В XXI веке Национальную баскетбольную ассоциацию ни разу не выигрывал коллектив, которого не видели в числе фаворитов. Даже неожиданный Детройт одиннадцатилетней давности на тот момент уже пару лет как ходил в сильнейших командах Востока. Голден Стейт же подходил к этому регулярному чемпионату в статусе вероятного участника плей-офф с максимумом в виде борьбы за четвертое-пятое место. Их возглавил тренер-новичок без даже ассистентского опыта, их единственный тяжелый форвард высокого уровня стремительно регрессировал, регулярно прописываясь в лазарете, мечты о Кевине Лаве были разбиты собственным менеджментом, а любое серьезное повреждение Эндрю Богута (не говоря уже о ком-то из Сплэш Бразерс) в глазах болельщиков и специалистов так и вовсе могло откинуть Уорриорс за пределы восьмерки.
Воины на протяжении всего сезона выглядели сильнее всех и успешнее всех, показывая элитную игру на обеих частях паркета, но в их итоговую победу верил далеко не каждый. Любое выраженное в цифрах преимущество оклендцев в преддверии игр на вылет билось об стену традиционных для плей-офф аргументов: опыта (как на паркете, так и на тренерской скамье), индивидуального мастерства, защиты и, цитируя Пола Пирса, "этого". 67 побед в сезоне, самая результативная атака и первый защитный рейтинг? Стеф Карри никогда в жизни не выбивал контендер, большая часть оборонительной работы ложилась на выступавшего лишь первый сезон в качестве игрока стартовой пятерки взрывного фрика, минимальный опыт игры на наивысших стадиях.
Голден Стейт сумел разломать в дребезги множество стереотипов и штампов, касавшихся чемпионских команд. Уорриорс стали первым в новейшей истории лиги победителем сезона, играющем в колоссально высоком темпе. Другое дело, что в нужные моменты они отлично переходили в позиционную игру, практически не теряя в эффективности. Общепринято, что звучащая как ансамбль яркая атака не приносит перстней, но в сочетании с внимательной защитой, как на периметре, так и в краске она позволяет доминировать над конкурентами не только в регулярке, но и в играх на вылет.
Воины – это самый смоллбольный чемпион с тех мифических времен, когда двухметровые белокожие мужики считались доминирующими центровыми. По ходу сезона тренерский штаб калифорнийцев часто оставлял на скамейке Эндрю Богута, Фестуса Изили, Мариса Спэйтса и Дэвида Ли одновременно, отправляя под кольцо 201-сантиметрового номинального легкого форварда Дрэймонда Грина. А получив два болезненных поражения кряду в финале от Кливленда, Голден Стейт окончательно перешел на игру ультрамаленькой пятеркой с Харрисоном Барнсом в статусе самого высокого игрока на площадке и переломил итог неудачно складывающейся серии. То, что лет восемь назад считалось огромной авантюрой, сегодня приносит чемпионство. Кроме того, они сумели разрушить стереотип о невозможности построить команду-победитель вокруг разыгрывающего.
Когда коллектив выдает неожиданный результат в командном виде спорта, зачастую в первую очередь отмечают его рулевых. Можно ли Уорриорс с их дебютантом во главе назвать тренерской командой? Безусловно. Стив Керр умело использовал наработки главных своих менторов, взяв элементы треугольного нападения от Фила Джексона и пэйс-н-спэйс от Грега Поповича. Работая в комментаторском ремесле, Стив следил за изменениями баскетбола, за главными трендами игры. Керру на протяжении всего сезона помогали Элвин Джентри, перенесший атакующий лоск Финикса конца 2000-х в Окленд, а также Рон Адамс, известный защитный гуру, координирующий оборону в Милуоки Джорджа Карла, в Чикаго Скотта Скайлса и Тома Тибодо, в Оклахоме Скотта Брукса. С точки зрения тактики тренеры Голден Стейт не внедрили ничего инновационного – они просто собрали, систематизировали и усовершенствовали то, что было придумано до них. Тем не менее, была проведена огромная работа.
Говоря о самом ценном человеке в структуре Уорриорс после Стефа Карри, принято называть Клэя Томпсона, Андре Игуодалу или Стива Керра. Но в этот список было бы верным включить еще и генерального менеджера клуба Боба Майерса, ставшего ответственным за баскетбольные операции лишь три года назад. Майерсу, не без помощи его предшественников, удалось воплотить пока несбывшуюся мечту Сэма Прэсти – построить чемпионский коллектив через драфт. Стефа Карри, Клэя Томпсона, Дрэймонда Грина, Харрисона Барнса и Фестуса Изили взяли на ярмарках талантов с 2009-го по 2012-й годы. Эндрю Богут был выменян за задрафтованных воинами Монту Эллиса и Экпе Юдо, главной составляющей сделки по Дэвиду Ли был избранный на драфте Уорриорс Энтони Рэндольф, а в трейд Андре Игуодалы было включено крупное истекающее соглашение еще одного лотерейного пика воинов Андриса Бьедринша. Руководители Голден Стейт ни разу не выбирали в пятерке за последние 13 лет, а на правах свободных агентов в Окленд из нынешнего ростера переехали лишь Шон Ливингстон, Марис Спейтс, Леандро Барбоса и несколько малозначимых резервистов. Более того – в чемпионе этого сезона не было ни одного типичного для какого-нибудь Кливленда охотника за перстнями, готового играть за еду, лишь бы в контендере.
