Вчера спортивный мир взорвали два документа, опубликованных Национальным антидопинговым агентством США (USADA). Один из документов, содержащий чуть более 200 страниц, стал достоянием общественности, а другой, состоящий из 1000 страниц, был отослан в Международный союз велосипедистов (UCI) и во Всемирное антидопинговое агентство (WADA). Бумаги эти представляют собой отчет о расследовании по делу Армстронга, результаты которого стали топ-темой в конце августа. Напомню, что тогда семикратного победителя Тур де Франс пожизненно дисквалифицировали, официально признав, что он во время своей карьеры систематически употреблял запрещенные препараты. Как оказалось, это было еще не самым страшным.
Сложно сказать, осилил ли к сегодняшнему дню хоть кто-то отчет на тысячу страниц. Признаюсь, что я сам и с гораздо более коротким документом не справился. Остановился на тридцатой странице, дальше вчитываться в этот текст, больше напоминающий криминальный роман, попросту нет сил. На моем примере понятно, что на подробное изучение всех этих документов у представителей СМИ уйдет не один день. Интересных подробностей в тексте очень много, так что в ближайшую неделю все спортивные издания продолжат выходить с громкими заголовками на тему Лэнса Армстронга и его бывшей команды.
Отчет о расследовании, представленный USADA, является уникальным в истории борьбы против допинга в спорте. Источников, на которых базируется текст документа, бесконечное множество: это и расшифровки бесчисленных телефонных разговоров, и распечатки переписки по электронной почте, и квитанции о банковских переводах, и перепроверенные в современных лабораториях пробы, но самое главное – показания 26 свидетелей, среди которых и 16 велогонщиков, гонявшихся во времена Армстронга. Такого мы в этом мире не видели уже очень давно. Вернее, попросту никогда.
И если 24 августа, когда USADA вынесло вердикт о виновности Лэнса Армстронга, употребление техасцем запрещенных препаратов еще можно было отрицать, то сегодня, базируясь на предоставленных доказательствах, не видеть очевидного может лишь слепой. Но бомба, разорвавшаяся вчера, заключалась далеко не только в самом Армстронге. Не зря ведь руководитель USADA Трэвис Тайгарт назвал допинговую систему, имевшую место быть в команде U.S. Postal Service, «самой профессиональной в истории спорта».
U.S. Postal Service (чуть позже – Discovery Channel) была настоящей империей допинга, во главе которой стояли две фигуры – менеджер Йохан Брюнель и сам Лэнс Армстронг. Среди свидетелей, признавших факт употребления допинга в составе американской команды, были не только Флойд Лэндис и Тайлер Хэмилтон, прогремевшие со своими обвинениями на весь мир, но и Джордж Хинкепи, Ливай Лайфаймер, Джонатан Вотерс, Майкл Бэрри, Дэйв Забриски и другие.
К слову, Забриски является очень хорошим примером того, как именно действовала допинговая система при Йохане Брюнеле. Один из моих коллег очень детально изучил именно показания Забриски, из чего получилось следующее. По началу американец вроде как ездил чисто. После этого руководство команды посоветовало ему инъекции для восстановления, не говоря при этом самому гонщику, что на деле это запрещенные препараты. А вот через год Забриски уже пел в командном автобусе своим товарищам по команде песню про ЭПО. Присутствие в этом самом автобусе менеджера команды Брюнеля его нисколько не пугало, ведь именно бельгиец настоял на том, чтобы Дэйв принимал эритропоэтин. На вопрос о том, не опасно ли это для здоровья, Брюнель ответил: «Сейчас все это делают».
Очень интересные показания дал и немецкий велогонщик Йорг Якше. Оказывается, в свое время команда Team Telekom в 2001 году подписала Кевина Ливингстона из U.S. Postal Service. Зачем? Чтобы Ливингстон рассказал немцам о допинговой системе в команде Армстронга изнутри. После этого методику Брюнеля и компании успешно применяли в известной клинике во Фрайбурге, вокруг которой также ходит очень много скандалов. Интересно и другое: когда Якше попытался рассказать президенту UCI Пэту Макуэйду о том, что в свое время происходило, тот не проявил никакого энтузиазма.
Что касается самого Армстронга, то самым важным видится постоянное сотрудничество семикратного победителя Тур де Франс с итальянским доктором Микеле Феррари. Как оно началось после возвращения Лэнса в велоспорт в 1998 году, так и продолжилось даже после возвращения Армстронга из своего трехгодичного «отпуска». Говорится, что за все время сотрудничества капитан U.S. Postal Service сделал итальянского врача миллионеров. Плотную совместную работу Армстронга, команды и Феррари подтверждает в своих показаниях и Джордж Хинкепи.
Даже краткий текст отчета USADA требует очень длительного и более тщательного изучения. Слишком много свидетельств, слишком много доказательств, слишком много фактов, в том числе и пикантных. Рассказывают даже о том, как соответствующие люди «гримировали» руки Армстронга, чтобы не было видно следов от инъекций. Впрочем, это уже не так важно.
Гораздо важнее другое. Дело Армстронга имеет огромное значение не только для самого техасца, который два года назад закончил свою карьеру и сейчас ведет относительно спокойную жизнь, но и для всего пелотона. В отчете говорится о признаниях в употреблении допинга многих людей, продолжающих сегодня свои выступления, которым теперь грозит дисквалификация, пусть и, похоже, полугодичная (если, конечно, UCI с этим согласится). Теперь лишь от Макуэйда и компании зависит, что они будут делать со всем этим наследием, которое, в принципе, коррумпированное руководство UCI обеспечило само себе своей политикой потакания определенным лицам, менеджерам и командам.
И для Брюнеля, и для Армстронга игра окончена. Нет, у техасца всегда будут свои поклонники, которые от него никуда не денутся, но теперь эта сказка окончательно разрушена. Допинговая система, построенная вокруг Армстронга, была, пожалуй, самым большим обманом в истории мирового спорта. И если у велоспорта действительно было такое прошлое, то это ни в коем случае нельзя оставлять без последствий. Работа, которую проделало USADA, является образцовой, и должна стать для многих примером, но лично мне бы хотелось, чтобы на этом тема прошлого в велоспорте оказалась закрытой.
Это потрясающе интересный и красивый вид спорта, который заслужил хорошее будущее. В этом году мы увидели три крайне интересных супермногодневки и множество фантастических по накалу гонок, и когда Брэдли Виггинс побеждал на Тур де Франс, а Филипп Жильбер выигрывал чемпионат мира, то мало кто думал о деле Брюнеля и Армстронга. Большинство гонщиков в пелотоне уже не имеют отношения к былому поколению. Эти ребята долго работали и заслужили свой шанс проявить себя. И никому из нас бы не хотелось, чтобы разбирательства вокруг Армстронга и одиозное руководство UCI помешали светлому будущему велоспорта.