Наш разговор с опытным арбитром, недавно завершившим свою судейскую карьеру в профессиональном спорте, а ныне главой судейско-дисциплинарного комитета ПХЛ, пошел не только по пути комментирования незавершившегося матча между Компаньоном и Беркутом, а и затронул общие проблемы судейства в украинском хоккее.
Тем не менее, поначалу наш корреспондент дал возможность Олегу Юрьевичу прокомментировать решение СДК по игре Компаньон-Беркут.
- Мы выслушали две команды, а также представителей спорткомплекса АТЭК. Решение далось очень нелегко, но мы принимали во внимание тот факт, что это - домашний каток Компаньона, что у нас недостаточно ледовых арен, построенных по всем правилам. Поэтому решили о доигровке матча 29 сентября в 16:30. Протокол игры не закрыт, все игроки и судьи выходят на лед, будет произведено вбрасывание в центральном круге. На скамейке для штрафников будут находится двое хоккеистов Беркута - одному отбывать штаф 58 секунд, второму - две минуты. Тот же матч, который должен был состояться 29-го числа, перенесен на 24
октября.
- Насколько повлияли на ваше решение именно игровые обстоятельства, сложившиеся во время противостояния соперников: Компаньон вел в счете 2:0, должен был играть в расстановке 5 на 3 почти минуту?
- Мы в любом случае должны учитывать и спортивный принцип. Потому как и Компаньон, и Беркут, по крайней мере по составу и подготовке к сезону, претендуют на лидерство в чемпионате. Это тоже повлияло на решение. Оба представителя команд сказали, что они подчинятся тем решениям, которые вынесет судейско-дисциплинарный комитет. Хорошо, что в СДК работают профессионалы, правильно оценившие ситуацию и, в целом, я думал, вынесшие правильное решение. Хорошо, что получился резонанс и среди болельщиков, которые хотели бы посмотреть за дальнейшим развитием событий игры и узнать, каким же будет конечный результат. И я уверен, что на доигровке будет в два раза больше людей, чем было в четверг.
- У вас нет претензий к главному судье матча Максиму Урде? Он правильно поступил, остановив матч?
- Главный судья поступил на сто процентов правильно и это обстоятельство выделил судейско-дисциплинарный комитет. Потому что в тех условиях проводить игру было невозможно: существовал риск травматизма - хоккеисты и судьи не видят ни игру, ни шайбу. Так что Урда принял правильное решение. Он остановил игру, дал возможность туману рассеяться, когда катались игроки по кругу - не помогло. Максим подождал, пока зальют поле. Но затем решение принималось генеральной дирекцией, а не судьей, но, тем не менее, все действия, которые провел Макси Урда, мы считаем правильными. И я благодарен ему, что он так ответственно отнесся к данной ситуации.
- Как можно повлиять на руководителей катков, которые должны создавать нормальные условия для функционирования своих сооружений?
- В случае с АТЭКом необходимо возводить дополнительные конструкции и делать "термос", как говорят специалисты. Только так, когда каток отделен от внешней среды, можно создать правильные климатические условия, чтобы не было подобных "туманов". Хотя, я хочу сказать, что в том же Терминале утром катаешься и все равно иногда бывает собирается конденсат. Но когда включается
вытяжка, когда правильно подобран температурный режим, тогда и лед лучше, и условия вокруг поляны нормальные.
- В каких городах может повторится такая ситуация и как можно предотвратить все эти неприятные моменты?
- Будут разосланы письма с рекомендациями. Все катки, которые построены по госпрограмме, могут быть туманными. Но там стоят хоть какие-то вытяжки, стены более нормальные. Поэтому, в целом, повторение может случится только на АТЭКе.
- А в Новояворовске?
- Честно скажу, я не был там, и не могу судить об этом катке. Но как я видел по видео, вытяжки там стоят и это самое главное.
- Прошло уже более полутора десятка игр чемпионата ПХЛ. Что можете сказать об уровне судейства в этих поединках?
