Первый Международный чемпионат Франции по теннису состоялся в 1891-ом году. На кортах Расинг клаб де Франс встретились пять соискателей приза, и уже на протяжении одного дня был определен первый победитель турнира – им стал британец Бриггс. Вот так вот, одним днем, стартовал турнир, который сохраняет реноме одного из главных теннисных турниров в мире вот уже на протяжении более чем сотни лет.
Кстати, не стоит обольщаться по поводу того, что первым победителем турнира на территории Франции стал иностранец, а именно британец. Для тех времен это было не более чем ярко выраженным исключением из правила, так как до начала новой эры в истории французского теннисного чемпионата (до 1925-го года), побеждали в нем исключительно французы. При одном только исключении – уже нижеописанной победе Бриггса в первом розыгрыше турнира.
Интересно, что женщинам своего часа ждать пришлось недолго, так как уже в 1897-ом году и они смогли разыграть приз на парижских кортах. Точной информации о том, сколько времени проходил дебютный турнир, со временем ставший известен по всему миру под именем Роллан Гаррос, у женщин нет, но думается, что как и мужчины они смогли уложиться в выяснении отношений на корте в один день. Причина такого предположения одна, но достаточно веская – в первом турнире принимало участие всего три теннисистки! В результате непродолжительных баталий, первой победительницей турнира стала Адин Массон, которая к слову выиграла турнир на протяжении первых трех лет его существования. Всего же в ее активе пять побед во французском чемпионате. К слову, чаще нее в одиночном разряде турнира побеждало только три человека – Штеффи Граф, Сюзанна Ленглен и Крис Эвент. Так что имя Адин Моссон вписано в историю тенниса далеко не случайно.
Интерес к теннису во Франции продолжал расти, и в первое десятилетие века турнир приобрел в принципе те очертания, которые он имеет и сейчас, то есть в программу соревнований были внесены и остальные виды – сильнейших в нем стали выяснять еще и мужские, женские и смешанные пары. Так что турнир шел верным путем, и развивался в ногу со временем.
К 1925-ому году руководители французского тенниса осознали необходимость, и вместе с ней целесообразность создания полноценного международного турнира. Тогда же и был проведен первый Международный французский турнир среди теннисистов-любителей. Таким образом, турнир вышел на новый уровень, а параллельно с тем на недосягаемую доселе ступень готовился взойти и весь французский теннис вообще.
В послевоенное время американцы были сильнее всех в мировом теннисе, и равных в Кубке Дэвиса они себе не знали. С 1920-го по 1926-ой годы США семь раз подряд становились победителями этого престижнейшего турнира, тогда как в 1927-ом году грянул настоящий гром в теннисном мире. На протяжении двух предыдущих лет французы доходили до финального сражения, но проигрывали в нем практически без шансов (0:5 в 1925-ом году, и 1:4 в 1926-ом). Казалось, уже приученная своими ребятами к победам Филадельфия в очередной раз возрадуется триумфу своих любимцев, однако доблестные Четыре мушкетера, как прозвали после этого представителей той без преувеличения великой французской команды, сумели одержать победу в сверх напряженном матче с минимальным преимуществом – 3:2. Разумеется, на родине их встречали как победителей войны, и такую радость можно было понять.
Забегая немного вперед, скажем, что та французская команда, ставшая известной под доблестным именем Четыре мушкетера (не будет лишним, кажется, и перечислить этих людей поименно – Жан Боротра, Жак Бруньон, Анри Коше и Рене Лакост), впоследствии выигрывала Кубок Дэвиса шесть раз подряд, но это уже предмет отдельного рассказа и повествования.
Но вернемся к моменту первой, такой желанной, и еще более неожиданной победы. На родину французы возвращались как национальные герои, но это была победа не только отдельных личностей, а и всего тенниса этой страны. Сразу же встал вопрос о том, где принимать столь уважаемого соперника ко Кубку Дэвиса, как сборную США, в следующем году, где защищать добытый на американских кортах трофей? Выход из ситуации был найден быстро – правление Парижа выделило Федерации тенниса страны три гектара земли под постройку стадиона. При этом городские власти просили лишь того, чтобы осуществлено было их единственное условие – новая арена должна была быть названа в честь одного из героев закончившейся не так давно Первой Мировой Войны. Была выбрана кандидатура летчика Роллана Гарроса, о котором стоит сказать несколько слов отдельно. Имя это на данный момент известно практически всем любителям тенниса в мире, а вот о том, кому оно принадлежит, известно далеко не каждому.
