Сегодня ночью Майк Кжижевски стал пятикратным чемпионом NCAA, обогнав легендарного наставника Кентакки Адольфа Раппа по количеству триумфальных сезонов в студенческом баскетболе. Впереди Коуча К лишь недосягаемый Джон Вуден, у которого побед в турнире вдвое больше, хотя и пять чемпионств Кжижевски сложно назвать досягаемыми.
И если Рапп и Вуден доминировали в колледж-баскетболе в пределах десяти-одиннадцати лет, то наставник Дьюка побеждал в абсолютно разные эпохи, став одним из двух тренеров в истории, выигрывавшим как минимум один турнир в трех декадах. Но если между первым и последним триумфом Джим Калхуна прошло лишь двенадцать лет, то свое дебютное чемпионство в качестве наставника Блу Девилс Майк Кжижевски добыл в то время, когда ни один из сегодняшнего состава дьяволов не был рожден на свет. Майк в очередной раз доказал свою актуальность; его методы работы приносили позитивный результат и во времена его тренерской молодости, и сейчас, когда он находится в статусе одного из главных аксакалов мирового тренерского цеха.
Дьюк выиграл и выиграл по делу Финал четырех, несмотря на то, что подавляющее большинство болельщиков видело в качестве триумфаторов Кентукки или, по крайней мере, обидчиков коллектива Джона Калипари в полуфинале. Первые шли с идеальным показателем, они изначально были заточены под доминирование на колледж-уровне, обладая невероятными талантом и физикой, а также прекрасной глубиной состава. Вторые под конец сезона набрали чудесную форму, их вел за собой безальтернативный лучший игрок года, а вторая скрипка в атаке Висконсина посылала трехочковые в корзины оппонентов с пулеметной регулярностью. Сэм Деккер настолько ярко выступал в Безумии, что его начали рассматривать в качестве потенциального лотерейного пика на драфте НБА. И это несмотря на то, что он белокожий джуниор, не имеющий семи футов роста.
getty images
Дьюк на протяжении многих недель, а то и месяцев, многие ассоциировали с Джалилом Окафором. Молодой центровой на протяжении всего сезона был лидером команды по очкам, подборам, блокам и проценту реализации бросков, затмевая своей фигурой (в первую очередь, фигурой, а лишь затем – игрой) остальных многообещающих фрэшменов и вытянувшего не один поединок для дьяволов Куинна Кука. Мартовское безумие же открыло миру Блу Девилс образца нынешнего сезона совершенно по-новому: если Окафора прикрывали, он мог легко отойти на второй план, дав возможность проявить себя Джастису Уинслоу или Куинну Куку. Но самое главное – если вся троица главных скореров проводила неудачные поединки, то не стоило хоронить коллектив Кжижевски раньше времени, ведь появлялся внезапный Грэйсон Аллен, неудачно сыгравший на турнире, но проявивший себя в тот момент, когда команде это было особо необходимо. Этот Дьюк обладал чертой успешной смены ролей во время матчей – атрибутом многих великих коллективов NCAA. Например, двумя годами ранее Луисвилл одержал победу в Финале четырех, несмотря на то, что лидеры Кардиналс Пэйтон Сива и Расс Смит бросали ужасно в полуфинале и финале – Люк Хэнкок, выходя с лавки, провел две лучшие игры в жизни, обеспечив своей команде позитивный результат.
Самым полезным игроком в финале четыре стал 18-летний разыгрывающий Таюс Джонс, который на протяжении семи игр не превосходил отметку в 15 пунктов, но в решающем матче не добрал лишь одно очко до своего рекордного в сезоне показателя – 24 баллов в поединке против заклятых врагов из университета Северной Каролины. Лишь одним сезоном на студенческом уровне Джонс проявил себя в качестве человека “больших игр”, а людей с подобным атрибутом с руками и ногами выхватывают в НБА, не глядя на их недостатки роста и атлетизма. Умение показывать высочайший уровень под давлением – еще одна важная черта, присущая новичкам Дьюка. В отличие от того же Келли Убре, Уинслоу и Джонс не развалились в Безумии, а наоборот – сумели лишь увеличить свой драфт-сток. В этом контексте Окафор, проведший неоднозначный турнир, на фоне своих партнеров выглядел не слишком убедительно. Именно в марте Джалил впервые потерял статус безапелляционного первого номера драфта. И не сказать, что незаслуженно.
К середине второй половины финальной встречи Висконсин вел девять очков у соперников, прежде чем Грэйсон Аллен несколькими удачными действиями отквитал отставание. Чем ближе наступало время клатча, тем более неуверенно выглядел Фрэнк Камински, совершавший поспешные броски и позволивший Окафору набрать через себя четыре ключевых очка. Кжижевски в решающей двадцатиминутке очень плотно сыграл с Камински, а своего Грэйсона Аллена у барсуков попросту не нашлось – задняя линия и Деккер попросту растворились на паркете. В сегодняшней игре результат Дьюку обеспечило большее количество действительно классных игроков, а это то, что всегда отличало элитные программы от сильных команд, построенных на одной или двух звездах. И даже несмотря на неожиданное изгнание из Блу Дэвилс Рашида Салаймона посреди сезона, Коучу К хватило игроков, способных изменять ходы игр.
USA Today
Впрочем, свою главную победу Висконсин одержал в субботу, прервав 38-матчевую победную серию команды Джона Калипари. В ее продолжении болельщики из университета Кентукки были настолько уверены, что некоторые уникумы даже набивали татуировки в честь потенциальных 40-0. Впрочем, неудача на стадии полуфинала совсем не означает, что этот класс Уайлдкэтс не войдет в историю. Во-первых, 38 игр кряду без поражений – это один из самых впечатляющих победных стриков в студенческом баскетболе, а во вторых Кентукки-2015 спустя года попадут в рейтинги сильнейших команд, не выигравших в Мартовском безумии. Возможно, они даже станут объектами очередной душераздирающей экранизации от ESPN.
Дьюк и Кентукки этим летом лишатся своих костяков, но это не означает, что их ждет стремительное падение вниз. И Кжижевски, и Калипари не только провели выдающиеся сезоны с тренерской точки зрения, но и традиционно для себя преуспели в рекрутинге: пятизвездочный школьник Чейз Джетер станет заменой Джалилу Окафору, а ростер Уайлкдэтс усилят сильнейшие разыгрывающий и центровой класса Айзея Брискоу и Скал Лабисььер. И это притом, что большинство топовых школьников, вроде Джайлена Брауна, Айвэна Рэбба и Малика Ньюмэна, еще не определились с дальнейшим продолжением собственных карьер. Вместе с Блу Дэвилс и Уайлкдэтс за победу в Мартовском безумии поборются традиционные Гонзага, Аризона, Канзас, Вилланова, Мичиган Стэйт, Мэрилэнд, Айова Стэйт, Вирджиния и Северная Каролина, а также университет Луизианы Стэйт, в который поступает сильнейший школьник страны Бен Симмонс. Традиционная картина для последних годов. Не будет здесь лишь Висконсина и его преданных фанатов, так горячо поддерживающих барсуков в Индианаполисе. Не будет до тех пор, пока у Баджерс не появится новые Фрэнк Камински и Сэм Дэккер. Возможно, этот факт ранит болельщиков программы еще более, чем поражение от Дьюка в финале.