Фразу, вынесенную в заголовок материала, часто использовали древнеримские юристы. Она не потеряла актуальность и по сей день. Любой закон можно трактовать так, как вам удобно, если у вас есть влияние и интеллект. В ситуации, когда конфликт двух сторон основывается как раз на самом законе, даже суд не всегда может установить истину.
К чему этот пролог? К очередному витку конфликта "ХК Беркут – ПХЛ". Нам удалось получить документы, в которых ПХЛ сначала разъясняет ситуацию о дозаявке игроков Беркута в другие клубы, подтверждая, что такая процедура возможна до начала полуфиналов плей-офф, а после, руководствуясь негативной реакцией клубов, отменяет данное решение.
Так что же на самом деле произошло в дни с 5-го по 7-е марта, накануне старта полуфиналов плей-офф? По словам представителя ХК Беркут после разъяснения Лигой возможности дозаявлять игроков накануне полуфинальных матчей плей-офф, в их клуб поступили предложения о переходе игроков-украинцев от четырех клубов-участнков плей-офф ПХЛ. ХК Беркут провел переговоры касательно аренды десяти игроков клуба в ХК Сокол. После чего, когда это стало известно другим командам, было принято решение запретить дозаявлять игроков ХК Беркут в другие клубы.
Такова версия ХК Беркут, который настаивает на том, что отмена решения о дозаявках игроков Беркута была принята после того, как Донбасс, Компаньон и Динамо узнали, что Беркут договорился об аренде игроков в один клуб – ХК Сокол.
Наш сайт обратился в ХК Сокол. Генеральный директор клуба
Вячеслав Завальнюк подтвердил информацию о том, что Сокол действительно вел переговоры с Беркутом об аренде игроков национальной сборной Украины перед полуфинальной стадией плей-офф ПХЛ, в том числе и ради интересов сборной страны.
После чего
iSport.ua решил прояснить ситуацию в ПХЛ, которая дала свой комментарий по ситуации:
«Еще раньше, до принятия решений, поступило письмо от ХК Компаньон-Нафтогаз, который был против дозаявки любых игроков. Чтобы команды играли в действующих составах. Такую же позицию занял ХК Донбасс. Позиция клубов была однозначной еще до этого решения. Кроме того, следует учитывать специфику ситуации. Ведь дозаявка из команд, которые не попали в плей-офф, и дозаявка из ХК Беркут, который был не допущен к играм плей-офф, это разные вещи».
Руководитель спортивного департамента ПХЛ
Юрий Гунько так прокомментировал отзыв письма-разъяснения:
"Возникло много разногласий в этом вопросе, и дабы больше не было проблем, решили отозвать это письмо".
Получив все интересующие комментарии нам так и не удалось полностью сформировать полноценную картину ситуации, что вполне логично, учитывая личную заинтересованность обеих сторон конфликта. Поэтому мы решили обратить более пристальное внимание на регламент ПХЛ и на те самые документы, которые мы получили в свое распоряжение.
В статье 29-й Спортивного регламента ПХЛ, которая объясняет процедуру дозаявки игроков, говорится:
«У період після завершення останнього матчу регулярного чемпіонату і не пізніше ніж за 24 години до початку першого матчу серії плей-офф дозволяються переходи хокеїстів-громадян України з клубів, які не потрапили до другого етапу чемпіонату, в клуби, які продовжують участь у чемпіонаті».
Сама по себе норма регламента уже носит спорный характер. Что конкретно считать "плей-офф"? Групповой раунд после регулярного чемпионата? Но если брать в расчет фразу, "до початку першого матчу серії плей-офф", получается, что плей-офф наступает после группового раунда, ведь в квалификации нет "серий".
И вот здесь свои разъяснения внесла ПХЛ. О чем и говорится в документе от 5 марта. Дозаявлять игроков можно именно до первого матча полуфинальной серии плей-офф, но не позже чем за 24 часа до первого матча. Указанное время – 13:00 8-го марта. Официальное разъяснение Лиги расставило, казалось бы, все точки над "і"… Или нет?
