Если вы где-нибудь встретите высокомерного татуированного огромного, как скала, европейца, боготворящего покойного Дражена Петровича, обожающего Рашида Уолласа, Кевина Гарнетта и Криса Уэббера, празднующего собственные слэм-данки и блокшоты могучим ревом, то знайте, что перед вами центровой турецкого Эфес Пилсена Марио Касун.
В свои 29 лет хорват успел поиграть на трех континентах, при том, что заниматься баскетболом Марио начал в довольно позднем возрасте - аж в 14 лет. "До 14 лет меня интересовал только футбол. Более того, я был фанатом этой игры. Чуть позже он мне осточертел, и вскоре я понял, что это - не мое", - вспоминает Касун.
Уже в юном возрасте Марио был на голову выше своих сверстников. Это и помогло ему определиться с тем, чем он хочет заниматься после футбола. Естественно, что его выбор пал на баскетбол. Так хорват оказался в школе клуба Делница. Стоит отметить, что ему пришлось покинуть родные пенаты. Несмотря на то, что Хорватия - страна по нашим меркам не слишком большая, расстояние в 500 километров от родных для 14-летнего юноши было нелегким испытанием. Разумеется, полноценного образования в общеобразовательной школе Касун не получил, однако благодаря симпатии учителей аттестат зрелости будущему баскетболисту все же выдали.
Статус профессионала Марио получил в 18 лет. Тогда же он перебрался в столицу, Загреб, где принял приглашение клуба Зриневац. Тут же центровой получает вызов в молодежную сборную Хорватии. Два сезона в скромном Зриневце подарили Касуну лишь титул обладателя Кубка, но чемпионство осталось непокоренным. Крутой нрав Касуна сказывался уже тогда - поняв, что на родине ему, как говорится, ловить нечего, он бросает все и улетает за океан, в американский университет Гонзага. Но такой дерзкий демарш не понравился чиновникам из Хорватского Баскетбольного Союза, которые приняли решение наказать дезертира двухлетней дисквалификацией. Таким образом, за Гонзагу Касун так и не сыграл.
В 2002-м Касун оказался в лагере игроков, которые хотят вступить в НБА. Там хорват был одним из самых высоких товарищей. К тому же, он произвел неплохое впечатление на будущих работодателей: за 50 минут игры Марио набрал 20 очков, сделал 14 подборов и шесть блокшотов. Как итог, его забрали Клипперс во втором раунде под общим номером 40. В 2002-м, напомним, первым стал Яо Минг, а среди остальных выделим Амара Стэдмайера (9-й), Кэрона Батлера (10-й) и Карлоса Бузера (34-й). Но на побережье Тихого океана хорвата решили выменять в Орландо. Но и тамошние Волшебники не разглядев ничего сверхъестественного в игре Касуна отправили того набираться опыта в Европу.
Так Касун снова оказался в Старом Свете. А точнее, в Германии, где в течении двух сезонов защищал цвета франкфуртских Скайлайнерз и даже успел взять чемпионство и засветиться в Кубке УЛЕБ. Сам Марио вспоминает о немецком периоде карьеры с теплотой: "Я любил играть в Германии. Мой последний сезон принес нашей команде чемпионство. Наверное, это лучшее, что случалось в моей баскетбольной карьере. Немецкое чемпионство. Это был первый успех подобного рода для Скайлайнерз. Там я значительно улучшил свою игру, приобрел ни с чем не сравнимый опыт".
В 2004-м году Касун возвращается в Штаты, но так и не становится своим в Орландо. Вновь его хватило только на два года. В сезоне 2004/05 хорват сыграл 45 матчей, выходя на площадку в среднем на 7.9 минут, а в следующем розыгрыше и того меньше - лишь 28 поединков. В США его запомнили больше по шашням с порнозвездой Мэри Кэри, которая даже в губернаторы Калифорнии баллотировалась. В 2006-м эпатажного Касуна отправляют в Каталонию, где он подписывает контракт с Барселоной.
"Исполнилась моя мечта, ведь я с детства болел за Барселону. Правда, футбольную", - заявил центровой после подписания соглашения с испанским грандом. Но и на Пиренеях его баскетбольные дела не заладились. В первую очередь из-за проблем со здоровьем. Дотошные доктора каталонцев вскоре обнаружили у Касуна некие проблемы с сердцем, вследствие чего хорвату даже пришлось подвергаться оперативному вмешательству. После того, как Марио поправился, клуб деликатно предложил ему расторгнуть контракт - Барса явственно не хотела рисковать. Касун дает добро. Для такого перца как он, новую команду найти совсем нетрудно - через пару недель турецкий Эфес Пилсен объявляет о подписании "хорватского Родмана". За стамбульцев Марио бегает по сегодняшний день.
Из сборной Хорватии 29-летний основной центровой ушел осенью этого года, расстроенный результатом национальной команды на Евробаскете. "Есть молодежь, которая играет лучше, чем я. Они - будущее. А я в свои 29 уже старая лошадь. Так?", - заявил Касун.
Особое место в жизни Касуна занимают татуировки. На теле спортсмена их около 30-ти. Даже сам баскетболист не знает точного числа собственных тату. По словам самого Марио, это еще не конец. Причем практически все татуировки посвящены его семье и вере в Бога - хорват очень религиозен. Первая татуировка в виде стилизованного солнца появилась у Марио в 15-летнем возрасте. "Он выглядит как ходячий комикс", - улыбаясь говорит отец нашего героя Драго. А мать Анкица не слишком рада видеть на сыне каждый раз новый рисунок.
"На правой руке у меня ангелы и имена членов моей семьи. Сестра Ева, отец Драго, мое имя и мама Анкица", - показывает Касун руку с буквами E, D, M, A. Также имя матери вытатуировано у Касуна на правом ребре, а имя отца - на правом бицепсе. На спине Касуна - огромный ангел. "Он охраняет меня", - улыбается высоченный хорват.
Мы же надеемся, что этот колоритный персонаж реализует свои планы не только касательно новых тату, а и оставит куда более значимый след на баскетбольной площадке. И еще неоднократно порадует болельщиков своими эффектными слэм-данками.
Андрей Крупенко, специально для iSport.ua