Собственно говоря, история велокоманды Катюша началась достаточно давно. Первым идеей создания российской команды высокого уровня загорелся бизнесмен Олег Тиньков, который сначала создал континентальную команду Tinkoff Restaraunts, а потом и проконтинентальную Tinkoff Credit Systems. Последнюю довольно регулярно приглашали на крупные гонки, в том числе - на Джиро д'Италия и испанскую Вуэльту. Результаты у команды были весьма неплохими, но все-таки это все еще не был коллектив уровня ПроТура.
Во все это хозяйство решил вмешаться Игорь Макаров, президент Федерации велоспорта России, который одновременно возглавляет газовую компанию Itera. Большой бюджет, полученный благодаря крупным спонсорам, Itera, Газпром и Ростехнологии, миллионные предложения таким гонщикам, как Фабиан Канчеллара (который в российскую команду все равно не захотел переходить) и назначение Андрея Чмиля даже не генеральным менеджером, а президентом команды. Все это сопутствовало созданию проекта под названием Катюша, который позиционировался как Russian Global Cycling Project.
Интересно, что Катюше удалось выиграть самую первую гонку, в которой российская команда принимала участие. В январе 2009 года Робби Макьюэн одержал победу на Cancer Council Classic, маленькой круговой гонке, которая предшествует многодневке Tour Down Under, открывающей сейчас сезон. Но в целом, те три года, которые существует команда, особых успехов не принесли. Были победы на этапах Тур де Франс, Сергей Иванов выигрывал Амстел Голд Рейс, на прошедшей не так давно Вуэльте испанцы Морено и Родригес одержали три победы на этапах, но от команды с такими денежными вливаниями всегда ждали большего.
Плюс ко всему, допинговых скандалов, связанных с Катюшей, всегда было много. Напомним, что единственный позитивный допинг-тест на Тур де Франс 2011 года был у Александра Колобнева. К слову, Тур де Франс для Катюши был особенным, ведь на гонку был выставлен абсолютно российский состав - девять россиян. Помимо спринтера Дениса Галимзянова, который выглядит более-менее хорошо, команда выступила на более чем посредственном уровне.
Катюша изнутри - проект сложный. Слишком много коррупционных схем проходит под видом глобального российского проекта. Типичная российская бюрократия, что тут еще сказать. Конечно, Чмиль и компания будут это отрицать, но... Разве нужно быть гением, чтобы догадаться о том, что в такой команде с такой организацией работы не все чисто?
Деятельностью Чмиля на своем посту в руководстве российского велоспорта были недовольны. Надо понимать, что Катюша - это высшая ступень системы развития велоспорта в России. Есть еще континентальная команда, а также команды U23 и U21. Чмиля "убрали" достаточно тактично - теперь он будет больше заниматься велосипедной политикой, а также займется подготовкой гонки Москва - Сочи.
А вот за четыре команды Катюши будет отвечать другой человек, который в мире велоспорта более чем известен. Немец Ханс-Михаэль Хольцер был создателем и десять лет отвечал за команду Gerolsteiner, которая прекратила свое существование в 2008 году.
"Ханс-Михаэль Хольцер в Катюше - это интересный, но при этом и неожиданный ход. При этом я вижу много вопросов," - говорит известный немецкий журналист Кристоф Адамитц, пишущий для Radsport-News.Com. "Катюша вовсе не семейное предприятие, каким был Gerolsteiner. Это большой вызов".
В Катюше Хольцер будет не один. Старый знакомый Кристиан Хенн будет выполнять роль спортивного директора, а Михаэль Рих, в прошлом - раздельщик мирового уровня, станет ответственным за инвентарь. "Хольцер, Хенн и Рих хотят придать российскому велоспорту позитивный имидж. Мне очень интересно, как это будет выглядеть," - продолжает Адамитц.
"Кроме того, нужно посмотреть, как будет протекать коммуникация между менеджером и командой - в первую очередь, из-за языкового барьера. Плюс ко всему, как часто Хольцер будет приезжать в Россию, чтобы работать на месте? Много вопросов. С интересом буду наблюдать за этим проектом. Комбинации "Катюша + Хольцер" в любом случае нужно дать шанс," - заключает известный немецкий веложурналист.
Вопрос в первую очередь в том, сможет ли Хольцер, который в любом случае является очень профессиональным менеджером, сломать устоявшуюся в Катюше коррупционно-бюрократическую систему. Под рукой у Хольцера скорее всего не будет даже немецких гонщиков, хотя ходят слухи о том, что Линус Гердеманн и Фабиан Вегманн могут перейти в Катюшу в случае, если их контракт с Leopard-Trek окажется недействительным для этого мегаобъединения под названием RadioShack-Nissan-Trek (или как его там зовут? Ничего так ребята название придумали).
В Gerolsteiner Хольцер работал великолепно. Слишком громких достижений у команды не было, но ведь это и была маленькая, "семейная" команда, в которой царила семейная атмосфера. Что касается 2008 года, Бернхарда Коля и Штефана Шумахера, то здесь сложно сказать что-то определенное. Возможно, через какое-то время мы узнаем правду о том, что произошло, но точно не сейчас.
Много вопросов, мало ответов. Посмотрим, как изменится Катюша при Хольцере. В любом случае, за этим будет интересно наблюдать.