7-го марта появляется другое письмо, говорящее о том, что письмо-разъяснение отозвано по инициативе трех (!) клубов (уточняем, - без Сокола): Донбасса, Компаньона и Динамо, а Лига просит считать действующим письмо от 31-го января 2013 года, в котором конечным сроком дозаявки всех игроков (в том числе и с украинским паспортом) является 17:00 22 февраля.
То есть Лига двумя этими разъяснениями противоречит сама себе. Тем не менее, как мы уже упоминали выше, в ПХЛ дали разъяснение по этому поводу: Беркут исключили, а значит на него 29-я статья спортивного регламента формально не распространяется, и потому было разрешено продлить дозаявку игроков до полуфиналов. И хотя нигде в регламенте подобные ситуации не прописаны мы, допустим, закроем на это глаза, как на форс-мажор, согласившись с разъяснением.
Однако остается открытым вопрос: каким образом клубы в последний момент могут сначала "численними запитами", как говорится в письме от 5-го марта, получить разьяснения о дозаявках украинских хоккеистов из Беркута, а вскоре выступить против решения? Причем, сперва клубы обращаются к Лиге с "просьбой", а вскоре уже сами выступают против дозаявки. Это противоречит любой здравой логике. Если отбросить все формальности, получается ситуация, при которой Лига идет навстречу клубам, просящим о дозаявке игроков Беркута. Лига ведь не просто разъясняет эту ситуацию, но по сути дает разрешение на дозаявки. Логично? Вроде бы да. Но уже менее чем через два дня три из четырех участвующих в полуфинальной серии клубов выступают против любых дозаявок. Этот момент никак не увязывается с фразой в письме от 5-го марта: "по численним запитам".
Даже, если клубы сами по себе были изначально против, но Лига по какой-либо веской причине приняла решение разрешить дозаявки игроков из Беркута перед полуфиналом, она должна отстаивать свое решение до конца. Иначе любая группа клубов, собравшись посреди сезона, может дальше требовать изменений регламента, уставных документов, структуры лиги и т.д. только потому, что им что-то не нравится или потому, что они "против". В итоге именно такую ситуацию мы и получили.
В конце концов, почему клубы должны диктовать свою волю Лиге? Да, ПХЛ состоит из клубов, но Лига для того и создается, чтобы контролировать принятый регламент и проведение чемпионата. Чтобы клубы не могли передергивать регламент так, как им угодно посреди сезона. Клубы сами приняли регламент ПХЛ, уставные документы и прочее. Они сами подписались под правилами игры. И вот вдруг они, по сути, меняют регламент ПХЛ два раза за три дня. Это не есть цивилизованный процесс. Представьте себе такую ситуацию в НХЛ. Захотели Детройт, Бостон и Вашингтон уточнить регламент. Лига дала им ответ, и тут клубы заявляют, что им это не нравится – отменяйте! При этом без учета мнения других клубов. А если Оттава не хочет отмены? Где в регламенте вообще прописана такая процедура, что определенное количество клубов, выступив против, может повлиять на Лигу?
Понятно, что в ситуации конфликта клуба и Лиги найти правых и виноватых рядовым болельщикам и журналистам крайне тяжело. Впрочем, здесь скорее виноваты все, в том числе и сам клуб и ПХЛ. А кто "виноватее" - разберется суд, если до него дойдет. Нас должно волновать другое. Что к концу второго сезона существования ПХЛ разразился скандал, который ляжет черным пятном на репутацию как отдельных украинских клубов, так и всей Лиги в целом. Нас не может не волновать, что один за другим принимаются спорные решения, которые можно трактовать с разных точек зрения на регламент. Что и клубы и Лига крутят регламентом чемпионата так, как им выгодно в конкретной ситуаци. Наконец, что к Лиге и самим клубам из-за данных конфликтов полностью потеряли доверие все, кто не является непосредственным виновником ситуации: игроки, журналисты, болельщики.