Минувший тур Единой лиги ВТБ оказался знаковым для украинского бигмена Кирилла Фесенко. Всего несколько дней назад он подписал контракт с саратовсим Автодором, и уже в первом своем матче против рижского ВЭФа блеснул, показав готовность, как в былые времена, бороться за место под солнцем вне зависимости от того, где это происходит - в Черкассах, Солт-Лэйк-Сити или Саратове.
В это же время в тренировочном зале Дворца спорта стал проводить тренировки человек, который ранее несколько лет вместе с Фесенко заполнял украинский сегмент в НБА - Алексей Печеров. Форвард уже полгода находится без работы, но дело не в его травмах, и не в его возрасте. Дело в том, что клубы, где харьковчанин мог бы ярко выступать, вряд ли смогут потянуть финансовые и спортивные запросы игрока. А те, кто могут, в услугах Алексея не заинтересованы. Тут можно было бы говорить о невезении, но в таком случае всю предыдущую карьеру украинского форварда стоит назвать "счастливым случаем".
Печеров с детства мечтал попасть в НБА, тяжело работал для этого, но ничего не получилось бы, если бы не удача. Хороших, но не всегда логичных совпадений в его истории было немало. А без их упоминания комплексная картина нынешнего положения игрока не сложится.Первым номером Драфта-2006 стал итальянец Андреа Барньяни, но и Печеров со своим сезоном во Франции был выбран достаточно высоко - 18-й номер. Идеальное вхождение в тренд
- В 2005-м году Печеров сыграл всего 22 матча за БК Киев в чемпионате Украины, получая по 10 минут игрового времени, но после этого неожиданно смог уехать в чемпионат Франции;
- Пари-Баскет-Расинг, куда приехал Алексей, в сезоне 2005/06 упал с четвертого места на тринадцатое, но зато украинец получил возможность быть лидером команды в нападении, выполняя максимум бросков;
- В 2006-м году Даллас Маверикс впервые вышли в финал НБА, а главным человеком в команде был Дирк Новицки. Это был первый пик популярности немца, одним из козырей которого стал трехочковый бросок. Отсюда же возникла мода в лиге на европейских бигменов, умеющих атаковать из-за дуги. Первым номером Драфта-2006 стал итальянец Андреа Барньяни, но и Печеров со своим сезоном во Франции был выбран достаточно высоко - 18-й номер. Идеальное вхождение в тренд;
- Следующий сезон Печеров вновь провел в БК Киев. По ходу чемпионата Украины он потерял место в стартовой пятерке, а в финалах с Азовмашем получал по 15 минут в среднем за игру. В решающем матче сезона Алексей был "съеден" Кенаном Байрамовичем и Сергеем Лищуком, он в очередной раз провалился в защите, а Киев проиграл домашнюю встречу 64:91. Это была последняя игра Печерова в Украине перед поездкой в НБА - еще год назад было известно, что Вашингтон подпишет с игроком контракт.
После этого в карьере Печерова по-настоящему яркие события встречались нечасто. В Вашингтоне он стал лишь ролевым игроком, но даже при этом главный козырь Алексея не сработал - во втором сезоне он лучше всего попадал с периметра, но это "лучше" выражалось лишь в 33% реализации трехочковых. Что касается игры в обороне, прозвище Алексея в США "The White Hole" говорит о многом.
Главное, что в НБА наружу вылезли проблемы Печерова, о которых в Украине было принято умалчивать. Проблемы с характером. В феврале 2008-м через Печерова сделал слэм-данк Андреа Носиони, а Алексея комментаторы прозвали
"Stewie", намекая на внешнее сходство украинца с мультипликационным героем. Увы, получилось так, что обидное прозвище Алексей просто "съел". Через неделю он сыграл свой статистически лучший матч за Уизардс, набросав в кольцо Орландо 15 очков и собрав 6 подборов, но едва ли кто-то оценил это. Ту встречу Вашингтон проиграл 92:122, а количество получаемого Алексеем времени не изменилось никак - все те же 5-7 минут в среднем за игру.
После двух лет в Уизардс Печерову повезло перейти в Миннесоту - записного аутсайдера лиги с массой проблем в составе, но зато с возможностями проявить себя. Перед стартом сезона у "волков" получил травму Кевин Лав, и украинец даже стал игроком стартовой пятерки. Матч против Бостона (90:92) лучший в его карьере - за 37 минут форвард набрал 24 очка и 8 подборов. Дальше нужно было закрепить успех, бороться, доказывать свою пригодность в НБА, но следующие поединки против Милуоки и Портленда Алексей вновь провалил. Миннесота продолжала проигрывать, в команде, бывало, вовсе не было больших форвардов, но Печеров все терял и терял в игровом времени, уступая место в составе не только номинально "третьему" Райану Гомесу, но и таким простым парням как Райан Холлинс и даже Натан Джаваи.
Спустя год аналогичную картину наблюдали зрители уже в Милане. Перебравшись в Европу, Печеров в первом предсезонном матче Армани Джинс против Нью-Йорка набрал 23 очка, а дальше вновь наступила деградация. Алексей не изменился - с ним на площадке командам приходилось обороняться вчетвером, а редкие вспышки эффективности в нападении не заменят стабильности и желания тяжело работать в защите. Миннесота продолжала проигрывать, в команде, бывало, вовсе не было больших форвардов, но Печеров все терял и терял в игровом времениКак и в Миннесоте, через несколько месяцев Алексей сел на скамейку, упустив очередной шанс развернуть карьеру с пути стагнации.
Печеров стал заложником своего статуса. Где бы не всплывала его фамилия, рядом с ней появлялась приставка "экс-игрок НБА". И сам харьковчанин с удовольствием пользовался таким положением - вместо того, чтобы меняться к лучшему, он полагался на статус, который должен был автоматически приносить ему работу и хороший контракт. После Армани Джинс Алексею вновь нужно было стараться, пусть и за меньшие деньги, находить себе работу в западной Европе, но его позвали в Азовмаш. В деградирующем мариупольском клубе деградирующий Печеров выглядел вполне гармонично - здесь он провел два года, то мучаясь с травмами, то проводя достаточно средние матчи. К лету 2013-му он даже потерял ранее незыблемое место в сборной Украины.
Ныне заканчивается уже 2014-й год, а бывший форвард Вашингтона и Миннесоты до сих пор не нашел работу. Теоретически, заинтересованными в Печерове могут быть лишь клубы, играющие в быстрый баскетбол, без оглядки на защиту. Наверняка сам игрок хотел бы сейчас оказаться в итальянском Динамо Сассари или в одном из клубов чемпионата Китая, но срок годности его статуса экс-игрока НБА уже истек, а значит, украинца ждут предложения куда проще. Несопоставимость амбиций игрока, его отношения к баскетболу и ограниченного спроса со стороны клубов вовсе могут привести к бесславному окончанию карьеры Печерова. И выбор перед ним давно уже остается лишь один: продолжить падение вниз, либо изменить отношение к себе и использовать очередной новый клуб как платформу для возвращения на топ-уровень. В последнее, впрочем, уже давно не верится, а значит, Алексей Печеров так и останется в памяти украинского баскетбола игроком, которому удача нарисовала прекрасные шансы сделать шикарную карьеру, но который все эти шансы бестолково растерял.