Но перед тем, как пуститься в небольшое лирическое отступление касательно персоны человека, имя которого сейчас носит Открытый чемпионат Франции по теннису, сделаем небольшую ремарку о временах военных. Если во время Первой Мировой Войны турнир не проводился (с 1915-го по 1919-ый годы включительно), то в период Второй Мировой Войны все же худо-бедно турнир проводить удавалось (хоть и выступали в нем в ту пору исключительно французские игроки). Несмотря на то, что стадион был по сути дела прихвачен к рукам Режимом Виши, в 1941-ом и 1942-ом годах победу на кортах Роллан Гарроса праздновал Бернар Дестремо, впоследствии отправившийся на войну. Позже он стал заметным политическим деятелем во Франции, дипломатом, в правительстве Жака Ширака он был государственным секретарем по вопросам иностранных дел. После выхода на пенсию он всерьез занялся литературой, написав помимо автобиографии еще и несколько уважаемых исторических произведений. К сожалению, шестого июня 2002-го года этого замечательного человека не стало. С 1943-го по 1945-ый в турнире побеждал Ивон Франсуа Мари Пьетр, кстати говоря, последний французский победитель Уимблдона (выиграл этот турнир он в 1946-ом году). Вот такие вот действительно замечательные люди побеждали на Роллан Гарросе в военные годы, однако официальная статистика их достижения не учитывает, хотя думается, что это стоило бы сделать хотя бы как память тем храбрым людям, которые в то время, как вокруг свистели пули и рвались вражеские снаряды, не забывали о спорте, как о лучшей пропаганде не просто здорового способа жизни, но и напоминании о том, что когда-то все вернется на круги своя, и на планете опять настанет мир.
Ну а теперь, как и обещали, мы поведаем вам о персоне человека, имя которого сейчас носит одним из эпических теннисных центров мира. Роллан Гаррос был одним из тех многих французов, кто как мог противостоял немецким захватчикам. Он очень хорошо разбирался в самолетах и всем, что с ними связано. Зная эти машины изнутри, он придумал способ усовершенствовать боевую мощь самолета. Его посетила мысль разместить пулеметы так, чтобы можно было одновременно осуществлять несколько задач – и управлять машиной, и вести огонь по врагам. Его нововведения пришлись ко двору, репутация его утвердилась, тем более что благодаря своим инновациями он сам же сбил несколько немецких самолетов. Кстати, именно он стал первым человеком, который на самолете перелетел Средиземное море, долетев из Франции в Тунис. В 1915-ом году он был сбит и взят в плен, после чего его секрет был раскрыт противниками, и боевая мощь немецкой авиации сразу же значительно возросла. Однако в 1918-ом году ему удалось бежать, и он тут же продолжил борьбу с противником там, где он чувствовал себя, быть может, даже увереннее, чем на земле – на небе. Но судьба военного времени сурова. Она не разбирала, кто есть кто, и уже через месяц после своего возвращения в авиацию Роллан Гаррос был сбит. Вот так вот прервался полет одного из героев Первой Мировой Войны. Но его имя остается на устах, и будет на них всегда, как память самоотверженности и подвигу простого человека.
Немного отклонившись от нити повествования о самом крупном грунтовом турнире в мировом теннисном календаре, мы возвращаемся на путь истинный. Так вот, с подобающим стадионом, и международным статусом, пережив Вторую Мировую Войну, французский чемпионат приобретал все большую известность за пределами страны. В 1968-ом году турнир первым из четырех первенств, объединяемых под названием турниров Большого Шлема, приобрел статус открытого, то есть стал принимать с распростертыми объятиями не только любителей, но и профессионалов. Так началась эра Открытого чемпионата Франции, или Роллан Гарроса. Под таким именем этот турнир знают наверное даже лучше, нежели под официальным.
В теннисном мире Открытый чемпионат Франции является одним из самых сложных турниров. Как известно, соревнования проходят на грунтовых кортах, которые замедляют отскок мяча, соответственно делая время розыгрышей, а соответственно и матчей, длиннее. Игра на грунте очень специфична, и история знает немало примеров больших чемпионов (Джимми Коннорс, Борис Беккер, Пит Сампрас), которые побеждали везде, кроме французских кортов, которые для них так и остались непокоренными. Наверное, неспроста самая большая дисквалификация в истории тенниса (восемь лет, правда, это решение удалось обжаловать в арбитражном суде, и скостить срок до двух лет) была вынесена именно по результатам пробы на допинг именно на этом турнире (пострадал, напомним, аргентинец Мариано Пуэрта).
Два главных корта Роллан Гарроса – корт Филиппа Шатрие и корт Сюзанны Ленглен. Первый вмещает порядка пятнадцати тысяч зрителей, второй – около десяти. Кстати, руководители французской тенниской федерации собираются построить еще один корт на пятнадцать-шестнадцать тысяч зрителей с закрывающейся крышей. Дело в том, что Мадрид серьезно претендует на то, чтобы со временем занять место Парижа, став грунтовой столицей теннисного мира. Но у французов, как мы уже говорили, есть свои тузы в рукаве для того чтобы ответить достойно на честолюбивые планы испанцев.
На данный момент Роллан Гаррос это, как и другие турниры Большого Шлема, не только спортивное соревнование, но и шоу. Только доходы от телетрансляций приносят ежегодно порядка четырнадцати миллионно евро организаторам турнира. Но за всей этой гламурностью нулей на контрактах со спонсорами, первоначальная ценность турнира, как одного из самых сложных состязаний не только в теннисном, но и во всем спортивном мире, никуда не делась. Так что сейчас победа в этом турнире с медленными кортами остается одной из самых престижных для теннисистов-профессионалов. Как и прежде, победа в этот турнире в первую очередь не деньги и слава, а статус, и это приятно радует и вызывает уважение к чемпионату.