Важными составляющими этой пирамиды являются две международные велогонки, проводящиеся по инициативе Международного спортивного клуба "ИСД" и под эгидой международного союза велосипедистов (UCI). Это шоссейная гонка "Grand-Prix of Donetsk" и соревнования по маунтенбайку "SC ISD CUP". Эти соревнования дают представление о состоянии дел, как в велоспорте Украины, так и в развитии этого вида в Донбассе.
Пирамида есть и ее нужно развивать
С этого года конечным пунктом этой пирамиды является профессиональная велокоманда Lampre-ISD, входящая в число элитных коллективов. Действенность этой схемы продемонстрировал недавно завершившийся Тур де Франс-2011, в котором участвовал украинский велогонщик Lampre-ISD, воспитанник донецкого велоспорта Денис Костюк. Не исключено, что это только первые плоды выстраивавшейся несколько лет пирамиды: детские школы – училище олимпийского резерва – континентальная команда – команда UCI Pro Team. Именно по этой схеме талантливые велогонщики, защищающие честь Донецкой области могут пробить себе путь в элиту мирового велоспорта
- Однозначно, что если бы не проект спортивного клуба "ИСД", то Денис Костюк сейчас бы не выступал бы на Тур де Франс, - считает заслуженный тренер Украины, старший тренер сборной Донецкой области Николай Мырза. - В свое время Костюк выиграл Кубок мира, попал в проконтинентальную бельгийскую команду, выступал на Джиро д`Италия. В какой-то момент по разным причинам у него начали падать результаты. У велогонщика было два пути – завершать карьеру или пробовать чего-то достичь еще. Денис выбрал второй путь. А толчок к этому этапу карьеры дала созданная в тот момент континентальная команда. В итоге этот велогонщик отобрался на Олимпиаду-2008 в Пекине, достойно выступал в континентальной команде, а потом стал членом проконтинентальной команды. Ныне он входит в состав протуровской команды Lampre-ISD.
В руководстве Федерации велоспорта Донецкой области считают, что теперь необходимо проследить и изучить, что еще нужно сделать, чтобы как можно больше украинцев выступало бы на таком ярком и впечатляющем соревновании как Тур де Франс.
Что же касается пирамиды, то, по словам Николая Мырзы, она действительно есть. Есть детско-юношеские спортивные школы, есть училище олимпийского резерва, в котором занимаются юноши и юниоры, наиболее талантливые из них попадают в сборную Донецкой области, в резерв команд, созданных на базе спортклуба "ИСД".
На Тур де Франс дано попасть не всем
Конечно, о сверхгромких результатах Дениса Костюка на Тур де Франс пока говорить не приходится, однако со своей ролью в команде этот велогонщик успешно справился. Мало того, на первых этапах он был травмирован, повредив спину и, преодолевая боль, благодаря своему труду он все же завершил гонку. Для каждого гонщика проехать весь Тур де Франс – это сложнейшая задача.
Кстати, во многих странах есть немало перспективных велогонщиков, которые могли бы добиться успехов в том числе и на Тур де Франс. Но не всем удается проложить себе путь как на французскую многодневку, так и на такие же престижнейшие гонки как Вуэльта и Джиро д`Италия.
Есть пример и в Донецкой области. Отличным бы профессионалом, по мнению Николая Мырзы, мог бы стать Александр Дикий, который был гонщиком высокого уровня, чемпионом Украины. И если бы в период его расцвета в Украине была бы такая схемам развития велоспорта Донецкой области как сейчас, то он наверняка бы раскрылся. Но тогда у нас в стране не было профессиональных команд, а за рубеж его не брали. К сожалению, он завершил карьеру, так и не реализовав весь имеющийся потенциал.
Для молодого поколения и сегодняшних ребят такая возможность есть и все зависит от них – используют они этот шанс или нет. Самое главное для каждого из них четко представлять, чего они хотят и для чего тренируются, какие цели себе ставят.
Кстати, в Украине реализовать свой потенциал гонщики могут не только через команды группы ISD, но и через другие созданные коллективы в Украине.
В нынешней континентальной команде ISD-Lampre Continental 80 процентов входящих ныне в состав велогонщиков – воспитанники Донецкого высшего училища олимпийского резерва им. С. Бубки, а значит плоды выстроенной пирамиды развития велоспорта Донецкой области. Лишь Виталий Попков, Анатолий Пахтусов и Александр Шейдик присоединились к команде, не пройдя школу УОРа.
