Ровно через шесть дней в Сочи откроется самая дорогая Олимпиада всех времен. Амбициозный проект, инициатором которого стал лично Владимир Путин, поражает воображение, но что скрывается под маской большого спортивного праздника?
В эти дни у президента России Владимира Путина много разнообразных забот. В силу событий, происходящих в Украине, геополитическая обстановка прямо на российской границе серьезно накалилась. Внутренние проблемы страны тоже беспокоят человека, за плечами у которого самый успешный год его президентства. В 2013-м году у Путина получилось не только решить в свою пользу несколько международных конфликтов, но и укрепить свою популярность среди граждан России. Трагические события в Волгограде, впрочем, насторожили не только мировую общественность. Тем не менее, президенту удалось сформулировать национальную концепцию, понятную даже обычной семье из сибирской деревни. Олимпиада в Сочи вписывается в нее идеально, как и последующий чемпионат мира по футболу.
С самого начала идея зимней Олимпиады в Краснодарском крае выглядела слегка безумной. Казалось бы, где Сочи, а где – зимние виды спорта? Об этом задумывались не только простые обыватели, но и руководство Международного олимпийского комитета (МОК). Переубедить их смог лично Владимир Путин, которого не зря называют одним из самых влиятельных людей в этих кругах. Путин знал, на что идет: шесть лет назад, когда МОК принимал решение о месте проведения Олимпиады-2014, в Сочи не было ничего. Более того, ни о прыжковом комплексе, ни о санно-бобслейной трассе, ни даже о биатлонном стадионе не было и речи, не говоря уже о климатических проблемах.
Прошло шесть лет. Вернее, потрачено более 50 миллиардов долларов. Менее чем за неделю до старта Олимпийских игр большая стройка, связанная с изменением рельефа местности и прочими подобными трудностями, все еще продолжается. Скорее всего, даже 7-го февраля, в день открытия Олимпийских игр, работы еще будут вестись. Построить нужно было не только спортивные объекты, но и многое другое: дороги, отели, тоннели, поезда, коммуникационные сети, торговые центры, заправки, парковки. В Красной Поляне, где так или иначе пройдет большинство олимпийских стартов, ничего из этого не было. Более того, можно не сомневаться, что приведенный список далеко не полный. Безумный проект, за который взяться мог разве что Владимир Путин.
Он это сделал, причем сделал успешно. О том, как велись работы в Сочи, сколько денег было украдено и зачем вообще все это было нужно, спорить можно бесконечно. Вот только ни один из аргументов не перебьет сухой и банальный факт – за шесть лет в Краснодарском крае из ничего появился огромный олимпийский комплекс, который готов к проведению спортивных состязаний мирового уровня. Нельзя поспорить с тем, что, к примеру, прыжковый комплекс "Русские горки" – один из самых инновационных и современных в мире. То, что его итоговая стоимость вдвое превысила цифру, потраченную на постройку аналогичных трамплинов в Ванкувере, никого не волнует. В конце концов, деньги ведь существуют для того, чтобы их тратить. Это доказывает и санно-бобслейный центр "Санки", и биатлонная трасса "Лаура". Аттракцион невиданной щедрости.
Но чужие деньги, опять же, никого не интересуют. Считать их – удел россиян, не наше занятие. А вот с соблюдением прав человека все, скажем прямо, достаточно плохо. По минимальным оценкам, в возведении олимпийских объектов в Сочи приняли участие около 70 тысяч рабочих. 40-50 из них – граждане России, остальные были устроены нелегально. Это один из тех "секретов Полишинеля", благодаря которым Олимпиада в субтропиках и стала возможной. Сам факт того, что для осуществления проекта государственного значения используются нелегалы, говорит о многом. Хотя бы о том, что своими силами с такой задачей не может справиться даже Россия. Правда, не только об этом. Еще и том, что нелегальный труд остается на просторах СНГ важнейшей проблемой, о которой мало кто говорит.
В каком-то смысле Владимир Путин уже добился того, чего хотел. Ни Олимпиада в Ванкувере, ни даже Олимпийские игры в Лондоне не вызывали такого количества публикаций в прессе, как сочинская задумка российского президента. Страницы газет пестрят заголовками, которые не всегда позитивны, но действуют на читателя как отличный раздражитель. Во многом благодаря Олимпиаде Россия стала одной из главных тем для обсуждения. И пусть разговор порой идет о знаменитом законе о запрете пропаганды гомосексуализма или о нелегальных рабочих, возводящих олимпийские объекты, речь все равно идет о России. Все знают, что Путин любит Сочи. Все понимают, что это его проект и его мечта. Остается лишь наблюдать за тем, что именно делают в этой России. Такой, казалось бы, близкой, но все-таки очень далекой.
К сожалению, на фоне всех разговоров о политике и личности Путина, на второй план отходит спортивная составляющая. Большая часть спортсменов не слишком довольна тем, как прошли предолимпийские старты в прошлом году. Речь не о готовности или качестве спортивных сооружений, а о той атмосфере, в которой им приходилось выходить на старт. Постоянные проверки документов, бесконечная охрана и прочие прелести "полицейского режима" в Сочи явно не приносили удовольствие спортсменам, многие из которых открыто критиковали решение поручить Олимпиаду именно России. Среди тех, кто не стеснялся выразить свое мнение через прессу, можно отметить хотя бы известных горнолыжников Лару Гут и Феликса Нойройтера. Обычных болельщиков эти неудобства тоже коснутся. Олимпиада будет безопасной, но будет ли она праздником?
В любом случае, суть Олимпийских игр должна заключаться в том, чтобы сфокусироваться на спортсменах. В теории, именно они должны быть главными героями Олимпиады – люди, которые готовились на протяжении четырех лет, чтобы завоевать эту вожделенную золотую медаль. Она, вполне возможно, и обеспечит им беззаботное будущее. Сейчас в фокусе немного другое – список глав государств, отказавшихся от поездки в Сочи, критические публикации в прессе и боязнь новых терактов, от которой, увы, никуда не деться. С такими предпосылками говорить о спортивном празднике достаточно сложно, но есть уверенность в том, что уже в субботу спорт вернется на первые страницы газет.
Достаточно лишь пережить церемонию открытия, прежде чем все вернется в привычное русло. Украинцы будут болеть за своих биатлонисток, россияне продолжат мечтать о канадской капитуляции в хоккее, немцы и норвежцы будут просто переживать за своих. Пройдет две недели, и Олимпиада уйдет в прошлое, как и 50-60 миллиардов, потраченных на нее. В России начнется другая большая стройка – чемпионат мира по футболу. В Украине продолжат готовиться к Евробаскету и мечтать об Олимпиаде. В России ничего не изменится, как не изменилось и в Украине после Евро-2012. Едва ли это волнует президента Путина. Его мечта в шести днях от исполнения.