Чемпионский Голден Стейт – это еще и красивая кинематографическая история, где роль главного героя исполнил человек, карьера которого висела на волоске из-за постоянных травм лодыжки. Его нынешняя зарплата в 10,6 млн долларов в год делает контракт Карри самым выгодным в лиге, не считая соглашений с новичками, но три года назад воины серьезно рисковали выдавая 44 миллиона на 4 года защитнику. А в 2006-м году игровые качества Стефа не интересовали колледжи калибра Вирджинии Тек, из-за чего ему пришлось принять предложение совсем уж скромного Дэвидсона.
Его правая рука и закадычный друг Клэй Томпсон воспринимался изначально лишь как сын первого номера драфта 1978 года Майкала Томпсона, двукратного чемпиона НБА в составе Лейкерс, центрового, выдавшего в Портленде сезон уровня 21+12+4. Клэй в школе не входил даже в пятерку лучших атакующих защитников своего рекрут-класса, лишь в последний год в колледже вырос в баскетболиста уровня лотерейного пика, а сейчас превратился во вторую скоринг-опцию лучшей команды ассоциации.
USA Today Sports
Андре Игуодала – герой второй плана, ставший в финальной сцене главным действующим лицом, никогда доселе не играл в претендующих на перстни командах, несмотря на то, что такие универсалы как он будто созданы для больших свершений. В 30 лет Игги был впервые в карьере переведен в запас, его серьезно начал подводить бросок, но Андре дождался своего часа и засверкал там, где был максимально полезен.
Самому неоднозначному персонажу новоиспеченных чемпионов Дрэймонду Грину даже титул лучшего колледж-игрока трехлетней давности не обещал серьезных перспектив на профессиональном уровне. Андесайз, твинер – какими только словами Грина не называли болельщики и специалисты. В своем дебютном сезоне Дрэймонд забивал катастрофические 32,7% бросков, а дальний бросок у Грина отсутствовал в принципе. За каких-то два года форвард превратился в одного из самых универсальных игроков лиги, претендента на Мистера замка, а на чужой половине трансформировался в актуального растягивающего большого.
В Харрисоне Барнсе видели нового ЛеБрона Джеймса (а в Кливленде тех времен – так и вовсе его улучшенную версию), но не сумев засиять слишком ярко, Барнс стал объектом настоящей травли за отсутствие лидерских качеств. Впрочем, в его лице Уорриорс получили полезного на обеих половинах площадки ролевика без претензий на 15 бросков за матч. Центровые Эндрю Богут и Фестус Изили в последние годы боролись с постоянными повреждениями, и звание чемпионов НБА стало главной победой их нелегких карьер. Леандро Барбоса полтора года назад после неудачных поисков места работы в сильнейшей лиге мира вернулся в Бразилию, чтобы затем вновь попытать счастья в ассоциации, сумев продолжить любопытную традицию: чемпионы лиги 2010-х годов неизменно имеют в своих составах игроков Финикса времен Майка Д’Энтони. Кажется, ценность Амарэ Стаудемайера в это межсезонье увеличивается в разы.
Но воистину голливудской получилась история у незаметной, но очень важной детали чемпионских Уорриорс, Шона Ливингстона, который в 21 год не просто был близок к окончанию карьеры, но и едва не стал инвалидом. Важность Ливингстона для этой команды невозможно проиллюстрировать статистически. Его выходы на площадку добавляют воинам уверенности и спокойствия, ведь едва не потеряв возможность заниматься любимым делом, разве страшны какие-нибудь поражения?
Уорриорс своим чемпионском походом показали всем, что для итоговой победы совсем необязательно иметь одного из лучших игроков всех времен, тренера с перстнями на каждом пальце, послужной список из кучи проигранных финалов, зубодробительную вязкую защиту и банду прославенных ветеранов в ростере. Не стоит принижать успех оклендцев лишь из-за того, что они не противостояли в плэй-офф Сан-Антонио, Клипперс, здоровому Кливленду. Сперс сами навлекли на себя беду, заняв шестое место в конференции; никто не доктор Клипперс в отданной серии Хьюстону; а ЛеБрон Джеймс знал, что идет к молодой звезде с уже толстой медицинской карточкой, и сам был инициатором обмена хрупкого Кевина Лава.
Голден Стейт-2015 имеет схожесть с Сан-Антонио-1999 и Детройтом одиннадцатилетней давности. Их выигрыши завершали эпохи и одновременно открывали новые страницы в истории НБА. Сперс в итоге стали династией, а для Пистонс та победа была мимолетным всплеском, который больше не повторялся. По какому пути пойдут Уорриорс? Следующий сезон станет настоящей проверкой для подопечных Стива Керра. В конкурентах вероятно вылечившаяся и уж точно злая Оклахома; Кливленд, однозначно мастеровитей противостоявшего воинам в финале; и, конечно, Сан-Антонио, находящееся в одном подписании ЛаМаркуса Олдриджа от очередного доминирования в лиге.