И хотя оба учились у легендарных мастеров, их самостоятельные пути разошлись в кардинально разные стороны: Шоу сидит без работы, а Ястребы Буденхользера могут похвастаться лучшим результатом в Ассоциации. Может быть, не совсем корректно искать здесь какой-то символизм, но в эпоху "пэйс-энд-спэйс" (непереводимый термин, означающий акцент на высоком темпе и растягивании обороны - прим. Н.Т.) тренеры важны как никогда. Не нужно быть ЛеГэри, чтобы заметить, что
Небольшая Поп-Викторина для знатоков баскетбола: какой снайпер лучший в НБА?
Вариант А: Открытый.
Точность в игре на периметре является настолько же отражением качества баскетболиста, выполняющего бросок, насколько и качеством самого броска. Просто спросите Дэнни Грина, карьера которого изменилась с игрока десятидневных контрактов на легенду броска с места просто из-за смены игровой системы. Но, если мы принимаем такой "эффект Дэнни Грина", то мы должны признавать и обратный процесс, когда в другой системе баскетболист деградирует. Работа Шоу дает нам несколько примеров подобного, и спустя короткое время после его отставки можно задать вопрос, с чем же на самом деле были связаны проблемы Денвера с дальней дистанции.
Обратимся к ситуации Уилсона Чендлера, который отыграл за Самородков не один сезон. В последний год работы Джорджа Карла (2012/13), он реализовывал 41% бросков из-за дуги. В этом году его показатели опустились до 33%. Возможно, Чендлер просто стал хуже бросать, но, может быть, под руководством Шоу у него были хуже моменты. Это не особенность лично Шоу - достаточно просто вспомнить, как снизилась эффективность Ченнинга Фрая в Орландо.
Когда мы смотрим на
эффективность трехочковых бросков у разных команд, то можем легко заметить, что Ястребы Буденхользера находятся на самом серху списка, уступая лишь Splash-Братьям под руководством Стива Керра. Означает ли это, что в составе Атланты играют лучшие в Лиге снайперы? Наличие в Хоукс Кайла Корвера, конечно, значит многое, но он обычно не создает себе бросков. А еще у них есть ДеМарре Кэрролл, который стрелял из-за дуги с точностью в 29% два года назад. Сейчас он реализует 40% бросков, демонстрируя эффект, обратный игре Чендлера.
Бейсбол был первым спортом, одержимым индивидуальной статистикой. В результате, когда мы оцениваем выступление игрока, мы находимся под влиянием того, как мы оцениваем бейсболистов. Но в своей основе бейсбол - это серия индивидуальных противостояний, и, с некоторыми исключениями, цифры обычно отражают сильные и слабые стороны того или иного спортсмена. К сожалению, баскетбол не подходит для подобной изоляционистской логики, и примеры Кэрролла, Чендлера и Грина громко об этом кричат. Реализация баскетболистов НБА прямо зависит от партнеров и тренера (см. Нэш, Д'Энтони и другие в 2007-м), но мы все еще гораздо спокойнее говорим о том, что "Чендлер в этом году реализует 33 процента трехочковых", чем "система Шоу худшая в НБА по созданию моментов для своих снайперов".
И смотря на то, как увеличивается ценность снайперов вроде Корвера, встает вопрос относительно ценности тренеров, способных построить систему, позволяющую подобным игрокам преуспеть. В конце концов, 95 процентов трехочковых Корвера в этом сезоне предполагают результативную передачу, и хотя нам нравится считать, сколько из них принадлежит Джеффу Тигу, мы реже задумываемся о том, сколько из них принадлежат Буденхользеру. Возможно, таким же образом, как в бейсболе учитывается "эффект поля", в баскетболе должен учитываться "эффект тренера".
В 2015 году лучшие тренеры Лиги могут быть самыми недооцененными работниками в НБА. Должны ли Джереми Лин или Эрик Гордон зарабатывать больше, чем Грег Попович? Должны ли Керр, Буденхользер и Йоргер вместе взятые зарабатьывать меньше, чем Омер Ашик? Может, мы традиционно преувеличиваем значение игроков, а может, это эволюция игры увеличила значение умелых тактиков. Так или иначе, современная система оценки выглядит неадекватной.
Как показывают недавние примеры Керра и Буденхользера, иногда изменение тренера может быть настолько же эфективным, или даже более эффективным, чем пополнение суперзвездой. Но в оценке тренерских перспектив есть значительная доля неопределенности. Шоу был одним из самых популярных кандидатов на протяжении нескольких лет, в то время, как Керр вызывал много вопросов в связи со своей неопытностью. Однако сейчас Керр опроверг все ожидания пессимистов, а Шоу выглядит серьезно переоцененным.
Каждое лето мы перетираем все возможные варианты продолжения карьеры свободными агентами, пока новости о тренерских изменениях проходят почти незамеченными. Но, как показывают Хоукс и Уорриорз, пришло время переоценить подобные приоритеты.
Нет сомнений в том, что Фил Джексон и Грег Попович, подобно Гейтсу и Джобсу в компьютерной индустрии, возвышаются над будущим всей НБА. Оба заслуживают величайшего уважения не только за победы, но и за формирование того, как мы воспринимаем баскетбол. В любом случае, при созерцании пути Наггетс и Никс по сравнению со Сперс, Хоукс и Уорриорз, тяжело удержаться от мысли, что наследие Поповича будет глубже, по крайней мере касательно стиля игры.
Джексон всегда может сказать "посчитайте мои кольца", в то время как Поп может ответить "посчитайте моих протеже".
Шоу провалился в попытке собрать своих игроков во что-то большее, чем просто набор случайных компонентов. Конечно, его неудача не является чем-то невиданным ранее, но эта нехватка координированности и собранности проявляется не только в победах и поражениях, но и в слабой игре в защите и с дистанции.
В то же время, Ястребы могут похвастаться великолепной дальней артиллерией и лучшим результатом в НБА. Все пять игроков стартовой пятерки набирают больше 10 очков за матч, причем ни один не проводит на паркете в среднем больше 34 минут за игру. Подобное распределение благ здорово контрастирует с "капиталистическими" режимами звездного доминирования Фила, Джордана, Шака и Коби. Безкастовое, кооперативное движение, пропагандируемое тренерами Поповичем, Буденхользером и Керром, является буквально противоположным философии Коби Брайанта, который недавно охарактеризовал своих партнеров-"пролетариев" как бездельников и ублюдков. Кроме того, оно только процветает в восходящей философии "пэйс-энд-спэйс".
Через тридцать пять лет после того, как Лига приняла трехочковую черту, поколение Брайанта направляется на пенсию, а на смену им приходят миллениалы, которые не просто знают, что бросок с расстояния в 24 фута в полтора раза эффективнее, чем бросок с 22 футов, но и готовы использовать эту разницу во что бы то ни стало. Это требует движения мяча, и лучшие тренеры лиги хотят и могут воплотить систему, способную воспользоваться этим преимуществом, в то время как неудачники или слишком упрямы, или слишком оторваны, чтобы достичь подобной трехочковой нирваны. Словами ЛеГэри, "главным вызовом будет поиск людей, которые двигают мяч вместо того, чтобы его останавливать". Не совсем понятно, правда, кого он имел в виду, тренеров или игроков. Скорее всего, и тех, и других.
Оригинал текста на Grantland.com.