- Удовлетворительно. Каждый день я анализирую информацию, так вот пятеро судей (главные и ассистенты) у нас получили оценку "5", четыре - "3". Все остальные получили "четверки". Много есть моментов, когда случаются ошибки. Но ошибается любой человек - что игрок, что судья. Но фатальных ошибок пока не было. Дай Бог, чтобы так и дальше продолжалось.
- В конце прошлого сезона произошло довольно резонансное событие в шестом матче серии плей-офф между Соколом и Компаньоном: игрок Евгений Дзюбенко слишком эмоционально отреагировал на судейское решение. Его дисквалифицировали. Однако, по видео было видно, что судья Гладченко резко подошел к игроку, из-за чего и мог спровоцировать хоккеиста. Как вы оценили действия одного из ваших подопечных?
- Беседа была, был разбор игры, и судья сам это осознал. Мы же понимаем, что на таких играх и судьи заведены. Тем более, первым в фэйс-контакт вступил Дзюбенко. Он его ударил. Но мы все мужики, может тоже оттолкнуть...Дзюбенко получил свои "10 игр". Но наш судья тоже был наказан на 5 матчей, просто получилось так, что Компаньон вылетел и закончил сезон, а что касается Гладченко, то впереди была финальная серия, во львиной доле игр которой должен был судить и этот арбитр в качестве ассистента. Мы его на эти поединки не поставили и он, в свою очередь, пострадал своим имиджем из-за того, что не обслуживал важные игры финала.
- Вы довольны теми судьями, которые в этом сезоне получили статус главного арбитра?
- Сейчас мы стараемся им давать более легкие игры, хотя даже когда играет аутсайдер Белый Барс, эти игры легкими назвать нельзя: ребята в этой команде молодые, стараются закрепиться в составе. Но в любом случае, у этих судей случаются ошибки, но мы обсуждаем с ними эти вопросы в электронном виде либо по телефону. Так что пока я доволен нашими назначениями.
- Откуда можно черпать кадры для судейства?
- Действительно, что на сегодняшний день с кадрами есть определенная проблема. В том же Донецке пока их попросту нет, хотя те два мальчика стараются, но их уровень очень низкий. Поэтому мы ведем работу. Должны создаваться судейские школы, должно быть движение определенное. Вот например, Олег Рябиков: он - отыграл в хоккей много лет, до сих пор катается в ночной лиге, и уже перешел на судейскую работу. Он - высокий, хорошо двигается по льду, видит поле, за ним будущее. Я и ребята будем с ним работать, чтобы он добавлял. Мы бы хотели, чтобы наши судьи попали в КХЛ, хотя Урда уже достоен быть там. Но было бы
лучше, если бы он вышел туда с парой хороших помощников, которые бы достойно отработали на высоком уровне.
- Наш единственный представитель на Олимпиаде в Ванкувере Андрей Кича, который почти не судил в прошлом сезоне, окончательно вернулся на лед?
- Да. Он неплохо провел матч Донбасс-Беркут, я позвонил и поздравил его с этим. Потом у него еще два матча было, в том числе и серьезный матч между Соколом и Динамо. где он проявил себя с хорошей стороны. Он продолжит судить как главный, и помощником больше не будет.
- А кого еще из бывших хоккеистов могли бы задействовать в судействе?
- В первую очередь мне нужны не те хоккеисты, которые закончили карьеру, а те, которые не попали в состав той или иной команды - молодые ребята в возрасте 20-22 года. Чтобы к 25-ти их можно было уже вытащить на хороший уровень. Мой друг, директор школы Льдинка Игорь Юрченко помогает мне вести определенных игроков, и мы пришли к тому мнению, что на некоторые матчи детских чемпионатов мы можем брать одного главного судью из хоккеистов, к примеру, 1995-го года рождения, которые недавно выпустились из ДЮСШ. Чтобы они привыкали...Есть еще один пример - молодой игрок в Беркуте, воспитанник ДЮСШ Сокол: он был у меня на сборах, судил матчи, но потом у него пошла карьера хоккеиста, я сказал: "играй, но я бы хотел видеть тебя у нас". Потому как парень - высокий, хорошо катается. Соответственно, если у нас будет не семь клубов в чемпионате, а 12, будет больше матчей, тогда мы и в хоккее, и в судействе выйдем на более серьезный этап развития.