13-летним парнем в училище олимпийского резерва им.С. Бубки пришел Владимир Рыбин. Тут он вырос и начал достигать определенных результатов и был включен в ШВСМ, национальную сборную. Именно достижения Владимира Рыбина стали толчком в создании профессиональной трековой команды еще до создания велогруппы ISD. Тогда коллектив назывался "Альфа-Спорт-Донецк".
- Когда Дмитрий Грабовский , став чемпионом мира, уехал за рубеж, пришло понимание того, что нужно сделать для того, дабы не быть сырьем для Европы. А Украина именно так и рассматривалась. Возникла необходимость строить что-то свое. А на примере Рыбина, и тех ребят, которые у нас сегодня есть, мы показываем, что чему-то мы научились и мы что-то умеем. Хотя нам надо еще многому надо учиться, - говорит Николай Мырза.
Преемственность поколений в Донецке есть
Немало талантов в Украине было открыто благодаря юношеской многодневной велогонке, которая в 2011 году пройдет уже в 36-й раз. Это уникальное соревнование, имеет большие традиции и дает возможность юным велогонщикам в возрасте 15-16 лет почувствовать себя настоящим многодневщиком, ощутить атмосферу подобных гонок. Ведь таких соревнований для этой возрастной категории проводится очень мало не только в Украине, но и даже в Европе. Многие велосипедисты Украины и Донбасса первый свой экзамен понимания велоспорта, терпения и мужества.
Еще одной составляющей развития велоспорта спортклуба "ИСД" является направление велотрек. Первая команда была создана по треку, и она давала возможность тому же Владимиру Рыбину выступать на этапах Кубка мира и зарабатывать очки для попадания на чемпионат мира.
Многие рассуждают, что такое велосипедный спорт? Некоторые себя считают трековиками, другие – шоссейниками, а третьи - вообще специализируются только в маунтенбайке.
- Я думаю, что есть велоспорт и есть три основные специализации, которые обязательно надо пройти в юношеском возрасте, чтобы уверенно велогонщику чувствовать себя в дальнейшем. К примеру, победитель Тур де Франс-2011 австралиец Кэйдель Эванс был в свое время чемпионом мира по маунтенбайку. Потом он выиграл мировое первенство на велошоссе и, наконец, выиграл Тур де Франс".
Что касается велошоссе и маунтенбайка, то в Донецкой области есть все условия для развития этих специализаций. Так получилось, что и в велотреке дончане показывают достойные результаты, однако базы, где можно было бы оттачивать свое мастерство, нет. Донецкие велогонщики практически не тренируются на велотреке. Приезжая во Львов, где есть единственный велотрек в Украине, наши спортсмены лишь втягиваются в те дни, которые есть перед соревнованиями, и затем выступают непосредственно на самих соревнованиях.
Впрочем, первая профессиональная команда была создана именно в велотреке. Были ситуации, когда Владимир Рыбин не попадал в сборную и не мог выехать на этапы Кубка мира. Сейчас чемпион мира уже завершил активную карьеру и перешел на тренерскую работу. Причем, это было личное желание прославленного спортсмена, котрого уговаривать не пришлось. Эту инициативу поддержал и директор Донецкого училища олимпийского резерва им. С.Бубки Анатолий Кучеров, приняв в штат этого специалиста.
Чтобы застраховать себя от непредвиденных обстоятельств в Донецкой области и была создана профессиональная велотрековая команда. Ее цвета на этапах Кубка мира и чемпионате мира успешно защищали Александр Мартыненко, Владимир Поливода (10-е место на мировом первенстве), Максим Полищук (заслуженный мастер спорта), а Леся Калитовская и вовсе выигрывала Кубок мира. У бронзовой призерки Олимпиады-2008 в Пекине в свое время были сложности, и тренерский состав долго не мог определить сильнейшую у женщин. В итоге Калитовская выступала в составе профессиональной команды ISD Track Team.
- Эти успехи доказывают, что тогда мы поступили правильно. Если нас не понимали или не хотели понимать на внутренней арене, то мы уезжали самостоятельной командой на этапы Кубка мира и доказывали, что мы все равно сильнее. А когда такие гонщики как Владимир Рыбин, который прошел свой путь и знает велоспорт во всех его проявлениях, становятся тренерами и у них есть желание работать, это и есть настоящая преемственность, - отмечает Николай Мырза.
И напоследок, немного статистики. За пять лет существования профессиональных команд – континентальной на шоссе и трековой, созданных в Донецке, в них воспитаны около 30 мастеров спорта международного класса.