели просыпаться утром и идти работать. Боялись.
Я уверен, что это намного лучше для работы, когда ребята не знают, какая у них будет тренировка сегодня, завтра, вечером, утром, в обед. Я хочу, чтобы тренировка была тяжелая, но интересная, чтобы выполнялось все, что я требую.
- Это и есть «ноу-хау», о котором Вы говорили перед отъездом?
- Да, я придерживаюсь такой системы подготовки игроков. Повторюсь, но я уверен, что она намного эффективней классической.
- Ребята занимаются с большим количеством инвентаря, играют в другие виды спорта, бегают, ездят на велосипедах. К тому же, в программе подготовки Беркута очень много гимнастических упражнений. Сколько лет Вам понадобилось, чтобы создать такую программу?
- Я – тренер уже 13 лет, и все, что я делаю сегодня в Беркуте, все, что я требую у наших игроков, это – по моему опыту. Каждый год я вношу что-то новое, пересматриваю эту программу подготовки. Все меняется вокруг, хоккей 20 лет назад и сейчас – это, все-таки, не одно и то же. Надо идти в ногу со временем. Пытаться это делать. Но в целом, 13 лет – это достаточный срок для тренера, чтобы понимать, как ребята должны работать. Этим сейчас и занимаемся.
- Милош, знаю, что Ваш отельный номер весь в бумажках, записках, стикерах. Что Вы все время записываете – можете рассказать?
- Все Вы знаете (смеется). Для меня тренировочный процесс не ограничивается только залом, лесом или спортивной площадкой. Я все время думаю, анализирую, сопоставляю. Какие-то мысли записываю, чтобы потом к ним вернуться. Например, сначала игрок может демонстрировать одни результаты, потом другие, потом еще иные, я - как тренер - не могу не обратить на это внимание: записываю. Далее можно уже сделать какой-то вывод по игроку, по его работе, по системе подготовки. Это влияет в дальнейшем на другие вещи. То есть, я постоянно в процессе анализа. Все записываю. Вот так.
- Вы уже успели пообщаться с каждым из игроков?
- Конечно. Мы в горах, ничто игроков и тренеров не отвлекает. Конечно, мы еще не очень много общались, но я уже познакомился со всеми, всех запомнил, знаю - кто есть кто.
- Сборы с командой проходят игроки, которые подписали с Беркутом просмотровые контракты, - Саша Торяник, Кацпер Гузик и Рихард Капуш. Что можете сказать о них?
- Торяник очень хорошо работает. Гузик приехал на этот сбор не совсем в нужной форме, но сейчас уже работает наравне со всеми. Я доволен тем, как они выкладываются на каждой тренировке. А Рихард Капуш на данный момент не тренируется с командой – у него травма колена, мы ждем заключения врачей по нему. Я еще не успел даже понять, в какой форме он находится. Поэтому ничего конкретного не могу сказать. На самом деле, я и по остальным ничего конкретного не скажу. Мне нужно посмотреть на них на льду. Решение буду принимать не ранее игр с Гомелем, только после этих матчей можно будет о чем-то говорить.
- Знаю, что Вы расспрашивали каждого игрока о том, на каких позициях ему приходилось играть на протяжении своей карьеры, и на какой он себя чувствует максимально комфортно… Это заготовки для будущего сезона?
- В своей практике я всегда так делаю – спрашиваю игрока, где ему удобно играть и где он вообще играл. Для меня важно понять, как думает хоккеист, что он может, насколько он универсален и на какой позиции, он сам считает, что принесет команде максимальную пользу.
Поэтому да, я расспросил всех нападающих, где им лучше - справа, слева или в центре - играть, а защитников – справа или слева - им удобно. Исходя из этой информации, я уже буду вместе со своими ассистентами делать какие-то наброски, формировать состав на ближайшую неделю. Далее – посмотрим.
- Игры с Гомелем уже в конце месяца. Наверняка, у Вас уже есть мысли, какой это будет состав?
- Это будут мои первые матчи в Беркуте. Играть будем два дня. Могу сказать только в целом. У меня есть такая задумка: два первых звена – это опытные игроки, которые будут играть и в большинстве, и в конце игры; третье звено – звено «высоких», такая себе, как в Америке говорят, «checking line» (связка из трех форвардов, которая специализируются на оборонительной игре. – прим.); и четвертое звено – микс молодых и опытных игроков. Сам состав буду формировать после ледовых тренировок.
- Тренировки на льду будут столь же интенсивными?
- Перед играми с Гомелем у нас будут достаточно тяжелые тренировки на льду. Отдыха как такового перед этими матчами не будет. Если хотим результаты – надо работать, а без этого - никак. Ребята это всё сами знают.
- То есть победа любой ценой – это не цель спаррингов?
- Конечно, нет. С одной стороны – да, каждый тренер хочет побеждать в каждом матче, но спарринги или товарищеские матчи – это игры не такие, как обычные. Эти игры – это проверка моих звеньев, того состава, который я сейчас написал на бумаге. Теоретически он может быть сильным, а на практике может и не принести нужных результатов, поэтому нужна игра. Думаю, что Гомель и их тренеры будут ставить такие же цели. В любом случае, думаю, что матчи будут очень полезными и интересными.